Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

33 Россия после смуты

Текст урока

  • Конспект (Теняков О.Я)

                                                                                      История. 
    10 класс.
    УМК – А.Н. Сахаров, А.Н Боханов. История России. XVII- XIXвека. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2004 (ч.2).
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Россия после смуты.
    Часы отведенные на изучение темы:1.
    Место урока в системе уроков по теме:1                                                                                                                  Тип урока: комбинированный.
     Цель: 
    Повторить и обобщить ранее изученные знания о результатах правления первых царей династии Романовых по сферам жизни общества в ХVII веке, охарактеризовать новые тенденции в развитии Российского государства.
    Задачи: 
    Повторить и обобщить материал предыдущих уроков по политическому, экономическому, социальному, культурному развитию России с 1613 по 1682 годы, выделить главные проблемы истории ХVII века.
    Продолжить формирование учебно-логических умений обобщать, анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать исторические личности, события, явления общественной жизни.
    Способствовать воспитанию уважения учащихся к прошлому нашей страны.
    Совершенствовать коммуникативные навыки. Способствовать формированию навыков конструктивного сотрудничества и общения в процессе решения продуктивных и творческих задач.
    Планируемые результаты: предметные- формировать понятийный аппарат, уметь применять исторические знания для характеристики эпохи; метапредметные- умение читать историческую карту и использовать ее как исторический источник, представлять текстовую информацию в табличной форме, выявлять общие черты и различия путем сравнительного анализа; личностные- приобретать опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого.
    Оборудование:  карта «Россия в конце XVI –начале XVII в.», презентация,  иллюстрации, учебник А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов «История России XVII-XIXвека
    План урока.
    1. Проверка домашнего задания.
    2. Социально-экономическая политика первых Романовых.
    3. Задачи внешней политики.
    4. Возрождение самодержавия.
    
    Этапы   урока.
    1.Организационный момент.
    2. Постановка цели и задач урока. 
    3. Актуализация знаний.
    4.Изучение нового материала. 
    5. Закрепление. 
    6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
    7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.                                                               8. Подведение итогов урока.
    
    Ход  урока
    1.Организационный момент.
    2. Постановка цели и задач урока. Сообщение темы урока. 
    Мотивация учащихся и подготовка к восприятию новой темы. 
    Под музыкальное сопровождение (в исполнении русского хора звучит музыка 17 века) перед глазами учащихся проходят, сменяя друг друга 5 репродукций с картин великих русских художников:
    1. Андрей Рябушин. «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате.
    2. Сергей Иванов. «Земский собор (XVIIвек).
    3. Андрей Рябушин. «Московская улица XVIIвека в праздничный день.
    4. Николай Некрасов «Соборное уложение» 1649 года.
    5. Василий Суриков. «Степан Разин»
    Учитель: Перед вашими глазами всего за несколько секунд пролетела целая эпоха – начало Нового времени для России. Историческая проблема. Какие новые явления можно отметить в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни России в XVII в.?
    3.Актуализация знаний учащихся. Чтение и формулировка устного ответа к вопросам и заданиям в учебнике стр.34). 
     4.Изучение новой темы. 
    Учитель. Вспомним последствия смуты. Решение каких задач для государства имело первостепенное значение (фронтальная беседа (сл 2-3))
    Самостоятельная групповая работа.
    I группа. Социально-экономическая политика первых Романовых.
    Какие мероприятия принимаются для восстановления экономики страны? Используйте учебник § 4 стр. 37-42.
     4.1  Первичная проверка понимания, выполнения задания. Заслушиваются устные ответы учащихся. Делаются выводы.
    Проверка самостоятельной работы.
    1. Восстановление срока сыска беглых крестьян в 5 лет и запрет их перехода от одного владельца к другому.
    2. Введение нового налогообложения.
    3. Возвращение в государственное тягло всех горожан.
    4. Назначение казакам земельных окладов или денежного жалованья.
    5. Решительная борьба с пьянством.
    Вывод. Созданы условия для возвращения к мирной созидательной жизни. В условиях возрождения страны власть опиралась на феодальное сословие.(сл-4-9)
    4.2 II группа. Задачи внешней политики.
    Какие меры приняты для укрепления военной мощи страны?( § 4  стр.43-46)
    Проверка самостоятельной работы.
    1 декабря 1618г. – Деулинское перемирие между Россией и Польшей на 14,5 лет;
    Польский король не отказывался от претензий на русский престол.
    27 февраля 1917 г – Столбовский мирный договор между Россией и Швецией
    За Швецией оставалось побережье Балтийского моря с городами Ям, Копорье, Орешек и Ивангород;
    России возвращен Новгород с округой.
    Вывод: На западной границе и в Прибалтике Россию силой вернули к границам конца XVв. Но зато установился мир.
    Однако международная ситуация в 30е годы меняется. Весной 1632г умирает польский король Сигизмунд III. В Польше началась борьба за власть. Усилиями русских дипломатов создан русско-шведский союз против Польши.
    1632-1634 – Смоленская война
    4июня 1634г – Поляновский мирный договор между Россией и Польшей .
    Подтверждены границы по Деулинскому перемирию (Смоленск за Польшей)
    Польский король Владислав отказался от прав на русский престол.
    Вывод. Укреплеплены позиции династии Романовых как в внутри страны, так и на международной арене. Укреплена обороноспособность страны.(сл.10-12)
    4.3 III группа. Возрождение самодержавия.
    В чем проявилось восстановление и укрепление самодержавия в послесмутное время?
    Какое это имело значение для развития России?
    Используйте учебник § 4 стр 35-36.
    Проверка самостоятельной работы.
    Восстановление и укрепление самодержавной власти.
    Упорядочение системы управления- введение воеводского правления на местах.
    Вывод. В этот период была достигнута политическая стабильность в обществе.
    5.Закрепление. Фронтальная беседа.
    Как вы оцениваете успехи, которые были достигнуты Михаилом Романовым? Как личностные качества Михаила Федоровича повлияли на дальнейшее обустройство государства?(сл13-14) 
    Вывод. Успехи, достигнутые в этот период, имели важное значение для дальнейшего развития страны. В стране был установлен мир, порядок, закон, укрепились позиции династии Романовых. Страна поднялась из руин.(сл.15)
    6. Контроль усвоения новых знаний. Оценки за работу на уроке.
    7.  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.                                            §4, вопросы и задания. Сообщение о личности Алексея Михайловича(сл-16)                                                             8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
    
