Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Экономика России во второй половине XIX века (Емельянова И. Э.)

Текст урока

  • Конспект

     Предмет : История России
    Класс:  10 
    УМК: - А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов. История России XVIII-XIX века. Ч. 2: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2004.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Экономика России во второй половине XIX века. 
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час 
    Место предмета в системе уроков по теме: третий урок в разделе   Россия во второй половине XIX в.
    Цели урока:  познакомить с содержание и итогами экономического развития России во второй половине  века, с внутренней политикой Александра III;
    Развивать умение характеризовать взгляды реформаторов России; определять положительные и теневые стороны промышленного подъема;
    Формировать понимание особенностей экономического развития России во второй половине XIXв.
    Форма проведения: комбинированный урок.
    Основные понятия: социально-экономическая эволюция, завершение промышленного переворота, железнодорожный бум, кредитно-финансовая система, самодержавная монархия, сословия. Ретроград, экспансия.
    Даты: 1881-1894гг. – правление Александра III. 1894г – 1917гг.- правление Николая II1882г.- учреждение Крестьянского поземельного банка, 1882г.- образование «Тройственного союза», 1885г.- Морозовская стачка, 1891г.- начало строительства Трансибирской магистрали,1893г.- начало промышленного переворота. 1897г. – выпуск в обращение золотых монет, денежная реформа С.Ю.Витте, 1897г.- всеобщая перепись населения Российской империи.
    Выдающиеся личности: Александр III, императрица Мария Федоровна, Д.А.Толстой, К.П.Победоносцев.
    Оборудование урока: карты «Экономическое развитие России во второй половине 19 века», «Российская империя в конце 19века».
                                                                  Ход урока.
    1. Организационный момент.
    2. Изучение нового материала. (проверка знаний ввиду большого объема изучаемого материала производится проверкой выполнения заданий по карточкам).
    План изучаемого материала
    1. Личность императора Александра III.
    2. Основные направления внутренней политики Александра III
    3. Экономическое развитие России в 80-90-е годы 19 века.
    
    Проблемные задания: каково основное содержание эпохи правления Александра III? Можно ли ее охарактеризовать лишь как «эпоху контрреформ»? В какой степени правомерна ее оценка как периода «консервативной модернизации»?
    
    I.Личность императора Александра III.
    Данный вопрос изучается путем выступления учащихся с сообщениями «Личность императора Александра III» и « Деятельность Александра III на пути контрреформ».
    
    2.Основные направления внутренней политики Александра III.
    Задание для учащихся: изучить материал параграфа 33 (стр.409-415) и раскрыть данный вопрос с опорой на таблицу, которая заполняется по мере изучения параграфа.
                                         
    
    
                                      Правление Александра III (1881-1894гг)
                                 Основные направления внутренней политики
    Ограничение земского и городского самоуправления
    Усиление полицейского режима и ликвидация некоторых положений судебной реформы 1864г
    Введение дополнительных ограничений в сфере печати и образования.
    Контроль за крестьянским самоуправлением. Решение земельных вопросов.
    «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»(1884г)- чрезвычайный закон для борьбы с революционным движением.
    Созданы охранные отделения.
    Вводится политический сыск.
    Новые «Временные правила о печати» (1882).
    Любой печатный орган можно закрыть.
    Учреждение должностей земских участковых начальников.
    
    Новый университетский устав (1884г).
    Ликвидация автономии.
    Новое «положение о губернских и уездных учреждениях»( 1890).
    Изменения  в земской избирательной системе.
    Увеличение числа  депутатов от дворян и их сокращение от других сословий.
    Ограничена открытость  судопроизводства по политическим делам (1887г).
    Ликвидированы мировые судьи ( 1889г.)
    Циркуляр Министерства просвещения « О кухаркиных детях»( 1887г).
    «Ограничение для поступления в гимназии низших сословий.
    
    3.Экономическое развитие России в 80-90-е гг. XIXв.
    Учитель характеризует процесс индустриализация в России.
          
