Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 21 Сортировка и поиск данных [Баняев А.И.]

Текст урока

  • Конспект урока Сортировка и поиск данных

     
    Название предмета – информатика.
    
    Класс – 9.
    
    УМК (название учебника, автор, год издания) – Информатика, Босова Л. Л., Босова А. Ю., 2013-2016 г.
    
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) – базовый.
    
    Тема урока - Сортировка и поиск данных.
    
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 1 час.
    
    Место урока в системе уроков по теме – первый и единственный урок по данной теме, четвёртый урок (из шести) в главе 3 «Обработка числовой информации в электронных таблицах».
    
    Цель урока 
    Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); 
    Организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результанты; 
    Развивать познавательный интерес, интеллектуальную и творческую способность средствами ИКТ; 
    Воспитывать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; 
    Вырабатывать навык применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дельнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
    Определить понятия «сортировка», «фильтрация».
    Классифицировать основные способы работы с электронными таблицами.
    Использовать некоторые дополнительные возможности табличного процессора: сортировка и поиск данных.
    Продемонстрировать возможности электронных таблиц для исследования практических задач.
    
    Задачи урока
    Научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
    Научить пользоваться дополнительными средствами MS Excel (или аналог Open Office org Calc и др.),  (сортировка и фильтрация), создать благоприятные условия для выполнения практической работы.
    показать основные приемы эффективного использования информационных технологий; 
    сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс основного образования. 
    Развивать логику мышления, положительные мотивы учебно-познавательной деятельности.
    Воспитывать дисциплинированность, самостоятельность, трудолюбие, навыки организации рабочего места.
    
    Планируемые результаты - 
    Личностные результаты
    владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
    способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; 
    готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
    Метапредметные результаты
    владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; 
    владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
    владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
    умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.;
    ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
    Предметные результаты 
    формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; 
    формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
    
    Техническое обеспечение урока - персональные компьютеры, мультимедийный проектор, презентация, программа MS Excel (или аналог Open Office org Calc и др.).
    
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на Интернет-ресурсы) 
    - § 3.3. Средства анализа и визуализации данных
    http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor9/presentations/9-3-3.ppt
    - Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР:
    - демонстрация «Сортировка таблицы» (119323) 
    http://sc.edu.ru/catalog/search/?text=119323&submit=%CD%E0%E9%F2%E8&interface=catalog
    - демонстрация «Сортировка данных в таблице MS Excel» (119408) 
    http://sc.edu.ru/catalog/search/?text=119408&submit=%CD%E0%E9%F2%E8&interface=catalog
    
    Содержание урока
    
    План урока: 
    1. Организационный момент (3 мин).
    2. Актуализация опорных знаний (6 мин).
    3. Сообщение темы урока и постановка целей (2 мин).
    4. Изучение нового материала (20 мин).
    5. Выполнение практической работы (10 мин).
    6. Подведение итогов (3 мин).
    7. Домашнее задание (1 мин).
    
    1) Организационный момент.
    Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих.
    
    2) Актуализация опорных знаний.
    На предыдущих уроках мы рассмотрели основные понятия работы с электронными таблицами (фронтальный опрос). Итак, вспомним:
    1. Что понимают под электронными таблицами? Приведите пример (это прикладная программа, предназначенная для организации табличных вычислений на компьютере. MS Excel, Open Office org Calc).
    2. Как называется основной элемент ЭТ? И как этот элемент образуется? (ячейка, на пересечении столбца и строки).
    3. Как именуется ячейка таблицы? (вначале буква, затем число. А1, В2).
    4. Какие данные могут хранится в ячейках? (числовые, текстовые, дата, время и др.).
    5. Назовите основные правила записи формул в ячейках (формула всегда начинается со знака =; в формулах используются арифм. операции, ссылки на ячейки, встроенные функции).
    6. Назовите основные типы ссылок (относительная, абсолютная, смешанная).
    7. Охарактеризуйте относительный тип ссылок (при изменении позиции ячейки с формулой изменяется и ссылка).
    8. Охарактеризуйте абсолютный тип ссылок (при изменении позиции ячейки с формулой ссылка не изменяется).
    9. Охарактеризуйте смешанный тип ссылок (при изменении позиции ячейки с формулой изменяется относительная часть адреса).
    – Правильно. А сейчас выполним следующие задания (презентация).
    
    3) Сообщение темы урока и постановка целей.
    Сегодня мы познакомимся с новыми возможностями электронных таблиц. Тема сегодняшнего урока: Сортировка и поиск данных (в электронных таблицах). 
    Цель – определить понятия «сортировка», «фильтрация», классифицировать основные способы работы с электронными таблицами, рассмотреть некоторые дополнительные возможности табличного процессора.
    