    В результате работы мне открылись три самых важных  имени:
    
    В результате работы мне открылись три самых важных  события:
    
    В результате работы мне открылись три самых важных  качества:
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Теняков О. Я

    Скачать: История 10кл - Конспект (Теняков О.Я).docx
  • Конспект (Вайгнер Н.В.)

     Название предмета: История России 
    Класс:10 
    УМК (название учебника, автор, год издания): А.Н.Сахаров, А.Н. Боханов. История России 17-19 века ,часть 2.М.: «Русское слово», 2004 год.
    Уровень обучения (базовый)
    Тема урока: Россия после Смуты.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Цель урока: расширить, углубить и закрепить знания учащихся об особенностях  развития  России  после Смутного времени.
    
    Задачи урока:
    1. Образовательные:
    - закрепить знания о последствиях Смуты,
    - продолжить учить самостоятельной работе с историческими источниками: сравнивать и анализировать информацию, делать умозаключения и выводы,
    - учить использованию фактов и статического материала, с их помощью обобщать материал, но в то же время вывести учащихся на новую ступеньку знаний путем решения поставленной на уроке проблемы: достижения целостности исторических знаний,
    - выявить  новые черты развития  старой России,
    
    2. Развивающие:
    - продолжить работу по развитию следующих умений и навыков: овладевать 
      научной терминологией, расширять словарный запас, лаконично и грамотно 
      выражать свои мысли, как устно, так и письменно,
    - развивать интерес у учащихся к историческому наследию нашей Родины,
    - развивать умение исследовательской работы,
    -развивать эмоциональную сферу (сопереживания),
    - умение отстаивать своё мнение, опираясь на факты,
    - умение вести дискуссии по проблемным вопросам истории.
    
    3. Воспитательные:
    - продолжить работу повоспитанию активной гражданской позиции, чувства  
      патриотизма, долга, уважения  на примерах судеб и биографий великих 
      людей России, 
    - воспитывать толерантность к окружающим, представителям других 
      национальностей и различным социальным группам,
    - формировать активную жизненную позицию к учёбе, труду, и в целом к
      окружающему миру,
    - пробудить интерес к самостоятельному исследованию прошлого; показать, что через знание прошлого можно лучше понять настоящее, предвидеть будущее.
    
