Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

46 Эпоха дворцовых переворотов (Еремина О. М.)

Текст урока

  • Конспект

     
    История 10 класс
    История России. XVII – XIX века: учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. – 2-е изд. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004. Базовый уровень.
    Тема: «Эпоха дворцовых переворотов».
    Цели  урока: -  познакомить с предпосылками и сущностью дворцовых переворотов, внешней политикой данной эпохи;
    - развивать умения характеризовать особенности правления преемников Петра I;
    - выступать с сообщениями, подготовленными на основе дополнительной литературы.
    
    Форма проведения:  комбинированный.
    
    Основные понятия: дворцовые перевороты, верховники, кондиции, бироновщина, секуляризация, олигархия, фаворит.
    
    Даты: 1725-1727гг. – правление Екатерины I,   1727 – 1730гг – царствование ПетраII,
     1730-1740гг – царствование Анны Иоанновны, 1740-1741гг – царствование Ивана Антоновича, 1741 – 1761гг – правление Елизаветы Петровны, 1761 – 1762гг – правление Петра III,  1762 – 1796гг – правление ЕкатериныII.
    1735-1739гг – война с Турцией и Крымом, 1741 – 1743гг – русско-шведская война, 1756 – 1763гг – Семилетняя война, август 1758г – сражение при Цорнндорфе, август 1759г – сражение при Кунерсдорфе, сентябрь 1760г – взятие русскими Берлина, 1761г – захват войсками Румянцева Кольберга.
    
    Выдающиеся личности: Петр Алексеевич, Екатерина I, А.Д.Меншиков, Петр II, А.И.Остерман, И.Долгорукий, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Елизавета Петровна, А.П. Бестужев – Рюмин, Н.Ю.Трубецкой, А.Н.Нарышкин, И.И.Шувалов, Н.И.Панин, Г.Г.Орлов, Г.А.Потемкин, ПавелI.
    Оборудование урока : карты «Российская империя в XVIIIв», «Участие России в Семилетней войне», схема «Династия Романовых».
    
                                                          Ход урока
    I.Организационный момент
    II. Повторение изученного материала.
    1. Дать общую характеристику эпохе Петра I. Какое значение она имела для России?
    2. С кем из выдающихся исторических деятелей мировой истории и почему, на ваш взгляд, можно сравнить Петра ?
    3. Продолжите фразы:
    А) «Любой правитель России первой четверти XVIIIвека на месте Петра I, как и он, провел бы следующие реформы…;
    Б) « Только Петр I  в первой четверти XVIIIв. мог осмелиться провести в России…».
          4. Россия при Петре I была объявлена империей. Что это значило? Насколько это было оправдано?
    
    III. Изучение нового материала:
    1. Предпосылки и сущность дворцовых переворотов.
    2. Дворцовые перевороты в середине XVIIIвека.
    3. Внешняя политика России в эпоху дворцовых переворотов.
    
    Учитель ставит перед учащимися проблемные задания:
    - До какой степени борьба за власть в эпоху дворцовых переворотов замедляла развитие России?
    - А.С. Пушкин охарактеризовал преемников Петра I так: « Ничтожные наследники северного исполина». Обсудите мнение поэта.
    
    Рассмотрение основных вопросов плана урока. Эта часть урока проходит в форме фронтальной беседы с использованием групповой работы.
    Предпосылки и сущность дворцовых переворотов.
    Учащиеся записывают в тетради определение понятия «дворцовые перевороты» - смена царствующих особ, которая сопровождалась ожесточенной борьбой между различными группировками придворной знати.
         Учащиеся  знакомятся с документом - указом Петра I о праве монарха назначать преемника из числа всех родственников и текстом учебника (параграф 14-15, раздел «Россия при преемниках Петра».
     Затем формулируют предпосылки  дворцовых переворотов в группе ,выполняется схема и один представитель группы представляет результаты классу. В процессе выступлений представителей групп проясняются все аспекты вопроса, учитель подводит итоги обсуждения, после чего учащиеся записывают предпосылки в тетради. 
    
    Приложение 1.
                              Предпосылки дворцовых переворотов.
    1. Ослабление правящей династии в период петровских реформ.
    - Конфликт Петра I и царевича Алексея, который завершился гибелью наследника.
    - Изменение традиционной системы престолонаследия.
    - Установление династических связей с германскими государствами.
    
