Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 20 Встроенные функции. Логические функции [Щербакова Е.П.]

Текст урока

  • Конспект урока Встроенные функции. Логические функции

     Название предмета. 
    Информатика
    Класс 
    9
    УМК
    Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса: в 2 ч. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
    Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
    Уровень обучения 
    базовый
    Тема урока:
    Встроенные функции. Логические функции
    Общее количество часов, отведенных на изучение темы
    1
    
    Место урока в системе уроков по теме
     урок изучения нового материала с элементами практикума 
    Цель урока
    Содействовать формированию у обучающихся целостной системы знаний по определению географических координат.
    Задачи урока
    обучающие
    развивающие
    воспитательные
    
    -знакомство с наиболее часто используемыми встроенными функциями– заранее определѐнными формулами;
    -рассмотрение логических функций;
    - условной функции и примеров еѐ использования.
    
    -формировать навыки работы с электронными таблицами;
    развивать представление о возможностях расчетов; 
    -развивать познавательную деятельность, умение применять полученные знания на практике;
    -формировать умение слушать и оценивать ответы учащихся.
    
    -воспитывать чувство ответственности в работе, чувство уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля;
    -воспитывать умения радоваться собственным успехам и достижениям одноклассников;
    -воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
    Планируемые результаты
    личностные
    метапредметные
    предметные
    
    -представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека
    -общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач; понимание связи между условной функцией и алгоритмической
    -конструкцией «ветвление»;
    -навыки создания электронных таблиц, выполнения в них расчѐтов по вводимым пользователем и встроенным формулам;
    
    Техническое обеспечение урока
    персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийныйпроектор, экран;
    ПК учащихся.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока
    Презентация «Организация вычислений в электронных таблицах»
    интерактивное задание «Статистические функции в электронныхтаблицах" (N 119341) (sc.edu.ru) http://sc.edu.ru/catalog/search/?text=119341&submit=%CD%E0%E9%F2%E8&interface=catalog
    демонстрации к лекции «Элементарные логические операции (N128620)», http://sc.edu.ru/catalog/search/?text=128620&submit=%CD%E0%E9%F2%E8&interface=catalog 
    «Вычисление логических выражений (N 128658)»(sc.edu.ru) http://sc.edu.ru/catalog/search/?text=128658&submit=%CD%E0%E9%F2%E8&interface=catalog
    интерактивный задачник, раздел "Логические формулы в электронных таблицах" (N 119424) (sc.edu.ru) http://sc.edu.ru/catalog/search/?text=119424&submit=%CD%E0%E9%F2%E8&interface=catalog;
    демонстрация к лекции «Условная функция (N 119322)» (sc.edu.ru).
    Содержание урока
    Этапы урока
    Цели
    Планируемые результаты
    Форма работы
    Время
    (мин.)
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    I.  Организационный момент
    
    умение организовать свою учебную деятельность.
    определить себя на данном уроке.
    умение общаться.
    
    
    2 мин.
    Добрый день! Садитесь. Мы начинаем наш урок. Наш сегодняшний урок содержит обширный материал, и от того, как четко, быстро, внимательно, организованно вы будете работать, зависит продуктивность урока. 
    Приветствуют учителя
    
    II.  Актуализация знаний
    Данный этап процесса обучения  предполагает осознание вхождение учащегося в  пространство  учебной деятельности на уроке. На данном этапе  учителем организуется для учащихся  мотивирование к учебной деятельности
    мотивировать обучающихся к изучению темы
    
    - определение целей и задач, которых учащиеся  могут достичь на данном этапе урока, описание методов  организации учебной деятельности):
    -Актуализация требований  к нему со стороны учебной деятельности (надо): 
    -Создаются условия для возникновения  внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);
    -Устанавливаются тематические рамки (могу).
    
    практическая работа 
    1 мин.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    10 мин
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Вспомним тему «Организация вычислений в среде MS Excel», которая является весьма актуальной, потому, что табличные редакторы  на сегодняшний день, одни из самых распространенных программных продуктов, используемые во всем мире. Применение электронных таблиц упрощает работу с данными и позволяет получать результаты без проведения расчетов вручную или специального программирования. Наиболее широкое применение электронные таблицы нашли в экономических и бухгалтерских расчетах
    3. Практическая  часть (Приложение1)
     Предприятие ООО «Анаконда» сдает в аренду офисные помещения в центре города различным организациям. Данные для выполнения расчетов представлены на рис. 1.1 и 1.2.
     Для решения задачи необходимо следующее.
     1. Построить таблицы по данным, приведенным на рис. 1.1 и 1.2.
    2. Сформировать и заполнить таблицу  с данными о расчетах дохода  от сдачи помещений в аренду  за месяц по каждой организации  и по всем организациям в  целом (рис. 1.3). 
    Учащиеся слушают учителя
    
    
    
    
    
    
    
    
    Учащиеся выполняют практическую работу на ПК
    
    
    
    
    
    
     III.Формулировка темы и целей урока
    Организовать постановку темы и цели урока.
    