    Планируемые результаты:
    -знать последствия Смутного времени;
    -характеризовать период правления Михаила Романова;
    -выявлять причинно-следственные связи;
    -характеризовать экономическое развитие России а 17 веке.
    
    Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедиа-проектор, историческая карта «Россия в 17 в.», атласы, раздаточный материал, стенд с иллюстрациями.
    
    
    
    Содержание урока
    
    I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА ЗАНЯТИЯ.
    -Приветствие.
    -Создание доброжелательной рабочей атмосферы урока.
    -Подготовка учащихся к работе.
    
    II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
    -Назовите основные этапы Смутного времени, дайте краткую характеристику.
    № этапа
    ( годы)
    Название противоборствующего
    лагеря
    Название противоборствующего
    лагеря
    Событие, даты
    -Используя текст, сравните  Первое и Второе ополчение. Почему именно Второе ополчение смогло освободить Москву? (Приложение 1)
    III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
    - Тема нашего урока: « Россия после Смуты».
     Чтение эпиграфа к уроку.
    Век семнадцатый – век непонятный. 
    Отзвук твой до сих пор не утих.  
     Проступают кровавые пятна
    На страницах, на годах твоих. 
    Век семнадцатый – горький и страшный. 
    Сколько сгинуло… Выслано сколь….
    Дьявол черными крыльями машет –
    И звенит звонкой сталью раскол.   Виталий Гриханов, старовер.
    
    - В чём значение этого ополчения? 
    -Князь Дмитрий Пожарский и нижегородский земский староста Козьма Минин возглавили в начале XVII века освободительную борьбу русского народа против польско-литовских и шведских интервентов, завершившуюся изгнанием захватчиков из Кремля в 1612 году.  Был разрушен государственный порядок, идёт борьба за власть, политическая борьба перешла в новое качество: стороны создали свои органы власти ( армию, налоговую систему), рвались родственные связи, в борьбу вмешались внешние силы, страна была спасена, но не самодержавием, а патриотическим настроем представителей разных сословий.
    - Раньше с 1918 г. в России 7 ноября отмечался общенациональный праздник, посвященный победе Октябрьской революции 1917 г. С 1991 г. этот праздник стали называть - День согласия и примирения. Но в 1996-м праздник переименовали. Госдума рассмотрела законопроект, согласно которому вместо 7 ноября в России появился новый общенациональный праздник - День народного единства, установленный в честь окончания смутного времени отмечать его стали 4 ноября с 2005 года.
    - «Смута – трагедия, очищение и возрождение России», готовы ли Вы прокомментировать данное утверждение.
    Итоги Смуты: разорение, гибель людей, обнищание народа, слабость власти, крепостничество и самодержавие воспринимаются как неотъемлемая часть «старины», временно усилили влияние сословно-представительные органы: Боярская Дума и Земский собор. Ухудшилось международное положение государства и потеря земель (Смоленской, побережья Балтийского моря). Воцарение новой династии Романовых (1613-1917гг.). Рост позиций служилого дворянства, ослабление местничества и старого боярства. Возросло значение православных ценностей, усилились идеи изоляционизма и особой ответственности за веру. Россия стала ещё более консервативной и традиционной, упрочились монархические чувства, необходима тишина и покой, стабильность.
    -Почему на престол был избран Михаил Фёдорович Романов?
    
    -Откройте атласы на странице 14-15.
    - Проанализируйте те изменения, которые появились в социально-экономическом развитии страны в начале 17 века, дайте их  характеристику .
    (работа с текстом учебника)
    -В начале 17 в. В стране развиваются различные виды отраслей промышленности: развиваются мануфактуры кожевенные, чугуноплавильные, текстильные и др.Выделяется специализация районов. Увеличивается количество посевных площадей – освоение земель юга России, Поволжья, Сибири, рост товарного производства с\х продукции, зона промыслов. Но развитие не интенсивное, а экстенсивное. Развивается внутренняя и внешняя торговля, появляются центры торговли-ярмарки. Получают распространение монастырские библиотеки, разворачивается церковное строительство.
    
    
    - Рассмотрите схему и охарактеризуйте основные направления политики Михаила Романова.
    
