Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

47 Расцвет дворянской империи (Латыпов Э.Р.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: история
    Класс: 10 
    УМК: Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных  учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004.
    Уровень обучения: базовый 
    Тема урока: Расцвет дворянской империи
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: Глава II. Россия в эпоху дворцовых переворотов во второй половине 18 века
    Цель урока:
     закрепление и углубление исторических знаний учащихся по истории России второй половины XYIII в., анализ противоречий внутренней политики России во время правления Екатерины II. 
    Задачи урока:
    а) образовательные – обобщение, систематизация изученного ранее фактического материала, попытка определить, каким образом субъективные качества российских самодержцев влияли на жизнь государства.
    б) воспитательные – посредством изучения истории Отечества формировать гражданскую позицию, пытаться найти компромисс, стать толерантнее друг к другу.
    в) развивающие – развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы индивидуально и в группе, развитие исторического мышления, умений сопоставлять и сравнивать, проявлять актерские способности, находить и критически осмысливать информацию из разных источников.
    
    Планируемые результаты:
    Личностные  - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,  развитие толерантности  как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другой культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
    Метапредметные -  развитие навыков использования  различных источников  информации, способности  решать творческие задачи, умения работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами
    Предметные - способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России
    
    Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, экран, учебник «История России» часть 2, иллюстрации, исторические документы, дидактический материал.
    
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: таблицы, контурная карта
    Тип урока: комбинированный
    I. Оргмомент
     (музыкальный фон, классика, первые 10 секунд громко, затем приглушённо)
    Увеселяя всюды взоры
    ‎В благополучьи ваших дней,
    ‎Составьте, Россы, громки хоры
    ‎Царице, матери своей.
    2. Из тмы Россию восхищати —
    ‎Петра Великаго труды;
    ‎Россию солнцем освещати —
    ‎Екатеринины плоды.
    3. Где только взор она являет,
    ‎Чертог там слава зиждет свой;
    ‎Везде величество сияет,
    ‎Везде с ней царь или герой. (по окончании музыка на 10 секунд усиливается, затем тише)
    II.   II. Мотивационно-целевой момент
    Импровизированное представление
    Екатерина II: (Слайд с портретом Екатерины II) Здравствуйте, господа, присаживайтесь говорить буду с вами по очень важному делу. Получила я из Сената один очень интересный документ. Просят меня сенаторы от имени всего нашего народа принять титул Великой, однако не могу Я единолично принять нужное решение. Поэтому собрала вас, дабы выслушать, имею ли я право на то, что до меня в России носил един лишь человек – отец империи Петр Алексеевич Великий. Прошу Вас господа высказываться без страха и откровенно. Ведь немка я по рождению  при крещении получила имя Софья Фредерика Августа.  Слушаю вас господа не робейте.        
    Суворов: (Слайд с портретом А.В. Суворова) (Кланяется) Вашей милости, Вашей чести, Вашей премудрости моё почтение. Смилуйся матушка Я человек простой, военный, к придворному политесу не приучен, поэтому скажу прямо отринь сомнения, волей твоей приросла Россия многими землями в короткий срок – и Польша, и Таврида, и хладная далёкая Аляска. Армия и флот Российский сильнейшие в мире, без твоего слова не в России, не за её пределами не делается ничего.
    Екатерина II: Спасибо тебе, Александр Васильевич, на добром слове. Однако же ты граф то же не скромничай, если бы не твои чудо-богатыри и не твоя «Наука побеждать» не бывать у нас побед при Фокшанах, при Рымнике, а уж Измаил наверняка был бы ещё турецким. А, что скажешь ты, друг любезный, Григорий Александрович? 
    
