Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Сеть Интернет. Адреса в Интернете (Сорокина Н. А.)

Текст урока

  • Конспект урок 1

     Конспект урока на тему: Сеть Интернет. Адреса в Интернете.
    §47-48
    1. ФИО (полностью)	Сорокина Надежда Анатольевна
    2. Место работы	МБОУ «Новониколаевская СОШ имени В.С. Иванченко»
    3. Должность	Учитель
    4. Предмет	Информатика и ИКТ
    5. Класс	10
    6. Тема и номер урока в теме «Компьютерные сети», 2 урок
    7. Базовый учебник	Информатика. Углубленный  уровень: учебник для 10 класса / Поляков К.Ю., Еремин Е.А., в 2-х ч. 2ч. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 
    8. Цель  урока: познакомить с понятием глобальная сеть Интернет и  системой передачи данных в ней.
    9. Задачи:
    обучающие
    рассмотреть виды сетей.
    изучить адресацию в сети Интернет.
    познакомить учащихся с доменной системой имён. 
    рассмотреть протоколы передачи данных.
             развивающие
    содействовать расширению кругозора учащихся. 
    развивать внимание.
    развивать навыки самообразования с использованием информационных и коммуникационных технологий.
             воспитательные 
    воспитывать познавательный интерес к предмету.
    учиться применять знания на практике.
    воспитывать информационную культуру.
    
    10. Тип урока: урок усвоения новых знаний.
    11. Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная.
    12. Необходимое техническое оборудование: компьютеры с подключением к Интернету, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Структура и ход  урока
    №
    Этап урока
    Название используемых ЭОР
    (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)
    Деятельность учителя 
    (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
    Деятельность ученика
    Время 
    (мин)
    1
    2
    3
    5
    6
    7
    1
    Организационный момент
    
    приветствует учащихся, 
    проверяет готовность к уроку,
    объявляет тему «Сеть Интернет. Адреса в Интернете»,
    объявляет цель и задачи урока,  
    озвучивает  план работы
    Учащиеся 
    слушают объявление темы, 
    открывают тетради, 
    записывают тему урока, число
    
    3 мин.
    2
    Проверка знаний  учащихся
    
    Организовывает проверку знаний учащихся (фронтальный опрос):
    1. Топология сети, виды
    2. Достоинства и недостатки локальных сетей
    3. Что представляют собой одноранговые сети и сети на основе сервера
    4. Аппаратное и программное обеспечение проводных и беспроводных сетей
    Учащиеся отвечают на вопросы
    
    5 мин.
    3
    Объяснение новой темы
    № 1
    Актуализация опорных знаний учащихся:
    Как вы представляете сеть «Интернет»?
    Пользуетесь ли вы сетью «Интернет» для передачи информации?
    Терялась ли у вас информация при передаче (пересылке)?
    Демонстрация презентации «Компьютерные сети». Слайды: 
    1. Заголовок
    2. Локальная сеть
    3. Региональные сети
    4. Интернет
    5. Линии и каналы связи
    Вопросы: Как компьютеры в процессе обмена информации находят друг друга?
    Как организована адресация в сети?
    Как передаётся информация?
    6. Источники
    Все учащиеся слушают и отвечают на вопросы, высказывая своё мнение
    
    
    
    
    Записывают определения, пробуют ответить на вопросы
    2 мин.
    
    
    
    
    
    5 мин.
    4
    
    Закрепление пройденного материала
    № 2
    
    
    № 3
    
    № 4
    
    
    № 2
    
    
    № 5
    
    № 6
    
    № 7
    № 8
    
    
    Демонстрирует информационный модуль по теме: IP-адресация; доменная система имён. Отвечает на вопросы.
    В качестве первичного закрепления материала демонстрация видеороликов (флэш) 
    Первичное закрепление материала (доменные имена). Учитель вызывает одного или нескольких учеников (по очереди) к интерактивной доске
    Демонстрация видеоролика (флэш) по теме: разрешение имён dns.
    
    Организует самостоятельную работу учащихся
    
    Организация предварительного контроля усвоения  материала
    Проверяет результаты теста
    Дополнительно: задание с командной строкой (на ipconfig)
    Слушают, делают записи по теме, задают вопросы (по необходимости)
    
    Смотрят
    
    Выполняют проверочное задание на интерактивной доске
    
    Смотрят
    
    
    Индивидуальный просмотр видеороликов (флэш), краткие записи в тетради
    Выполняют тест
    
    
    Выполняют задание
    
    10 мин.
    
    
    4 мин.
    
    3 мин.
    
    
    1 мин.
    
    
    5 мин.
    