    
    
    
    Работа в группах по теме: «Внешняя политика первой половины 17 века»
    
    1 группа – русско-шведская война
    2 группа – русско-польская война
    3 группа – Азовские походы казаков
    
    Дата 
    
    Причины
    
    Итог 
    
    27 февраля 1617 г – Россия + Швеция                          
                            (Россия возвращала) 
             Новгород, Порхов,  
             Ладогу,  Старую Руссу
            (Россия уступала)
                  Ивангород, Ям, Копорье, Орешек, Корелу 
    200 тысяч рублей
    1 декабря 1618 г – Россия + Речь Посполитая 
    Королевич Владислав не отказался от претензий на русский престол и царский титул.
           (Россия потеряла)
    Смоленск, Чернигово-Северские земли 
    
    
    
    
    IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
    - Какие успехи России во внутренней жизни и внешней политике характеризовали укрепление государственности, экономического и политического положения страны?
    
    V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
    параграф 4, вопросы 1-5, написать историческое сочинение по периоду 1604-1618гг.
    
    VI. ИТОГ
    
    Приложение 1.
    Первое ополчение. « В Москве жители присягнули Владиславу. Но в других городах и уездах многие люди не хотели поступать по примеру «семибоярщины». Более того, их жители выступали против интервентов. Они слали друг другу грамоты, договаривались действовать вместе. Впереди шла Рязань. В ней сформировалось ополчение, выступившее для освобождения Москвы. Возглавил его П.Ляпунов. В нем участвовали дворяне, посадские люди, казаки южных уездов. К ополчению присоединяются остатки тушинских отрядов, в основном из казаков, во главе с Д.Т.Трубецким и И.М.Заруцким. Между тем в Москве, еще до подхода ополчения, в марте 1611 г. вспыхнуло восстание против поляков… Подошедшие под стены столицы отряды ополчения встали у ее юго-восточных, восточных и северных окраин. Преодолевая «тесноту великую», интервенты, засевшие в Москве, с трудом добывали съестные припасы в ее окрестностях. Руководители ополчения восстанавливали власть по стране. По приговору 30 июня 1611 г. вновь создавались приказы. Трактовал приговор и сословные права дворян на земли и крестьян. Поместья, жалованье полагалось давать и казакам, и их атаманам, но их запрещалось назначать на прибыльные государственные должности. На этой почве разгорелись разногласия между казаками и дворянами, получившими право на эти должности. Пункт о выдачи помещикам беглых крестьян и холопов, а многие из них стали казаками, в том числе и в ополчении, вызвал их ярость против Ляпунова. Это недовольство подогревали казацкий предводитель Заруцкий, враждовавший с Ляпуновым, и поляки, осажденные в Москве. Ляпунова вызвали на казацкий круг, общую сходку, и убили. Вскоре ополчение распалось. Многие его отряды разошлись по домам, лишь казаки Трубецкого и Заруцкого остались под Москвой».(3) Второе ополчение. «В Нижнем Новгороде, большом и богатом городе, посадские люди во главе с Кузьмой Мининым, простым «говядарем» (торговцем мясом) и посадским старостой, организовали сбор средств на создание нового ополчения. В Поволжье, Поморье и других местах создаются отряды ополченцев, собираются деньги, припасы. 
    Второе, или Нижегородское, ополчение возглавили Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Первый заведовал казной, хозяйством ополчения, второй стал военным руководителем. Со всех сторон шли отряды к Нижнему, и ополчение, сначала имевшее 2-3 тысячи воинов, быстро увеличивало свои ряды. Помимо русских людей, в нем были татарские, башкирские отряды. В марте 1612 г. оно двинулось к Костроме и Ярославлю. По пути в него вливались новые подкрепления. В начале апреля в Ярославле был создан «Совет всея земли» - правительство из представителей духовенства, Боярской думы, дворян и посадских людей. Фактически его возглавляли Пожарский и Минин. Начали работать приказы. В июле ополчение вышло из Ярославля к Москве. В конце месяца первые отряды подошли к столице с северной стороны. В августе появились главные силы. 22 августа у Москвы расположилось войско гетмана Ходкевича с огромным обозом. Он пытался прорваться к осажденным в городе. Но его всякий раз отбрасывали ополченцы Пожарского и Минина и отряды Трубецкого – то западнее Боровицких ворот, то у Донского монастыря. Не стяжав успеха, потеряв много людей и возов с продовольствием, гетман ушел из-под Москвы. Осада города продолжалась. В нем начался голод, и осажденные в конце октября 1612 г. капитулировал».
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Вайгнер Н. В.

    Скачать: История 10кл - Конспект (Вайгнер Н.В.).docx