             Индустриализация в России активизировалась вследствие реформ 1861 – 1874гг. Она началась тогда, когда промышленный переворот еще  не завершилась. Промышленный переворот завершился в 90-е гг. 19 века. Сформировался пролетариат как самостоятельный социальная группа.
           Развитие средств сообщения (железнодорожного и водного транспорта) ускорило товарный и культурный обмен.
          Рост товарно-денежных отношении, существование мануфактур, накопление купеческих капиталов сочетались с развитыми формами капиталистического хозяйства(фабрикой, банковской системой, сформированной системой кредита), передовой технологией..
          Роль государства («государственный капитализм») проявлялась в насаждении «сверху» банковских  учреждений, кредита, крупной промышленности.
      Приметы того времени: ужесточение эксплуатации народных масс, неразработанность трудового законодательства, обостренность социальных противоречий, социальные  конфликты. Поощряя развитие промышленности, самодержавная власть консервировала социальные отношения ( существование сословий, крестьянской общины), что порождало диспропорции в экономическом и социальном развитии. Россия включалась (интегрировалась) в мировую экономическую систему посредством  внешней торговли, создания колониальных рынков сбыта, привлечения иностранного капитала. И в результате реформ 1861-1874гг и государственных мероприятий 80-хгодов 19в. В России начался переход к индустриальному обществу.
    Задания для учащихся: проработать материал п. 33-34 (стр.429-437) и заполнить таблицу и сделать выводы.
                       Экономическое развитие России в 80-90хгг 19 века.
    Курс на модернизацию промышленности
                                  Реформаторская деятельность
    Николай Христофорович Бунге (1823-1895гг)
         Иван Алексеевич   Вышеградский 
             ( 1831-1895)
    Сергей Юльевич Витте
    (1894-1915гг)
    Министр финансов в 1881-1886гг.
    Председатель Кабинета министров в 1887-1895гг.
    Министр финансов (1885 – 1892гг)
    Министр финансов (1892-1903гг), председатель Комитета министров с 1903г., председатель Совета министров ( 1905-1906гг).
    Сторонник политики протекционизма:
    -повышение таможенных пошлин;
    -поддержка частных банков;
    -реформирование системы налогообложения и введения новых налогов на недвижимость, промыслы, денежные операции, торговлю. Политика в крестьянском вопросе:
    -ликвидация временнообязанного состояния и понижение выкупных платежей 91881г);
    - создание Крестьянского банка для льготного кредитования крестьян (1882г);
    -отмена подушной подати(1885г).
    Политика протекционизма:
    - принят новый повышенный таможенный тариф(1891г);
    -повышены  косвенные налоги и расширено налогообложение торговых и промышленных предприятий;
    -усиление роли государства в регулировании хозяйственной деятельности частного предпринимательства;
    - подчинение частных железных дорог государству.
    Добился устойчивости финансовой системы.
    Сторонник ускоренного промышленного развития.
    Основные направления экономической политики:
    - жесткая налоговая политика, увеличение косвенных налогов, введение государственной винной монополии (1894г);
    -протекционизм, призванный защитить российскую промышленность от иностранных конкурентов;
    -финансовая реформа (1897г), введение золотого обеспечения рубля и его свободная конвертация;
    - широкое привлечение в страну иностранного капитала.
    
    Таким образом, к концу 19 века доля промышленного сектора в национальном доходе достигла 50%. Россия уверенно развивалась, превращаясь из страны аграрной в  аграрно-индустриальную.
    
    III. Закрепление изученного материала.
    Обсуждение проблемных заданий:
    -Каково основное содержание эпохи правления Александра III?
    - Можно ли ее охарактеризовать лишь как «эпоху контрреформ»?
    - В какой степени правомерна ее оценка как периода «консервативной модернизации»?
    IV. Домашнее задание:  часть2 п. 33-34.Индивидуальные задания6 разработать проекты по теме «Русская культура во второй половине 19 века».
    
     

    Автор(ы): Емельянова И. Э.

    Скачать: История 10кл - Конспект.doc