    3 мин.
    5
    Итог урока
    
    Задаёт вопросы:
    1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
    2. Может ли данный материал помочь вам при работе в сети?
    Отвечают на вопросы
    
    6
    Домашнее задание
    
    Записывает на доске домашнее задание 
    § 47-48, доп. практ. раб. 2.3 
    комментарии к заданию
    Записывают задание в дневник.
    
    
    Приложение к плану-конспекту урока «Глобальные компьютерные сети. Адресация в Интернете» 
    ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
    №
    Название ресурса
    Тип, вид ресурса
    Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
    1
    Знакомство с компьютерными сетями
    информационный
    Презентация (на основе рисунков ресурса)
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dc4e24e9-3ab8-48ce-9417-441aeb09af0b/znakom_s_cmp_set.htm
    2
    Адресация в Интернет
    информационный, первичное закрепление
    OMS модуль: текст, иллюстрации, тест
    http://fcior.edu.ru/card/23409/adresaciya-v-internet.html#
    3
    Числовые и символьные адреса
    информационный
    Видеоролик (флэш)
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4b243f8b-45fd-4fca-a775-8a2747fecae4/dns1.swf
    4
    Организация пространства имён dns
    информационный
    Видеоролик (флэш)
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cccda380-1d54-4b35-8e72-721e2881472e/dns2.swf
    5
    Разрешение имён dns
    информационный
    Видеоролик (флэш)
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b971a000-08ec-46f3-9abe-c89f946d05dd/dns3.swf
    6
    Знакомство с IP
    информационный
    Видеоролик (флэш)
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/64f191c3-0725-4b5a-81f4-bbfbf431631a/5-2.swf
    7
    Протокол TCP
    информационный
    Видеоролик (флэш)
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4566fa1e-24eb-461e-871e-edf7f1532d34/6-3.swf
    8
    Адресация в Интернет
    контроль
    OMS модуль: тест
    http://fcior.edu.ru/card/23528/adresaciya-v-internet.html
    
    
     

    Автор(ы): Сорокина Н. А.

    Скачать: Информатика 10кл - Конспект урок 1.doc
  • Конспект урок 2

     Конспект урока на тему: Сеть Интернет. Адреса в Интернете.
    §47-48
    1. ФИО (полностью)	Сорокина Надежда Анатольевна
    2. Место работы	МБОУ «Новониколаевская СОШ имени В.С. Иванченко»
    3. Должность	Учитель
    4. Предмет	Информатика и ИКТ
    5. Класс	10
    6. Тема и номер урока в теме  «Службы Интернета», 2 урок темы «Компьютерные сети».
    7. Базовый учебник	Информатика. Углубленный  уровень: учебник для 10 класса / Поляков К.Ю., Еремин Е.А., в 2-х ч. 2ч. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 
    8. Цель  урока: освоение  видов сервисных услуг, предлагаемых глобальной сетью, их практическое применение, содействие успешному усвоению учащимися учебного материала по курсу информатики.
    9. Задачи:
    обучающие
    познакомить учащихся со службами Интернета.
             развивающие
    содействовать расширению кругозора учащихся. 
    развивать внимание.
    развивать навыки самообразования с использованием информационных и коммуникационных технологий.
             воспитательные 
    воспитывать познавательный интерес к предмету.
    учиться применять знания на практике.
    воспитывать информационную культуру.
    
    10. Тип урока: урок усвоения новых знаний.
    11. Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная.
    12. Необходимое техническое оборудование: компьютеры с подключением к Интернету, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
    Основные этапы урока:
    I. Организационный (2 минуты).
    II. Актуализация (5 минут).
    III. Изложение нового материала (30 минут).
    IV. Закрепление изученного материала (2 минуты).
    V. Рефлексия (2 минуты).
    VI. Домашнее задание (2 минуты).
    VII. Оценка знаний (2 минуты).
    
    Ход урока:
    
    Этап 1. Организационный. 
    Приветствие учащихся, озвучивание темы и целей урока.
    
    Этап 2. Актуализация.
    1. Вопросы на повторение:
    1) Место данной темы в общем курсе информатики.
    2) Что в данной теме относится к аппаратному обеспечению?
    3) Что в данной теме относится к программному обеспечению?
    4) Что такое протокол TCP/IP?
    5) Понятие IP-адреса.
    6) Что такое доменное имя? Служба перехода между доменным именем и IP-адресом.
    7) Понятие URL-адреса.
    2. Намечается форма контроля.
    
