Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Системы счисления. Позиционные системы счисления. Двоичная система счисления (Носачева О.О.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: Информатика и ИКТ
    Класс: 10
    УМК (название учебника, автор, год издания): К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Информатика. 10 класс. Углубленный уровень. - М.: Бином, 2014.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Системы счисления. Позиционные системы счисления. Двоичная система счисления.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 ч.
    Место урока в системе уроков по теме: 3 урок.
    Цель урока: обобщение знаний обучающихся о позиционных и непозиционных системах счисления, полученных в курсе 9 класса.
    Задачи урока: 
    отработка навыков перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления  и обратно; 
    отработка умений выполнять арифметические  операции в двоичной системе счисления.
    Планируемые результаты: знать, что такое система счисления, позиционная и непозиционная система счисления, алфавит системы счисления, основание системы счисления; уметь выполнять перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот;  уметь выполнять арифметические операции в двоичной системе счисления.
    
    Техническое обеспечение урока: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: презентация «Системы счисления» к учебнику К.Ю. Полякова http://kpolyakov.spb.ru/school/probook/slides.htm.
    
    Ход урока
    1. Организационный момент.
    Учитель здоровается с учениками, отмечает отсутствующих. Учащиеся рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
    
    2. Изучение нового материала (изучение нового материала сопровождается презентацией «Системы счисления» к учебнику К.Ю. Полякова)
    1) Системы счисления
    Вспомним, как первоначально считали люди. Люди первоначально считали на пальцах – это самый простой способ, который используется и сейчас.
    
    Один загнутый палец означал единицу (один день, один камень и т.п.). Такая система счисления называется унарной. В качестве цифр в такой системе счисления могли использоваться камешки, узелки, палочки (слайд 3).
     		
    
    Запишите в тетрадь определение системы счисления.
    	
    Система счисления — это правила записи чисел с помощью специальных знаков - цифр, а также соответствующие правила выполнения операций с этими числами.
    Системы счисления бывают позиционные и непозиционные. 
    Зарисуйте в тетради схему:
    Системы счисления
    
                          Позиционные                                                       Непозиционные
    
    
    
    
    Примеры непозиционных систем счисления: унарная, римская, славянская и др. (слайды 4-6).
    Египетская десятичная система                                         Славянская система счисления
    
    
    
    Приведите примеры использования римской системы счисления.
    Возможные ответы: на циферблатах часов, для обозначения веков в истории, глав в книгах.
    
    Можете ли вы назвать недостатки непозиционных систем счисления?
    
    Учащиеся предлагают свои варианты ответов:
    Можно записать только натуральные числа.
    Как записать дробные или отрицательные числа?
    Сложно выполнять арифметические действия.
    Сложно записать большие числа.
    С какими позиционными системами счисления вы знакомы из курса 9 класса? 
    Ответы учащихся – двоичная и десятичная.
    
    2) Позиционные системы счисления
    Каждая позиционная система счисления имеет алфавит и основание. Запишите в тетрадь следующие определения:
    Алфавит системы счисления — это используемый в ней набор цифр.
    Основание системы счисления — это количество цифр в алфавите (мощность алфавита).
    
    3) Двоичная система
    Все данные в компьютерных устройствах хранятся и обрабатываются как числа, представленные в двоичной системе счисления. 
    Основание двоичной системы счисления -2. 
    Алфавит двоичной системы счисления – 0, 1.
    Вспомним алгоритмы перевода двоичного числа в десятичную систему счисления и обратно (слайд 28).
    
    
    4) Арифметические операции в двоичной системе счисления
    Двоичные числа, также как и десятичные, можно складывать и вычитать. При этом используются следующие правила (слайд 31):
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ученики записывают таблицы сложения и вычитания в двоичной системе счисления в тетрадь.
    Рассмотрим следующие примеры:
    
    
    
    
    
    
    5) Быстрый перевод числа из десятичной системы счисления в двоичную
    а) Если число, которое нужно перевести из десятичной системы, равно числу "2 в степени", то это число в двоичной системе содержит количество нулей, равное степени. Впереди этих нулей добавляем "1". 
    Рассмотрим следующий пример:
    Переведем 810 в двоичную систему счисления. 8=23. Поэтому в двоичной системе число содержит 3 нуля. Впереди ставим "1" и получаем 10002.  
    
    б) Если число, которое нужно перевести, меньше числа "2 в степени" на 1, то в двоичной системе это число состоит только из единиц, количество которых равно степени.
    Рассмотрим следующий пример:
    Переведем 710  из двоичной системы счисления. 7=23-1. Поэтому в двоичной системе число содержит 3 единицы. Получаем 1112. 
    Полезно помнить, что в двоичной системе:
    четные числа оканчиваются на 0, нечетные – на 1; 
    если известна двоичная запись числа N, то двоичную запись числа 2*N можно легко получить, приписав в конец цифру 0, например:
    1510 = 11112, 	            3010 = 111102,                6010 = 1111002, 	      12010 = 11110002
    
    3. Закрепление	
    1) Перевести числа в двоичную систему счисления (устно)
    127,128, 255, 256, 511, 512 
    Ответы учащихся: 11111112, 100000002, 111111112, 1000000002, 1111111112, 10000000002
    2) Сейчас, я предлагаю вам выполнить задания из учебника,  с. 108. 
    Работа у доски.
    
    № 3. Сколько единиц в двоичной записи чисел.
    а) 17310                                                  
    Ответ: 5 единиц
    	 
    № 6. Выполните сложение в двоичной системе счисления.
    
    а) 10101112 + 1101012
    Ответ: 100011002
    
    № 7. Выполните вычитание в двоичной системе счисления.
    а) 1011012 – 111112
    Ответ: 11102
    
    4. Итог урока
    Итак, подведем итог нашего урока.
    1) Что такое система счисления?
    2) Какие системы счисления называются позиционными, непозиционными?
    3) Что такое алфавит системы счисления?
    4) Что такое основание позиционной системы счисления?
    5) Сформулируйте алгоритм перевода числа из двоичной системы счисления в десятичную и обратно.
    
    5. Домашнее задание
    Запишите домашнее задание: § 9-11
    Письменно
    1) Сравнить два двоичных числа: 1100112 и 1010112
    2) № 10, с. 98
     

    Автор(ы): Носачева О. О.

    Скачать: Информатика 10кл - Конспект.docx