    Князь Потёмкин - Таврический: (Слайд с портретом Потёмкина) Матушка, громкие победы и военные успехи не отвлекли внимание твоего от внутренних государственных дел. Сама избираешь судей,  ежедневно просматриваешь судебные решения. Заботу проявляешь о нищих, калеках, убогих людях. Нашли он приют в богадельнях, больницах, о которых прежде никто и не слыхивал в России. Города возникают по твоей воле в землях до тебя не обжитых.
    Панин Н.И.: (Слайд с портретом Панина Н.И.) Позволь Матушка и мне сказать. Не было до тебя в России бумажных денег. Ходили деньги металлические. Делали их из золота, из серебра, из меди. Хороши, надежны такие деньги, но есть один недостаток – тяжелы. И удобны и неудобны они в обращении. В других странах уже были деньги, изготовленные из бумаги. Захотела ты ввести такие же. Но не все с тобой согласились были и такие, которые по скудоумию своему шли против твоей  воли. Но прошло несколько лет, вспомни,. быстро развивалась торговля в России. И вспомнили купцы о деньгах бумажных. Придумали для них и название – ассигнации. 
    Дашкова Е.Р.: (Слайд с портретом Дашковой Е.Р.) Плохо было в России в прошлые времена. Не щадили людей разные болезни. Особенно: холера, чума, оспа. Вспомни, императрица, страшную чуму в Москве. Погибли тысячи людей. Если бы не граф Орлов, совсем было бы худо. Только ты одна знала, что в зарубежных странах найдено лекарство – вакцина для борьбы с оспой. Сделай прививку от оспы – и минует тебя болезнь. Решила ты пригласить к нам в страну иностранных врачей. Привезли они вакцину, да не верили люди заморским лекарям, боялись. И тогда ты сама решила, первой привиться, и если бы не светлейший князь Потёмкин, точно сделала бы это.  И начали прививать жителей России, а первый смельчак тобой был графским титулом одарен. До сих пор живёт в Петербурге граф Оспин. Сделали всем прививки. После Петербурга разъехались доктора по разным местам России. Хотя и здесь все не сразу гладко пошло. Были и страхи. Были и слезы. Однако постепенно успокоились люди.
    Фальконе Э.: (Слайд с портретом Фальконе) А вспомните Ваше императорское величество сколько Вы сделали для культуры Российской, как решили  Вы  решили памятник своему Великому предшественнику поставить. Через полгода памятник был готов, однако забраковали Вы его: громоздкий, лошадь огромная, Петр мрачный, угрюмый. И тогда по совету своего друга Дидро вызвали вы из Парижа меня - . Этьена Фальконе. Только здесь в  Петербурге я понял что такое величие Российской империи. И всё своё умение использовал на дело, и теперь каждый может видеть (слайд «Медный всадник») -  сидит Петр I верхом на коне. Конь вздыблен. На земле под копытами коня лежит поверженная змея. И слова твои на памятнике выбиты: «Петру Первому – Екатерина Вторая». Памятник легок, величествен и красив. А в нём, государыня, величие и красота России.
    Екатерина II: Спасибо вам, господа, за добрые слова ваши. Однако же сейчас, прошу вас, идите, мне необходимо подумать и принять единственное, но правильное решение. Слишком велика тяжесть Величия. Что ещё скажут потомки. (по окончании музыка на 10 секунд усиливается, затем тише) (слайд «Екатерина – Правосудие»)
    III. Работа по новой теме
    1. Cлово учителя: Екатерина II - неординарная фигура в истории России, и, прежде всего, в истории политико-правовой мысли и государственного управления. Тридцать четыре года (1762 – 1796) она находилась на вершине российской государственной власти – больше, чем все царствовавшие особы как до (за исключением Ивана Грозного), так и после нее, включая генеральных секретарей ЦК КПСС. Ей принадлежит важная роль в появлении в нашей стране идеологии «просвещенного абсолютизма». Екатерина II выступила продолжательницей дела Петра I в реформировании российского общества и государства, их возвеличивании.
    Заслуживает ли она титула “великая” - вопрос скорее личных пристрастий, личного восприятия этой фигуры, чем возможной объективной оценки. Скорее нет, чем да, хотя в целом ее деятельность можно оценить положительно. 
    По инициативе императрицы фактически началась дискуссия на тему “власть – общество – закон”. Эта дискуссия актуальна и сейчас. Обращение к прошлому важно для современного человека не только с точки зрения исторического и политологического знания, но и правильного понимания сегодняшних насущных проблем.
    В исследовании  этого вопроса нам помогут исторические документы,  дополнительные материалы, карта урока, которая станет результатом вашей попытки ответить на наш проблемный вопрос. 
    Появление Екатерины на престоле предшествовала эпоха дворцовых переворотов,
    (слайд) Ваша задача разделить указанные даты на две группы и вписать в представленную вам карту урока, задание № 1.
    2. Промежуточный контроль. 
      Учитель: (Раздаются индивидуальные карты урока)              17301711171817101727174117221725171417561762175417551709
    Эпоха Петра Великого
    Эпоха дворцовых переворотов
    