    Этап 3. Изложение нового материала.
    Сегодня мы с вами проведём урок-семинар по теме «Службы Интернета». Каждый человек обращается к ресурсам Интернета с собственными потребностями. Научные работники для проведения сверхсложных вычислений нуждаются в доступе к вычислительным ресурсам современных суперкомпьютеров. Готовясь к урокам украинской литературы, ученикам нужно найти литературные произведения писателей родного края. Кого-то интересуют результаты футбольных матчей, других – гороскоп на неделю. Кто-то хочет получить из Интернета драйверы к устройству, подключенному к компьютеру, а кто-то – архивный файл с обновлением антивирусных баз. Многие люди используют Интернет для общения - это переписка, обмен сообщениями в реальном времени, голосовые разговоры и видеотрансляции,  сетевые игры и т.п. 
    Рассмотрим услуги, которые предоставляют пользователям службы Интернета. (Презентация Службы Интернета)
    
    
    Далее сообщения учащихся по каждой службе с демонстрацией их на проекторе и интерактивной доске.
    
    1. Служба удаленного доступа была первой службой компьютерных сетей. Она предоставляла пользователю возможность подавать команды на обработку данных и просматривать  результаты их выполнения на одном компьютере, а выполнять команды на другом. Для работы службы удаленного доступа был разработан протокол telnet, включенный в набор протоколов TCP/IP. В наше время средства удаленного управления широко используются администраторами сетей для настройки серверов и оказания помощи клиентам. Другая сфера применения – доступ к ресурсам суперкомпьютеров для организации совместных научных проектов и проведения сложных и громоздких вычислений. 
    2. Служба передачи файлов позволяет пользователю одного компьютера получить доступ к файлом другого компьютера и имеется возможность передавать их с одного компьютера на другой. Передача файлов осуществляется по протоколу FTP из набора протоколов  TCP/IP.  Служба предоставляет услуги по хранению и обеспечению доступа к большому количеству файлов: программ, электронных книг, музыки, видео и т.п. некоторые из этих файлов в можно получить свободно, доступ к другим ограничен. Например, http://allbest.ru –глобальная сеть рефератов.
    3. Коммуникационные службы наиболее распространенная служба Интернета. 
    1) Электронная почта, E-mail – одна из первых коммуникационных служб Интернета. Она предоставляет возможность передавать электронные письма – текстовые сообщения и прикрепленные к ним файлы – от пользователя-отправителя одному или группе адресатов. Электронное письмо попадает в электронный почтовый ящик, находящийся на сервере почтовой службы. Адресат в любое удобное для него время может посмотреть содержимое почтового ящика и прочитать письмо. Обеспечивают функционирование  этой службы почтовые протоколы SMTP и POP3, которые включены в набор протоколов  TCP/IP. Например, okorobko@list.ru
    2) Также коммуникационные службы предоставляют возможность пользователям сети обмениваться новостями, обсуждать проблемы, проводить дискуссии и телеконференции. Постоянно действующие телеконференции, в ходе которых собеседники посылают и читают  текстовые сообщения в удобное  для них время, называют форумами. Если обсуждение происходит в реальном времени, его называют чатом. Например, http://www.litforum.net.ua – украинский литературный форум.
    3) Группа новостей - это службы обмена тестовыми сообщениями с целью обсуждения некоторой темы группой собеседников. Подключившись к серверу новостей и выбрав тему по интересам, пользователи могут читать новости, задавать вопросы и получать ответы от широкого круга единомышленников. При желании можно получать рассылку новых сообщений с сервера в виде электронных писем. Передача сообщений в группе новостей осуществляется по протоколу NNTP, который включен  в набор протоколов  TCP/IP. Первые группы новостей были созданы в США в 1979 г. в ходе реализации проекта по обмену научными новостями между Университетом штата Северная Королина и Университетом Дьюка. В последующем к ним присоединились другие компьютеры, в результате чего образовалась сеть  Usenet. В сообщении групп новостей впервые появились значки, которые дают возможность выразить отпрядённые эмоции. Например, символы :) означают улыбку. Их называют смайлики. 
    4) Службы интерактивного общения предоставляют возможность двум или группе пользователей обмениваться текстовыми сообщениями через Интернет в реальном времени. Для работы службы разработан специальный протокол IRC.  Если общение ведется только между двумя пользователями, то каждому лицу предоставляется индивидуальный код, и каждый сам создает список контактов – лиц, с кем он желает общаться. Клиентские программы в этих службах называются мессенджерами или Интернет- пейджерами. Популярными являются мессенджеры IRQ, Google Talk, Windows Messenger  и т.д. К службам интерактивного общения можно отнести и IP-телефонию. Это служба, которая обеспечивает передачу телефонных разговоров абонентов  по сети Интернет. Передача данных  в IP-телефонии осуществляется на основе протокола VoIP. Такие программы, как Skype, Mail.ru Агент  и другие предлагают передачу не только звука, а при наличии веб-камеры, и видеоизображения. Они могут использоваться для проведения видеоконференций.
    