    4) Изучение нового материала.
    Часто таблицы содержат довольно большое количество данных и в таком случае довольно трудно сориентироваться в этих данных. В таком случае, очень помогают в работе такие инструменты, как сортировка списков и их поиск.
    1. Сортировка данных.  Сортировка данных в MS Excel (или аналог Open Office org Calc и др.) весьма полезный инструмент, улучшающий восприятие представленной информации.
    Сортировка данных – это расположение данных в определённом порядке (по возрастанию или убыванию) (запись в тетрадях) После выполнения сортировки по возрастанию числа располагаются от наименьшего к наибольшему, дата и время – в хронологическом порядке, текст – в алфавитном порядке. После выполнения сортировки по убыванию – в обратном порядке.
    Рассмотрим, как осуществляется сортировка на примере. Откройте файл Страны мира.xls
    Задание 1. Выполните сортировку данных поля Территория по убыванию.
    Для этого нам необходимо: 
    Выделите диапазон ячеек.
    Откройте вкладку Данные и выберите команду Сортировка (запись в тетрадях). Выбрать необходимые поля.
    Для быстрой сортировки по одному полю можно использовать кнопку или .
    В электронных таблицах также можно выполнять «вложенную сортировку», т.е. сортировать данные последовательно по нескольким столбцам. 
    
    Задание 2. Выполните сортировку поля Глава государства по возрастанию и поля Население по убыванию. 
    Для этого нам необходимо:
    Выделите диапазон (всю таблицу).
    Откройте вкладку Данные и выберите команду Сортировка.
    Выбрать необходимые поля и добавить новый уровень
    Проанализируем полученные данные. Видно, что в столбце Глава государства сначала расположены значения «король», затем – «президент», т.е. отсортировано по возрастанию (по алфавиту). Среди строк со значением «король» числовые значения столбца Население расположены по убыванию. Аналогично – для строк со значением «президент».
    Задание 3. Самостоятельно. Выполните сложную сортировку по трём полям: сначала по полю Глава государства по убыванию, затем по полю Официальный язык по возрастанию и по полю Страна по возрастанию. 
    
    Таким образом, цель сортировки – упорядочивание данных (запись в тетрадях).
    2. Поиск данных. В электронных таблицах также можно осуществлять поиск данных (строк), удовлетворяющих определённым условиям. Такие условия называются фильтром. 
    Фильтр – определённые условия, с помощью которых в электронных таблицах осуществляется поиск данных (строк). Фильтры «не пропускают» на экран записи, не удовлетворяющие условиям поиска. 
    Фильтры бывают простые (содержат условие поиска для одного поля) и составные (содержат несколько условий поиска для различных полей).
    Фильтрация – это процедура, предназначенная для отображения на экране данных таблицы, удовлетворяющих заданным условиям (запись в тетрадях).
    Рассмотрим, как осуществляется фильтрация на примере. 
    Задание 4. Осуществите поиск записей с помощью автофильтра:
    а) стран с официальным языком «французский»;
    б) стран с площадью территории менее 100 тыс. км;
    в) (самостоятельно) стран с главой государства – президент и населением более 50 млн. чел.
    
    Для этого нам необходимо:
    Выделите диапазон.
    Откройте вкладку Данные и выберите команду Фильтр.
    В названиях столбцов таблицы появятся раскрывающиеся списки, содержащие стандартные условия поиска.
    Чтобы получить список стран с официальным языком «французский».
    Чтобы очистить фильтры нажать кнопку «Очистить» на вкладке «Данные».
    Таким образом, цель фильтрации – отбор удовлетворяющих условию данных (запись в тетрадях).
    5) Выполнение практической работы (текст в раздаточном материале).
    6) Подведение итогов.
    Что такое сортировка данных в MS Excel? Перечислите основные способы выполнения сортировки (Сортировка данных – это расположение данных в определённом порядке, основные способы сортировки – по возрастанию или убыванию).
    Как осуществляется поиск информации в электронной таблице? (с помощью фильтров).
    С какой целью в электронных таблицах используются такие дополнительные возможности, как сортировка и фильтрация? (для более удобного просмотра данных: для сортировки – упорядочивание, для фильтрации – отбор данных).
    7) Домашнее задание. 
    § 3.3.1. Сортировка и поиск данных. Стр. 120-122. Подготовить ответы на вопросы 1-5 на стр. 127. 
     

    Автор(ы):

    Скачать: Информатика 9кл - Конспект урока Сортировка и поиск данных.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку

Другие материалы