    Появление разных, в том числе и иностранных,  претендентов на престол.
    Усиление борьба за власть между придворными группировками.
            2) Строительство новой столицы – Санкт-Петербурга, где монарх оказывался     отрезанным от основной части страны и мог стать заложником собственного окружения.
             3) Создание Петром I гвардии – элитных воинских полков ( Семеновский, Преображенский), ставшей инструментом власти, главной военной силой в столице, усилиями которой и совершались дворцовые перевороты.
    
    2. Дворцовые перевороты в середине XVIII века.
    
    При изучении правления Екатерины I (и других правителей эпохи) используются материалы учебника и данные таблицы .
    
    
    
    
    
    
    
    
    ПодвеУчитель. Таким образом, на основании рассмотренного материала, какой ответ мы можем дать на первое проблемное задание:  До какой степени борьба за власть в эпоху дворцовых переворотов замедляла развитие России?
    
    Предполагаемый ответ учащегося.
    В целом период с 1725 по 1762 годы был тяжелым испытанием для России. Наследники Петра I не смогли последовательно развить заданное им направление на создание мощного государства европейского типа. На протяжении нескольких десятилетий страна как бы двигалась по инерции, полученной от сильного толчка, который дал ей великий преобразователь. В одном преемник Петра I были последовательны: постоянно нуждались в ходе борьбы за власть в поддержке наиболее активной и значимой социальной силы – дворянства, они все время шли на уступки этому сословию, укрепляя его имущественное положение, предоставляя государственную службу.
       Но поступательное развитие России продолжалось и в эпоху дворцовых переворотов. Экономика сделала шаг вперед. К середине XVIII века в стране выплавлялось 2 млн.пудов чугуна – в полтора раза больше, чем в Англии. В 1750 году в России работало около 50 текстильных мануфактур. В целом к середине XVIII века число мануфактур увеличилось втрое по сравнению с петровским временем – их стало около 600. Росло применении наемного труда, различных мануфактур. Если при Петре Iмануфактуры в основном принадлежали казне, то позднее все большее число владельцев фабрик и заводов являлись выходцами из купцов, крестьян и дворян. Развивалось сельское хозяйство, но в основном экстенсивным путем – расширением используемых земель.
    3. Внешняя политика России в эпоху дворцовых переворотов.
    Учитель. После Петра I авторитет России на международной арене в целом продолжал возрастать. Об этом свидетельствует расширение территории страны. В 30-е годы XVIII века добровольно вошли в состав России казахи Малого и Среднего жузов, в 50-е годы – горные алтайцы.
    Задание для учащихся:
    На основании материала учебника ( стр.170-172) заполнить таблицу.
            « Войны России в период дворцовых переворотов»
    Направления
    события
    характеристика
               1         
              2
                                  3
    Европейское
    Русско-польская война 1733-1735гг.
    Война  за польский престол в союзе с Автрией. Поддержка Августа III Саксонского в противовес С.Лещинскому, которого поддерживала Франция. Военный поход русских войск в Польшу под командованием П.П Ласси. Успешное решение целей войны.
    
    Русско-шведская война
    1741 – 1743гг.
    Попытки Швеции вернуть утраченные в ходе Северной войны территории пресечены рядом побед русской армии в 1741 – 1742гг. Мирный договор в Або сохранил прежнее статус-кво. Швеция подтвердила балтийские приобретения России и передала ей часть территории Финляндии.
    
    Участие России в Семилетней войне 1756-1763гг.
    Обострение геополитических противоречий между двумя коалициями европейских держав.
    Борьба за колонии, гегемонию в Центральной и Восточной Европе.
    Присоединение России к австро-французскому союзу (1756г).
    Вступивший на престол Петр III прекратил военные действия и заключил союз с Фридрихом II против вчерашних союзников России.
    Азиатское
    Русско-турецкая война
    1735 – 1739гг.
    Союзник – Австрия.
    Успехи русской армии во главе с Б.Х.Минихом и П.П Ласси – взятие Азова, Очакова, Ясс. Но ввиду сепаратного мира Австрии с Турцией Россия свернула свою военную компанию.
    Итог – подписание мира в Белграде. Россия вернула себе Азов.
    
    IV. Закрепление изученного материала.
    Обсуждение проблемного задания :
    А.С.Пушкин охарактеризовал преемников Петра I так: « Ничтожные наследники северного исполина».
    V. Домашнее задание: часть2. П.14-15,вопросы 4,5,6; индивидуальные задания: сообщения о Екатерине II и Е.И.Пугачеве.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Еремина О. М.

    Скачать: История 10кл - Конспект.doc