    4.  Интернет приобрел широкую популярность в обществе благодаря появлению в 1989 г. службы просмотра гипертекстовых документов  WWW (World Wide Web). Информационными ресурсами службы WWW являются миллионы специально оформленных электронных документов, связанных между собой,- веб-страниц.  Веб-страницы могут содержать текст, изображения, звук, видео, анимацию и т.п. Благодаря связям между документами, пользователь может от просмотра одной веб-страницы переходить  к другой. Передача веб-страниц по сети Интернет осуществляется на основе протокола НTTP. Например, http:// ru.wikipedia.org – страница русскоязычной энциклопедии Википедия.
    
    Этап 4.Закрепление изученного материала.
    Вопросы на закрепление:
    1. Перечислить основные службы Интернета.
    2. Какими  службами вы наиболее часто пользуетесь и почему?
    
    Этап 5. Рефлексия.
    1. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
    2. Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятель­ности и фиксируют степень их соответствия.
    3. Намечаются цели дальнейшей деятельности. 
    
    Этап 6. Домашнее задание.
    Стр.177-188 (читать)
    В текстовом процессоре WORD создать таблицу «Службы Интернета», в которой отобразить назначение каждой службы и протокол, который используется для ее функционирования.
    Этап 7. Оценка знаний.
    1. Оцениваются знания учащихся с комментированием (особенно слабых и их продвижение). 
    2. Выставляются оценки.
    
    Литература: 
    1. И.Я.Ривкинд, Т.И.Лысенко, Л.А.Черникова, В.В. Шакотько  Информатика: Учебник для 9 класса. – К.: Генеза, 2009.
    2. И.Л.Володина, В.В.Володин Информатика: Рабочая тетрадь для 9-го класса. – Х.:Гимназия, 2009.
    3. Материалы с сайта онлайн поддержки курса www.allinf.at.ua
    
    Приложение 1
    Нестандартные уроки информатики. Урок-семинар.
    
     Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.
    Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. Одной из них является Урок-семинар.
    Случаи, когда предпочтительнее организовывать уроки в форме семинаров:  при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной проработки учащимися; после проведения вводных, установочных и текущих лекций; при обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изучаемой теме; при проведении уроков, посвященных различным методам решения задач, выполнения заданий и упражнений и т.д.
    Семинар проводится со всем составом учащихся. Учитель заблаговременно определяет тему, цель и задачи семинара, планирует его проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания между учащимися с учетом их индивидуальных возможностей, подбирает литературу, проводит групповые и индивидуальные консультации, проверяет конспекты. К семинару учащиеся оформляют результаты своей самостоятельной работы. Семинарское занятие начинается вступительным словом учителя, в котором он напоминает задачу семинара, порядок его проведения, рекомендует, на что необходимо обратить особое внимание, что следует записать в рабочую тетрадь, дает другие советы. Далее обсуждаются вопросы семинара в форме дискуссии, развернутой беседы, сообщений, чтения первоисточников с соответствующими комментариями, докладов, рефератов и т.п. Затем учитель дополняет сообщения учеников, отвечает на их вопросы и дает оценку их выступлениям. Подводя итоги, отмечает положительное, анализирует содержание, форму выступлений учащихся, указывает на недостатки и пути их преодоления.
    Приложение 2
    
    Служба
    
    
    
    Назначение
    службы
    
    Протоколы
    
    Служба удаленного доступа к компьютеру
    Обработка данных и просмотр их выполнения на одном компьютере, а выполнение команды на другом. 
    
    
    telnet
    
    Служба передачи файлов
    Доступ к файлам другого  компьютера и возможность передачи их с компьютера на компьютер.
    
    
    FTP
    
    Электронная почта
    Передача электронных писем от пользователя-отправителя одному или группе адресатов.
    
    SMTP, POP3
    
    Группы новостей
    Обмен текстовыми сообщениями с целью обсуждения некоторой темы группой собеседников.
    
    
    NNTP
    
    IRC
    Обмен текстовыми сообщениями двумя или группе пользователей в реальном времени.
    
    IRC
    
    IP-телефония
    Передача телефонных разговоров абонентов по сети Интернет.
    
    VoIP
    
    WWW
    Организация работы web-страниц.
    HTTP
    
     

    Автор(ы): Сорокина Н. А.

    Скачать: Информатика 10кл - Конспект урок 2.doc

Презентация к уроку