Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Условный оператор (Гажула С. А.)

Текст урока

  • Конспект

     Тема урока. Условный оператор. Сложные условия.
    Цель урока – формирование представлений об алгоритмах с ветвлением, правилах записи программ на  языке Паскаль. Дать представление о полном и неполном ветвлении.
    Задачи урока. 
    Образовательные: сформировать на  уроке новое понятие « условный оператор», рассмотреть решение информационных задач с использованием условного оператора.
     Развивающие: развивать и углублять знания по теме, отрабатывать навыки записи программ на языке Паскаль и на школьном алгоритмическом языке. Обратить   внимание на пунктуацию текста программ
     Воспитательные: воспитывать  инициативу, самостоятельность, ответственное отношение за свою учебную деятельность.
    
    
    Тип урока: комбинированный 
    
          
     1.  Организационный момент. Приветствие учащихся.
    2.   Определение цели и задач урока: повторить теоретический материл, рассмотренный на предыдущем уроке, применить его при решении информационных задач. Продолжить знакомство и изучение материала, связанного  с составлением программ на алгоритмическом языке и на языке программирования.
    3. Повторение и актуализация  знаний. Вопросы для беседы с учащимися.
         1. Покажите  структуру программы  на языке Паскаль и на алгоритмическом языке.    
             Сравните оба способа, покажите отличия. Какие символы можно использовать  
             при составлении программ?
                2. Как  можно  вывести информацию на экран?
          3. Дайте определение понятия « переменная». Какие переменные используются?   
              Зачем   нужно объявлять переменные? Зачем нужен тип переменной?
          4. Что такое оператор присваивания?
          5. Решение задач. Учебник, страница 117, задание 3 (в), задание 4
            Задания для письменной работы.  
           а) Ответьте на вопросы к параграфу 56, № 5,6,7
           б) Опишите операции  div, mod.
           b) Как выполняется операция возведения в степень?
            Задача.  Учебник, стр 124, № 4, 7, 8 (а – г) . Решение оформляется на доске и  
             в тетрадях  учащихся.
      4. Домашнее  задание § 57, вопросы к параграфу (1-5) устно, стр 132, №2,3.
      5.  Динамическая пауза. Упражнения для снятия статической нагрузки.
      6. Изучение нового материала.
       Когда то на уроках говорили о различных типах алгоритмов: линейные, циклические,   
                с ветвлением. Материал, который мы рассматривали на прошлом уроке, позволяет писать    
                линейные алгоритмы. Но такие задачи встречаются не так уж часто. Чаще нам приходится       
               решать задачи с выбором порядка действий, в зависимости от того какие данные  
               поступили. Для этого предусмотрены условные операторы с использованием слов
               if   (если), then (то),   else (иначе).
              
                If  a  >b then
                M : = a               перед словом else  точка с запятой не ставится
                else
             M : = b
    
       
        Запись программы с использованием всех трех слов  называется полной формой. Можно записать иначе.
    M : = a;                                                   условный оператор в неполной форме
    If b   >   a    then
    M : = b
    
    Правила записи программы в языке Паскаль. Знаки отношений, которые можно использовать при составлении  программ. Задача на сравнение величин, например возраста детей. Какие могут быть решения этой задачи?  ( старше, младше, равны)
     if  a  >    b   then
           writeln ( ´  Андрей  старше   ´  )
    else   
           if    a = b then
          writeln  (  ´  одного возраста ´  )
    else
           writeln  (´ Борис  старше ´);
    
    Условный оператор, проверяющий равенство, находится внутри  блока иначе (else), поэтому он называется вложенным условным оператором, который позволяет выбрать один из нескольких вариантов. Правило  при работе с вложенным условным оператором: любой блок else относится к ближайшему предыдущему оператору if ,  у которого такого оператора еще не было. 
    Сложные условия.
    Задача: фирма набирает сотрудников, возраст которых от 25 до 40 лет включительно. Программа  должна определить, подходит ли сотрудник или нет.
    Для решения задачи нужно использовать логические операции «и», « или», «не», которым соответствуют команды and, or, not. 
     If  ( v >= 25) and(v<= 40) then
            writeln (´   подходит  ´)                использование скобок для записи простого  условия
    else
           writeln  (  ´не подходит´ );
    
    
    Множественный   выбор.
     Условный оператор служит для выбора одного из двух вариантов. Но иногда надо сделать выбор из нескольких возможных вариантов. 
    Задача: вывести на экран по номеру месяца m его русское название. Использование оператора выбора. ( стр. 129 – 130 учебника)
     
    6. Первичное  закрепление знаний. Решение задач из учебника на странице 132.
    7. Итоги урока. Учитель обобщает материал, подводит итоги урока.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Гажула С. А.

    Скачать: Информатика 10кл - Конспект.doc