    -уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных действий.
    -уметь точно выражать свои мысли
    
    2 мин
    Охарактеризуйте вашу работу по проведению расчетов. Как вы думаете электронные таблицы включают в себя только элементарные вычисления? А как же проводить расчеты связанные с решением однотипных задач, которые различаются лишь числовым данными.  
    Совместно формулируют проблему и ставят цели урока
    
    IY. Новая тема
    
    
    -создать условия для усвоения обучающимися понятий электронные таблицы; вычисление; формула; ссылка; встроенная функция; логическая функция; условная функция.
    -формировать  умение проводить расчеты
    
    фронтальная работа
    
    
    
    
    15 мин.
    
    Мы уже сказали, что формулы могут включать в себя математические действия, числа, буквы. Электронные таблицы имеют несколько сотен встроенных функций.
    (Слайд 11)Встроенные функции 
    Встроенные функции - заранее определённые формулы.
    В электронных таблицах реализовано несколько сотен встроенных функций, подразделяющихся на: математические, статистические, логические, текстовые, финансовые и др.
    (Слайд 12) Существуют правила ввода функций
    Правила ввода функций
    1. Выделить ячейку, где будет введена функция
    2.  Вставка - Функция ( или fx  на панели инструментов)
    3.  Выбрать функцию из списка
    4.  В окне Число ввести диапазон исходных данных
    5. Ок
    (Слайд 13) Диалоговое окно позволяет упростить создание формул и свести к минимуму количество опечаток и синтаксических ошибок. При вводе функции в формулу диалоговое окно отображает имя функции, все её аргументы, описание функции и каждого из аргументов, текущий результат функции и всей формулы.
    (Слайд 14, 15) Разберём пример применения встроенных функций для организации открытого доступа к результатам выступлений спортсменов
     (Слайд16, 17) При изучении предшествующего материала мы на раз сталкивались с логическими операциями И, ИЛИ, НЕ.Их мы применяли при организации поиск в базах данныхи др.
    Логические операции в электронных таблицах представлены как функции: сначала записывается имя логической операции, а затем в круглых скобках перечисляются логические операнды.
    Например, логическое выражение, соответствующее двойному неравенству 0<A1<10, запишется:
    на языке математической логики (0<A1) И (A1<10)
    на языке Паскаль (0<A1) and (A1<10)
    в электронных таблицах: И(А1>0, A1<10)
    (Слайд 18)Рассмотрим пример 
    вычисления в электронных таблицах значения логического выражения НЕ А И НЕ При всех возможных значениях входящих в него логических переменных.
    При решении этой задачи мы следовали известному нам алгоритму построения таблицы истинности для логического выражения.
    Вычисления в диапазонах ячеек C3:C6, D3:D6, E3:E6 проводятся компьютером по заданным нами формулам.
    (Слайд 19) Для проверки условий при выполнении расчётов в электронных таблицах реализована условная функция:
    ЕСЛИ (<условие>; <значение 1>; <значение 2>)
    Здесь <условие> - логическое выражение, принимающее значения ИСТИНА или ЛОЖЬ.
    <значение 1> - значение функции, если логическое выражение истинно;
    <значение 2> - значение функции, если логическое выражение ложно.
    (Слайд 20,21)Рассмотрим пример применения условной функции при приеме в школьную баскетбольную команду.
    Смотрят мультимедийное приложение
    
    
    
    
    Слушают учителя, участвуют в разборе примеров, иллюстрирующих теорию.
    
    Y. Физкультминутка
    
    
    
    2 мин.
    Физкультминутка для глаз Упражнение «велотренажер для глаз». Перемещайте взгляд в разных направлениях:
    по кругу – по часовой стрелке и против,
    вправо – влево,  вверх – вниз,  восьмеркой.
    Выполняют упражнения
    
    YI. Первичная проверка понимания.
    Данный этап процесса обучения  предполагает осознание вхождение учащегося в  пространство  учебной деятельности на уроке
    
    -организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения темы-стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий на применение знаний и умений
    Личностные
    устойчивый познавательный интерес
    регулятивные
    умение выполнять задание в соответствии с целью, оценивать достигнутые результаты
    коммуникативные
    умение выполнять учебные задания 
    предметные 
    - использование
    приобретенных
    знания и умения в самостоятельной
    практической деятельности
    
    фронтальная работа
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    8 мин
    
    
    
    
    
    
    
    Какие числа будут содержаться в ячейках в режиме отображения значений?
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Выполним задание в учебнике №15
    
    
    
    Работа с электронной таблицей
    
    
    
    
    
    
    
    
    Работа с электронной таблицей
    YII. Домашнее задание
    
    
    
    2 мин.
    Запишем домашнее задание§3.2.2, 3.2.3 задания 16, 17 к параграфу,
    Записывают задания 
    YIII. Рефлексия
    -научить обучающихся соотносить полученный результат с поставленной целью;
    
    личностные
    -эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме
    регулятивные
    - умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью 
    коммуникативные
    -умение осознанно использовать средства устной речи для представления результата
    предметные
    умение
    систематизировать знания по теме «Организация вычислений в электронных таблицах»
    
    1 мин.
    - Закончите фразу.
    А у меня сегодня получилось…
    Я узнал(а)…
    Я запомнил(а)…
    Я смог(ла)…
    Я и не подозревал(а)…
    
    Заканчивают фразу
    
    IX. Итоги урока
    
    
    
    
    2мин.
    Комментированное  выставление оценок учащимся за работу на уроке с учетом результатов практической работы и выполнения заданий.
    
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Информатика 9кл - Конспект урока Встроенные функции. Логические функции.doc

Задания к уроку