Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Кодирование и декодирование (Карманова Я. С.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: Информатика 
    Класс: 10
    УМК: Поляков К. Ю., Еремин Е. А. Информатика. Углубленный уровень. Часть 1.– Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2014.-344 с.
    Уровень обучения: профильный.
    Тема урока: Кодирование и декодирование.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: 1
    Цели урока:
    Образовательные: способствовать отработки  понятия «кодирование», «декодирование», «двоичное кодирование»;  организация самостоятельной работы решение практических задач на уроке, с применением кодирования и декодирования.
    Развивающие: создать условия для развития умения выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать. Способствовать развитию умения принимать самостоятельные решения.
    Воспитательные: воспитывать внимательность, стремление довести дело до намеченного результата; установление взаимных контактов и обмен опытом между учащимися и преподавателем;
    Задачи урока: владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно – коммуникационных технологий.
    Планируемые результаты: Учащиеся должны
    Знать:
    понятия «кодирование», «декодирование», «двоичное кодирование»;
    принципы кодирования информации;
    принципы декодирования информации.
    Уметь:
    кодировать и декодировать информацию различными способами;
    уметь применять двоичное кодирование.
    Техническое обеспечение урока: компьютер учителя с мультимедийным проектором, компьютер для  каждого ученика для выполнения практических заданий. 
    План урока 
    1. Организационный момент (3 мин) 
    2. Актуализация знаний (15 мин)
    3. Изучение нового материала (22 мин)
    4. Итог урока (3 мин)
    5. Домашнее задание (2 мин).
    
    Содержание урока:
    Ход урока
    1. Сообщение темы урока. 
    2. Актуализация знаний.  
    Для того чтобы  хранить и передавать информацию, ее необходимо как – то зафиксировать, например, записать с помощью символов на каком – о языке.
    Язык – это система знаков, используемая для хранения, передачи и обработки информации.
    В большинстве современных языков используется алфавитное письмо, где каждый знак или сочетание знаков обозначает некоторый звук, так что с помощью небольшого набора знаков (алфавита) можно записать любые слова устной речи.
    Алфавит – это набор знаков, который используется в языке.
    Мощность алфавита – это количество знаков в алфавите.
    Слово – это последовательность символов алфавита, которая используется как самостоятельная единица и имеет определенное значение.
    Если алфавит языка состоит из N символов (имеет мощность N), количество различных сообщений длиной L знаков вычисляется как Q=N^L
    Существуют естественные и формальные языки.
    Формальный язык – это язык, в котором однозначно определяется значение каждого слова, а также правила построения предложений и придания им смысла.
    
    3. Изучение нового материала
    Как показано в главе 1 и в предыдущем параграфе, для хранения и передачи информации нужно записать ее, зафиксировать на некотором языке, т.е. закодировать.
    Кодирование – это представление информации в форме, удобной для ее хранения, передачи и обработки. Правила такого преобразования называется кодом. Кодом называют также набор знаков закодированного сообщения.
    В зависимости от конкретной задачи информация может колироваться различными способами. Для кодирования числовой информации в разных ситуациях используют также разные способы. Например, число 21 можно записать как XXI в римской системе счисления или «двадцать один» в финансовых документах.
    Долгое время для передачи сообщений по телеграфу использовался код Морзе (азбука Морзе), в котором все буквы и цифры кодируются в виде различных последовательностей точек и тире.
    
    Код Морзе для русских букв и цифр
    
    
    Код Морзе – неравномерный, т.е. коды символов могут быть разной длины.
    Для передачи информации обязательно нужно, чтобы свойства носителя как – то изменялись. Самый простой используемый код должен содержать по – крайней мере, два разных знака. Такое кодирование называют двоичным.
    Двоичное кодирование – это кодирование с помощью двух знаков.
    Например, сообщение АБАВГБ может быть закодировано с помощью кодовой таблицы
    А
    Б
    В
    Г
    00
    01
    10
    11
    
    следующим образом: 000100101101.
    Длина кода определяется количеством вариантов, которые нужно закодировать. Поскольку алфавит двоичного кода содержит два символа, применяя общую формулу, получаем количество различных сообщений длиной I битов:
    N=2^I
    (Выполняем задания № 5, 8, 16  стр.65 – 66 учебника)
    
    Декодирование – это восстановление сообщения из последовательности кодов.
    Сообщения, записанные с помощью равномерного кода, всегда декодируются однозначно. Для этого достаточно разбить сообщение на группы битов известной длины и восстановить исходный текст, используя кодовую таблицу.
    В некоторых случая даже при использовании неравномерного кода не требуется вводить символ – разделитель. Для этого достаточно выполнения условия Фано: ни одно кодовое слово не должно совпадать с началом другого кодового слова. Такой код называют префиксным.
    Рассмотрим примеры 1, 2, 3  в учебнике (стр. 68 – 73).
    
    4.  Итог урока
    Проверка выполненных заданий. Выставление оценок за урок. Подведение итога урока.
    
    5. Задание на дом §6, задание 8, 9, 10 (стр. 74 – 75); 
     

    Автор(ы): Карманова Я. С.

    Скачать: Информатика 10кл - Конспект.docx