Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

3 Деспотии Востока (Хамидуллина А. Ш.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета    История 
    Класс  10
    УМК (название учебника, автор, год издания)
    -«Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных  учебных заведений. Н.В. Загладин, 2004.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) базовый
    Тема урока    Деспотии Востока
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы-   1
    Место урока в системе уроков по теме     1 урок по главе «Первые государства древнего мира». 
    Тип урока: урок усвоения нового материала.
    Цель урока: выявить  значение истории Ближнего Востока для понимания дальнейшего пути развития человеческого общества.
    Задачи урока:
    Образовательные:
    - оценивать роль зороастризма и иудаизма в становлении духовных ценностей человечества; 
    - анализировать тексты исторических источников и современных авторов по проблеме возникновения первых цивилизаций, 
    -определять различные значения понятия «цивилизация», применять его для анализа древних обществ; 
    -устанавливать причины возникновения первых цивилизаций древности, применять теорию А. Тойнби.
    Развивающие:
    - адекватно использовать речевые средства в процессе выступления перед одноклассниками, давать им рефлексивную оценку; 
    - самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели в процессе практической работы по изучению законов Хаммурапи;
    - формулировать и аргументировать собственное мнение по проблеме власти-собственности на Востоке, участвовать в коллективном её обсуждении.
    
    Воспитательные:
    - воспитание культуры речи и общения; толерантности, внимательного отношения к окружающим людям
    - привить уважение и интерес к истории как науке.
    Планируемые результаты: структурировать текст учебника и анализировать карту «Древние цивилизации в III—I тыс. до н. э.» по проблеме возникновения и развития цивилизаций Древнего Востока, составлять схемы и таблицы; определять понятие «древневосточная деспотия», приводить примеры, иллюстрирующие его; применять полученные знания о древнеегипетской цивилизации для осмысления  художественных  текстов  (стихотворений); планировать собственную познавательную деятельность по подготовке сообщения об археологических открытиях на Ближнем Востоке.
    Техническое обеспечение урока
    - компьютер 
    
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы):  
    История. Всеобщая история. Поурочные разработки. 10 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / М. Л. Несмелова, В. И. Уколова,  А. В. Ревякин. — М. : Просвещение, 2014.
    Раздаточный материал, БИД (банк исторических данных: имена, даты. словарь).
                                       Готовимся к ЕГЭ по обществознанию
    Понятие
    Исторические примеры
    
    Цивилизация 
    Первыми цивилизациями в истории были древнеегипетская цивилизация и цивилизация Междуречья
    
    
    
    Религия
    Иудаизм был первой монотеистической, национально-государственной религией
    Мировая религия
    Буддизм — самая древняя из мировых (наднациональных) религий, объединяющая людей независимо от их этнических, языковых или политических связей. Буддизм  распространён  сейчас  в  странах  Юго- Восточной Азии
    
    
                                                                     
    Содержание
    1. Оргмомент.  Эпиграф: 
    Если хочешь, чтобы ствол и ветви были
     крепкими и приносили плоды,
                                                                                               вернись к своим подлинным корням,
     к истокам, поверь и полюби…
    Конфуций
    2. Мотивация. Постановка цели. 
    Время, начавшееся с возникновения первых государств, называют эпохой Древнего мира. Справедливо ли считать непродолжительные деспотии Востока началом новой эпохи?
    3. Актуализация знаний. 
    1. Что такое государство?
    2. Причины возникновения государства?
    3. Признаки государства?
        4. Изучение новой темы.
    Организация групповой работы. 
    Карта «Древние цивилизации в III—I тыс.до н. э.».
    Класс делится на группы, каждая из которых изучает одну из цивилизаций  по следующему плану: 
    — место возникновения, особенности географического положения, природных условий, климата; 
    — время возникновения цивилизации, важнейшие хронологические вехи древнего этапа её истории;
    — религиозно-философские учения и их значение в истории цивилизации и современного мира.
    Задание может быть предложено в качестве опережающего домашнего, и в этом случае его выполнение и представление результатов происходит с использованием
    электронной презентации.
    План урока.
    1. Понятие и признаки цивилизации.
    2. Древнейшие цивилизации на Древнем Востоке. 
    3. Основные черты исторического развития Древнего Востока.
      
    1. 1. Понятие и признаки цивилизации.
    Задание. ответьте на вопросы и выполните задание:
    1. В каких  значениях употребляется в современной науке понятие «цивилизация»? Составьте по одному предложению, содержащему информацию о цивилизации в каждом значении. 2. Когда произошёл переход человечества от первобытности к цивилизации? 3. В каком регионе это произошло? Почему процесс перехода к цивилизации не охватил всю территорию Земли одновременно?
    Вопросы к документу 1(Приложение10.
     1. В каком значении используют авторы текста понятие «цивилизация»?
     2. Какие важнейшие признаки цивилизации выделяют авторы?
     3. Опишите, что представляла собой глобальная цивилизация в начале III тыс. до н. э. Какие локальные цивилизации в неё входили?
    Вопрос к документу 2(приложение2)
    1. Чем является «вызов-и-ответ» для исторического развития цивилизаций? 2. С каким «вызовом» столкнулись древние египтяне и шумеры и какой ответ они «дали» на него?
    Работа с БИДом: цивилизация.
    2. Древнейшие цивилизации»
    Задание. Изучите раздел в §7 учебника и сформулируйте определение понятия
    «древневосточная деспотия». Выделите её характерные черты.
    Отличия собственности на Востоке и Западе
    (по Л. С. Васильеву)
    Древний Восток                                                  Европейская цивилизация
                                    ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ
    Власть-собственность                                            
    Частная собственность
    
    Функции собственника опосредованы причастностью к власти
    Функции собственника связаны
    с личностью человека
    По наследству передаётся должность с её правами, включая право собственности
    