    
    (слайд с правильными ответами) ученик озвучивает даты эпохи дворцовых переворотов
    (слайд Екатерина годы правления)
    Учитель: Эпоха переворотов закончилась с восшествие  на престол Екатерины 2 
    3. Разделение класса на группы, каждой из которой дается пакет документов. 
    (слайд с заданиями для групп)
    Учитель: Я предлагаю вам выяснить в своих группах 
    Какова была политическая обстановка в России накануне и в первые годы правления Екатерины II?
    Что подразумевается под термином «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II?
    В чём заключается реформаторская деятельность Екатерины II?
    Результаты внести  в карту урока – задание № 2
    Во время работы групп учитель подходит к каждой группе
    Почему правление Екатерины II называлось «Золотым веком русского дворянства».
    Политическая обстановка в России накануне и в первые годы правления Екатерины II
    «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II 
    Реформаторская деятельность Петра I и Екатерины II
    Положение крестьян и работных людей при Екатерине II
    
    
    А) общее
    Б) отличное
    
     Релаксация 
        Эпоха Екатерины -  время подъёма русской культуры, и я предлагаю вам образно прикоснуться к памятникам культуры Петровской и Екатерининской эпох
    (слайды) 1,5 минуты
    Теперь когда группы закончили исследование своего материала,  попробуем ответить на вопрос: Почему правление Екатерины II называлось «Золотым веком русского дворянства», во время выступления представителей групп Вы индивидуально  заполняете  все колонки таблицы, чтобы получить полную картину исследуемого вопроса.
     Какова была политическая обстановка в России  в первые годы правления Екатерины 4. Выступление групп
     (выступление 1 группы) заполнение таблицы учеником.
    Что подразумевается под термином «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II?
    (выступление 2 группы) заполнение таблицы учеником.
    В чём заключается реформаторская деятельность Екатерины II?
    (выступление 2 группы) заполнение таблицы учеником.
    Каково было положение крестьянства в эпоху Екатерины II?
    (выступление 2 группы) заполнение таблицы учеником.
    Выступление групп
    1 группа
    Политическая обстановка в начале правления Екатерины II 
    Группа получает задание: (работа с учебником)
    1. Прочитать учебник  (Россия в первое время правления Екатерины II) 
    В течение 3  минут группа готовит:
    1. Устное выступление по теме (не более 3 минут) 
    2. В карте урока заполняется (задание №2) 1 колонка таблицы
    «Золотой век» русского дворянства
    Политическая обстановка в России в первые годы правления Екатерины II
    - народная молва обвиняла её в смерти мужа;
    - дворянство, прежде всего военное поддерживало Екатерину;
    - Екатерина отменила все армейские нововведения мужа;
    - стремилась поддерживать отношения с деятелями западного просвещения;
    - главной своей задачей считала проведение реформ;
    - впервые подняла вопрос об ограничении крепостного права, однако под давлением придворных вынуждена продолжать наступление на права крестьян. 
    2 группа
    «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
    Группа получает задание: (работа с документами)
    1. «Жалованная грамота дворянству»
    2. Наказ Екатерины II 
    3. Дополнительные материалы (документы)
    В течение 5  минут группа готовит устное выступление по вопросам
    1. Работа с понятиями: «просвещённый абсолютизм», Наказ, Уложенная комиссия, Жалованная грамота.
    2. Как вы думаете, какие идеи Наказ были реальными для практического осуществления, а что утопичными.
    3. Какие точки зрения существуют в исторической науке по поводу «просвещённого абсолютизма»? Определите, какую трактовку «просвещенного абсолютизма» вы считаете наиболее обоснованной. 
    4. В карту урока заносятся основные принципы «просвещённого абсолютизма» Екатерины II (задание №2) 2 колонка таблицы
    «Золотой век» русского дворянства
    «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II 
    - усиление самодержавия за счёт модернизации и совершенствования системы управления;
    - расширение прав и свобод дворянства, превращение его в привилегированное сословие – опору самодержавия;
    - усиление власти помещиков над крестьянами;
    - поощрение экономического развития страны;
    - развитие просвещения и культуры
    3 группа
    Реформаторская деятельность Петра I и Екатерины II 
    Группа получает задание: (работа с дополнительными материалами)
    1. Дополнительные материалы.
    В течение 3  минут ответить на вопросы:
    1. Сравнить реформы Петра I и Екатерины II.
    2. В карту урока вносятся сходства и различия реформаторской деятельности Петр I и Екатерины II (задание №2) 3 колонка таблицы .
    «Золотой век» русского дворянства
    Реформаторская деятельность Петра I и Екатерины II
    А) общее: - преобразования в экономической сфере способствовали развитию российской промышленности; - в социальной сфере – дворянство оставалось опорой самодержавия, крестьянство, самое многочисленное, но самое бесправное сословие страны; - сохранялось губернское разделение государства; - сохранялось полное подчинение церкви государству; 
    Б) отличное: - введение запрета на ввоз некоторых видов товаров (железо, полотно, кожа); - дворянство освобождено от обязательной службы, превратилось в действительно привилегированное сословие, усиление крепостного гнёта, крестьяне потеряли право жаловаться на помещиков и другие права; - увеличилось количество губерний (50), значение Сената снижено (высшее судебно-апелляционное учреждение 
    Учитель: (после групповых ответов слайд с заполненной полностью таблицей) 
    IV.Закрепление нового материала
    Итоговый контроль. (тест) (слайд)
    
     Учитель: Дорогие ребята, для закрепления изученного материала предлагаю вам выполнить следующие задания: ответить на вопросы теста, задание № 3, и соотнести понятия и определения, задание № 4 карты урока. После чего я попрошу вас сдать карты урока мне.
    
    Задание № 3
    1. Для чего в начале правления Екатерины II в Москве была собрана комиссия, состоявшая из представителей всех сословий?
    1) для создания нового свода законов; 2) для ознакомления с новыми указами Екатерины II; 3) для участия в коронационных торжествах; 4) для одобрения участия России в войне с Турцией.
    2. Кто из русских военачальников XVIII века прославился своей «Наукой побеждать»?
    1) А.В. Суворов; 2) Б.П. Шереметьев; 3) А.П. Румянцев; 4) Ф.Ф. Ушаков.
    3. Какие из перечисленных событий произошли в царствование Екатерины II?
    1) присоединение Крыма к России; 2) открытие Московского университета; 
    3) восстание Е.И. Пугачёва; 4) разделы Польши; 5) учреждение министерств; 
    6) восстание Кондратия Булавина.
       4.  Какой термин более всего подходит для характеристики системы правления     Екатерины II?
             1) сословно – представительная монархия; 2) деспотическое самодержавие; 
             3) просвещённый абсолютизм; 4) конституционная монархия.
       5.  К какому веку относится правление Екатерины II?
             1) XVI; 2) XVII; 3) XVIII; 4) XIX.
    
    Учитель: предлагаю проверить правильность выполнения здания,  оценить результат вашей работы на уроке.
    Слайд с правильными ответами)
    Критерии самооценки теста:
    Количество правильных ответов
    5
    4
    3
    2
    Оценка
    5
    4
    3
    2
    
     V. Итог урока
    Чтение стихотворения учеником (Потёмкин) на фоне музыки. Слайд Екатерина Правосудие
    Ты рождена «простой принцессой»,
    Судьба прославила тебя.
    Была ты раньше бедной немкой,
    Теперь Россия вся твоя.
    
    Екатерина – императрица,
    Ты правишь Русью своим умом.
    Абсолютизм и злые лица
    С тобою рядом вершат закон.
    
    Ты окружила себя мечтами,
    Ты фаворитов набрала двор.
    Они сменяют друг друга сами,
    И ими движет к тебе покор.
    
    Екатерина – моя царица,
    Ты правишь Русью, не зная бед.
    Екатерина – императрица,
    Не слушай гениев злых полный бред.
    
    Екатерина II: Я желаю только добра стране, куда Бог меня привёл, слава страны составляет мою собственную – вот мой принцип. Была бы я очень счастлива, если б мои идеи могли этому способствовать.
      
    VII. Рефлексия
    Составить синквейм «Екатерина Вторая»
    VI. Домашнее задание: (слайд)
    1. Написать очерк на тему «Последствия политики Екатерины 2 в отношении крепостного крестьянства»
    2. Используя цитаты раскрыть противоречивость личности Екатерины 2.
    3. Подобрать материал по теме «Наш регион в период расцвета дворянской империи»
    
    
     

    Автор(ы): Латыпов Э. Р.

    Скачать: История 10кл - Конспект.doc