    По наследству передаётся сама
    собственность
    
    Задание. Найдите  в Интернете стихотворения И. А. Бунина «Ра-Оазис, владыка дня и света», «Луна и Нил. По берегу, к пещерам...».
    Составьте исторический комментарий к одному из стихотворений. Для этого определите, о какой цивилизации идёт речь, какой миф или сюжет лёг в основу стихотворения. Составьте словарь исторических названий, терминов и имён, упоминаемых в тексте.
     Самостоятельная работа. Задание. На основе раздела §7  заполните таблицу «Великие империи древности».
                              Великие империи древности 
    Название       Время существования  (расцвета)     Достижения
    
    Работа с БИДом: зороастризм, буддизм.
    3.Основные черты исторического развития Древнего Востока.
    Задание. Изучите в учебнике, самостоятельно определите основания и сгруппируйте характерные черты истории Древнего Востока.
                            Характерные черты истории Древнего Востока
    Экономическая
    сфера
    
    Политическая
    сфера
    
    Социальная
    сфера
    
    Духовная
    сфера
    
    Традиционалистский характер  экономики,
    стабильность
    форм  социально-экономических укладов;
    особые отношения собственности,  неразрывно связанные с
    властью (власть-
    собственность);
    общинники  —
    основные  производители ма-
    териального богатства
    
    Особые полномочия  власти
    в сфере распределения  и
    перераспределения;
    сакрализация
    фигуры правителя, сосредоточение в его руках  неограниченной власти, освящён-
    ной божественными установлениями;
    государство  в
    форме восточной деспотии
    
    Отсутствие
    личной свободы;
    жизнь всех подданных  независимо от социального  положения
    безраздельно
    принадлежала
    государству и
    олицетворявшему его правителю;
    «рабское  само-
    ощущение» под-
    данных;
    важная роль об-
    щины  в  хозяйственной жизни,
    сильные коллективистские  начала,  коллекти-
    вистское сознание
    
    Духовные
    устремления
    определялись
    религией и мифом;
    после изначальных
    грандиозных
    культурных
    прорывов
    в течение
    тысячелетий
    воспроизводство собственных цивилизационно-культурных оснований
    
     Вывод по теме. Непродолжительные деспотии Востока можно считать началом эпохи Древнего мира.
    V. Итоги урока. Рефлексия 
    Ответы на вопросы:
    Сегодня я узнал….
    Мне было особенно трудно…
    Мне было легко…
     VI. Закрепление. Заполнение таблицы стр. 64 к параграфу 7 
    VII. Д\З  Параграф 6-7, на выбор:  эссе  по высказываниям древних мудрецов Востока,   презентация.
    Приложение 1                                
       Документ
    Высшим элементом в структуре общества является цивилизация, объединяющая всё человечество, находящееся на определённой ступени развития, или его крупную составную часть. Цивилизации могут совпадать с границами государства, но происходит это не всегда. Главное в цивилизации — определённая система ценностей, выработанная и подкреплённая историческим опытом, общими или близкими условиями существования и развития.
    Цивилизации, в свою очередь, мы рассматриваем в трёхмерном пространственно-временном разрезе:
    — глобальная цивилизация — часть (или всё) человечества, достигшая уровня цивилизационного развития и проходящаяопределённые ступени, фазы жизненного цикла;
    — локальные цивилизации как важнейшие составные части глобального сообщества, различающиеся по системе цивилизационных ценностей, условиям обитания и деятельности, историческому опыту. Они также проходят через определённые этапы исторического пути — смену поколений локальных цивилизаций и фаз жизненного цикла каждой цивилизации и каждого их поколения;
    — мировые цивилизации как крупные этапы развития глобальной цивилизации и циклы поколений локальных цивилизаций, эпохи в развитии человечества как единой мегасистемы.
    Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Цивилизации: теория, история,
    диалог, будущее. В 6 т. — М., 2008. — Т. 5.
    
    Приложение2. 
         Документ
    Вызов побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние.
    Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию. Традиционное мнение, согласно которому благоприятные климатические и географические условия, безусловно, способствуют общественному развитию, оказывается неверным. Наоборот, исторические примеры показывают, что слишком хорошие условия, как правило, поощряют возврат к природе, прекращение всякого роста...
    Первые вызовы, которые можно зафиксировать в человеческой истории, были сделаны дельтами рек Нила, Иордана, Тигра и Евфрата, Инда с его некогда существовавшим параллельным руслом. Реки эти пересекают маловодные степи, такие, как засушливая Афразийская степь. В нильской долине ответом стал генезис
    египетской цивилизации, в долине Тигра и Евфрата — шумерской, в долине Инда и его бывшего притока — так называемой индской культуры… По окончании ледникового периода афразийская территория стала испытывать сильные климатические изменения, что привело к иссушению земель. И в это время там, где прежде были примитивные общества, возникло две или более цивилизации. Исследования археологов дают возможность рассматривать процесс иссушения как вызов, ответом на который стало возникновение цивилизаций.
    Перемена образа жизни стимулировала творческий акт превращения собирателей в земледельцев. Перемена родины была не столь значительной территориально, но огромной с точки зрения изменения самого характера окружения — они оставили старые пастбища и шагнули в болота новой родины. Когда пастбища нильской долины стали Ливийской пустыней, а пастбища долин Тигра и Евфрата — пустынями, то героические первопроходцы, вдохновляемые храбростью или отчаянием, двинулись в эти гиблые места и своим динамическим актом превратили их в благодатные земли Египта и Сеннаара….
    Тойнби А. Постижение истории: Пер. с англ. — М., 1991.
    
    
    
     

    Автор(ы): Хамидуллина А. Ш.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx