Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

57 Отечественная война 1812 года. Заграничные походы русской армии. Венский конгресс (Минаева Т.Ю.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета История России 
    Класс 10
    УМК История России ХVII-ХIХ века. А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов,2004.
    Уровень обучения  базовый
    Тема урока: «Отечественная война 1812 года. Заграничные  походы русской  армии. Венский конгресс.»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы 2
    Цель урока: раскрыть значение войны 1812 года в российской истории
    Задачи урока:
     обучающая познакомиться с ходом Отечественной войны,         героической обороне рос­сийского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер и историческое значение, выяснить, какую роль играла Россия в Европе после окончания войны;
    развивающая развивать навыки работы с документами, с картой, учебником, умения выделять главное, определять и объяснять понятия, приводить аргументы. 
    воспитательная  воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;
    Планируемые результаты: в ходе изучения темы обучающиеся должны унать причины нападения Наполеона на Россию, ход войны России с Францией, определить последствия войны для исторических судеб русского и французского народов, должны уметь работать с картой, атласом, историческим источником, организовывать работу в группах, участвовать в дискуссии.  
    Техническое обеспечение урока: картины Верещагина В.В., Кившенко А.Д., проектор, ПК, карта «Российской империи в первой четверти ХIХ века», хрестоматия по отечественной истории раздаточный материал ХIХ века, аппликации «Военная форма русской и французской армий».
    Содержание урока
    I.     Организационный момент.
    П.    Актуализация опорных знаний. 
    Вступительное слово учителя: Ход истории порой определяют не только народы, правители, но и простые люди, сограждане, каждый в отдельности и все вместе, сообща. Мы с вами наблюдали  это явление, изучая Смутное время  начала 17-го века или борьбу России за выход к морям в 18-м веке. Сегодня разговор о событии, которое красной строкой прошло через весь 19-й век, отразилось в народном сознании, политике государств, русской культуре.
    Как вы думаете, о чем же мы сегодня будем с вами говорить? (О войне). Давайте отследим, как развивалась ситуация в Европе накануне Отечественной войны.
    Групповая работа с учебником:1-я группа готовит сообщение об изменениях во взаимоотношениях России и Франции в 1804-1807 г.г.; 2-я группа — об Аустерлицком сражении 20 ноября 1805 г. и его последствиях; (выступления групп-общий вывод о том, что хотя военное противоборство с Францией было нежелательным для России, чрезмерное усиление последней толкало к войне европейские страны и Россию, как великую европейскую державу)
    Учитель: А я добавлю слова Наполеона: “…остается одна Россия, но я раздавлю ее”. Давайте отследим причины войны для той и другой стороны. 
    Причины войны
    Для Франции
    Для России
    Несоблюдение Россией континентальной блокады (торговля с Англией на нейтральных американских судах, через территорию России английские товары широко распространялись в Германии, Австрии, Польше).
    Январь 1810 год – указ Александра о введении нового таможенного тарифа(высокими пошлинами облагались предметы роскоши, ввозимые в Россию из Франции)
    Значительные экономические убытки России от континентальной блокады (сокращение экспорта российского хлеба – сокращение доходов казны, дворян, купцов).
    Созданное под протекторатом Наполеона Герцогство Варшавское являлось удобным плацдармом для нападения на Россию.
    Восстановление Польши Наполеоном - угроза целостности русской границы, опасность отторжения Литвы.
    Падение авторитета Александра 1. Российское общество смотрело на Александра как на вассала Наполеона.
    -Делаем вывод о том, что дерзкие, захватнические шаги Наполеона в Европе определили поворот России к войне.
    III. Групповая работа: анализ текста документа, заслушивание сообщения
    
    1 группа. «Начало войны. Вторжение»
    Документ 1 (от имени французского воина)
    Сегюр: «С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми перепра­вились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на русский берег без препятствий, к их удивлению. Там - мир; война - с их стороны; все спокойно в этой чуждой стране, которая была им представлена такой угрожающей. Между тем к ним скоро явился простой казацкий офицер, командующий патрулем. Он один; ка­жется, что он уверен в мире и не подозревает, что перед ним - вся вооруженная Ев­ропа. Он спрашивает иностранцев, кто они. «Французы», - было ответом. «Что нуж­но вам и зачем пришли вы в Россию?» - продолжал он. «Воевать с вами! Взять Вильну! Освободить Польшу!» - резко ответил один из саперов. Казак ускакал; он исчез в лесу. Вдогонку ему выстрелили три разгоряченные солдата».
    И. Руа: «27-го Наполеон направился уже к Вильне, надеясь, что русская армия, над которой в то время начальствовал Барклай де Толли, примет сражение под сте­нами этого города. Но русский главнокомандующий предпочел сжечь свои магази­ны, разрушил мост, перекинутый через р. Вилию, и направился форсированным маршем к северу...»
    М. Барклай де Толли: «Таким образом, операционный план Наполеона, чтобы нас разбить по частям, совершенно расстроился».
    -  Какая задача стояла перед Наполеоном после вступления его армии в Россию? Удалось ли ему выполнить ее? Ответ: (Наполеон направился уже к Вильно, надеясь, что русская армия, под командованием  М.Б. Барклая  де Толли, примет сражение под сте­нами этого города.  План Наполеона, чтобы нас разбить по частям, совершенно расстроился)
    Группа 2 (от имени французского воина)
    Г. Роос: «Во всех отношениях мы перебивались кое-как: уже мало было хлеба, а мука, молоко, вино и водка сделались большой редкостью. Купить ничего нельзя было. Офицеры должны были довольствоваться тем, что добывала воровством и грабежом их прислуга. В первые же дни за Неманом общая нужда вызвала круп­нейшие беспорядки».
    Дедем: «Несмотря на тщательные меры подготовки, принятые Наполеоном, ус­ловия театра войны и характер действия противника дали себя почувствовать с пер­вых же шагов по переправе через Неман.
    Дороги, сами по себе неудовлетворительные, вследствие дождей, уничтожение русскими при отступлении переправ и гатей и движения по ним многочисленной артиллерии и тяжелых обозов, сделались положительно непроходимыми.
    Сожжение магазинов, порча мельниц, угон скота и лошадей значительно сокра­тили те средства, которые могла дать страна, располагавшая ими далеко не в доста­точной степени для удовлетворения многочисленной французской армии.
    Вся переписка французских генералов в первый период кампании наполнена за­ботами о продовольствии и жалобами на недостаток его. Счастливый захват какого-либо магазина прежде, чем русским удавалось его уничтожить, являлся событием едва ли не более важным, нежели успех, одержанный над неприятелем.
    Можно с уверенностью сказать, что уже вскоре после переправы через Неман французская армия испытывала настоящий голод».
    - С какими трудностями столкнулась французская армия в России?(хлеб, мука, молоко, вино и водка сделались большой редкостью. Вся переписка французских генералов в первый период кампании наполнена за­ботами о продовольствии и жалобами на недостаток его. французская армия испытывала настоящий голод».)
    Отчет групп и общий вывод о том , что с первых шагов по русской земле захватчики столкнулись с народным сопротивлением, а в русской армии каждый солдат желал сразится с врагом.
    Учитель подводит итог: 22 мая армии Барклая де Толли и Багратиона соединились у Смоленска. Это был крупный успех русской армии и серьезная неудача Наполеона, стремившегося к разгрому 1-ой и 2-ой армии поодиночке и к проведению генерального сражения еще у границы. В момент соединения обе русские армии насчитывали около 120 тыс. человек. Напо­леоновские войска все еще превосходили русскую армию по численности (около 200 тыс. человек). Поэтому, несмотря на то, что русские войска дали бой у стен Смоленска и отбили ожесточенные атаки противника, Барклай де Толли принял решение о продолжении отступления вглубь страны. Со сда­чей Смоленска дорога на Москву была открыта. Нужен был военачальник, в которого поверил бы и простой солдат , и генерал, которому доверял бы народ. Как  выразился участник войны С. Глинка: «Назначение Кутузова главнокомандующим произвело общий вос­торг и в войске и в народе».
    1-я группа: мини- презентация о биографии М.И. Кутузова.
    Работа с атласом: отследите , в каком месте главнокомандующий спланировал  провести генеральное сражение(2 минуты)
    Учитель: Наполеон привел на Бородинское поле 130-135 тыс. человек при 587 орудиях; у русских было примерно 150 тыс. воинов и всего 640 орудий.
    Задания для групп:(5 минут)
    1-я группа.  Пользуясь схемой, объясните, почему Кутузов выбрал местом сражения Бородинское поле. В чем его преимущества.
    2-я группа. Покажите на схеме расположение войск на Бородинском поле. Каково было соотношение сил противников. Какая из сторон имела, по вашему мнению, больше шансов на победу. Ответ объясните.
    Отчёт о работе групп- общий вывод о том , что на бородинском поле стратегию полководцев  поддержали воюющие армии, мужество было проявлено с обеих сторон.
    Работа всех групп с раздаточным материалом №1 «Русские и французы о Бородинском  сражении»(10 минут).
    Раздаточный материал:
    Русские о Бородинском сражении.
    По словам очевидца: «Самое пылкое воображение  не в состоянии представить сокрушительного действия происходившей здесь канонады. Гранаты лопались в воздухе и на земле, ядра гудели, сыпались со всех сторон, бороздили землю рикошетами, ломали в щепы и в дребезги всё, что встречали в своём полёте. Выстрелы были так часты, что не оставалось промежутка между ударами; они продолжались беспрерывно, подобно неумолкаемому раскату грома».
    Курганная батарея к 15 часам, когда её заняли французы, представляла собой «зрелище, превосходившее по ужасу всё, что только можно вообразить. Подходы, рвы, внутренняя часть укреплений – всё это исчезло под искусственным холмом из мёртвых и умирающих, средняя высота которого равнялась 6-8 человекам, наваленным друг на друга». «…Погибшая тут почти целиком дивизия Лихачёва, казалось, и мёртвая охраняла свой редут» Ложье Ц. Дневник офицера « Великой армии» в 1812 г. М.,1912. С. 151.
    Начальник штаба 6-го корпуса, командир Московского полка полковник Фёдор Фёдорович Монахтин получил две раны штыком и успел ещё раз крикнуть солдатам перед третьим натиском французов, указывая на батарею: «Ребята, представьте себе, что это Россия, и отстаивайте её грудью!». В этот момент пуля попала ему в живот, и Монахтина унесли с поля битвы. Полковник, тяжело раненый, прожил несколько дней. Узнав, что Москва оставлена неприятелю, Монахтин сорвал со своих ран все повязки и вскоре скончался. Это ему посвящены строки М.Ю. Лермонтова «Бородино»:
    Полковник наш рождён был хватом:
    Слуга царю, отец солдатам…
    Да, жаль его: сражён булатом,
    Он спит в земле сырой.
     «Бой пехотный, ручной, на штыках, кавалерийские атаки, артиллерийский непрерывный огонь… убитые и раненые падали с обеих сторон, по ним скакали орудия и кавалерия и давили раненых; груды, горы убитых лежали на пространстве четырех верст».
    Русский офицер А. Н. Муравьев
    	«Французы метались с диким остервенением; русские стояли с неподвижностью твердейших стен. Одни стремились дорваться до вожделенного конца всем трудам и дальним походам, загрести сокровища, им обещанные, и насладиться всеми утехами жизни в древней знаменитой столице; другие помнили, что заслоняют собою сию самую столицу,  сердце России и мать городов. Многие батареи до десяти раз переходили из рук в руки. Бомбы и ядра летали здесь так густо, как обыкновенно летают пули: а сколько здесь пролетело пуль!..»
    Русский офицер Ф.Н. Глинка
    Французы о Бородинском сражении.
    	«Я участвовал не в одной компании, но никогда еще не участвовал в таком кровопролитном  деле и с такими выносливыми солдатами, как русские».
    Французский офицер Франсуа
    «Эта битва, названная французами битвой на Москве, а русскими – Бородинской, началась в 6 часов утра и продолжалась до наступления ночи без перерыва. С обеих сторон огонь был ужасен. Обширное пространство, на котором шла битва, было во всех направлениях изрыто ядрами, и потери были громадны с обеих сторон. Русские весь день шаг за шагом отстаивали свои позиции, становясь на новую, когда не могли удержать старой, с которой мы их оттеснили, и только среди ночи массы их начали окончательно отступать к Можайску.»
    Мини -презентации 2,3,4 групп- о П.И. Багратионе, атамане донских казаков М.И. Платове, поэте- партизане Д.В. Давыдове.(10 минут)
    Подведение итогов учителем.  Бородино – это победа или поражение? 
    Работа по группам с раздаточным материалом № 4. 1-я группа – победили французы.  2-я группа – победили русские. 3-я группа – ничья.  4-я группа-необходимость ещё одного сражения.
    Дискуссия на заданную тему, в конце которой ученики могут сесть в ту группу, чья точка зрения для них верна. Учитель приводит мнения современников и историков.
    Мнение современников.
    «Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Наполеон
    «Французская армия расшиблась о русскую армию». А.П. Ермолов
    «Бородинское сражение есть лучшая слава русского оружия, есть победа…Прямым доказательством является бегство Наполеона из Москвы, возращение по старой Смоленской дороге, гибель 500-тысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую первый раз под Бородино была наложена рука сильнейшего духом противника».  Л.Толстой
    Мнение историков
    « Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей. Французский полководец намеревался разгромить русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов ставил задачей отстоять Москву». Б.С.Абалихин
    «Победа моральная была бесспорна. А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки большей, чем французской». Е.В. Тарле
    «Действительно, с точки зрения материальной, Наполеон был вправе объявить себя победителем: он захватил все основные пункты русской позиции». НА. Троицкий
    Подведение итогов учителем.  Несмотря на тяжелые потери, русская армия была спасена, и в состоянии продолжать войну. Кутузов одержал моральную победу над Наполеоном, поднял дух русской армии. Это была победа нравственная. Бородинское сражение еще раз продемонстрировало все превосходства русской армии и военного искусства Кутузова над военным искусством Наполеона. Главный результат Бородинской битвы состоял в том, что она не позволила Наполеону одолеть русских в генеральном сражении. Работа с учебником: ученики самостоятельно читают о совете в Филях и решении оставить Москву,
    Подводя итог Бородинской битве необходимо отметить:( слайд)
     1) В этой битве были разбиты лучшие силы противника;
    2) Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;
    3) Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимо­сти, усилилось недовольство длительностью похода;
    3) Несмотря на продолжавшееся отступление русской армии, Бородин­ское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравст­венную победу.
    4)Соотношение сил: русские - 150 тыс. воинов, 640 орудий; французы - 130—
    135 тыс. человек, 587 орудий. Потери: русские - 45 тыс. человек; французы - 35 тыс. человек.
    Группы работают с раздаточным материалом №2 «Французы в Москве»(7 минут)
    Документ 1 
    М. И. Кутузов: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия... Первой обязанно­стью поставляю себе сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление... Самым уступлением Москвы приготовлю неизбежную ги­бель неприятелю... Посему я намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской до­роге...Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага отечества... Приказываю отступать!»
    - Какова была главная цель военного совета в Филях? Какое решение было принято на нем? Каковы были причины принятия этого решения?  (решить судьбу России, Москвы и армии. уступлением Москвы приготовлю неизбежную ги­бель неприятелю. Первой обязанно­стью поставляю себе сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление)
    Документ 2 
    А. Ермолов: «...Дома были пусты и заперты; обширные площади уподоблялись степям, и на некоторых улицах не встречалось ни одного человека».
    Ц. Ложье: «...Дома, хотя большею частью и деревянные, поражают нас своей величиной и необычайной пышностью. Но все двери и окна закрыты, улицы пусты, везде молчание! - молчание, нагоняющее страх.
    Молча, в порядке, проходим мы по длинным пустынным улицам; глухим эхом отдается барабанный бой от стен пустых домов. Мы тщетно стараемся казаться спо­койными, но на душе у нас неспокойно: нам кажется, что должно случиться что-то необыкновенное.
    Москва представляется нам огромным трупом: это царство молчания, сказочный город, где все здания, дома воздвигнуты как бы чарами для нас одних. Я думаю о впечатлении, производимом развалинами Помпеи и Геркуланума на задумавшегося путешественника; но здесь впечатление еще более гробовое».
    - Какой предстала Москва перед французскими войсками? В чем причи­ны недовольства Наполеона? (Вспомните слова, сказанные им ранее:
     «Если я возьму Киев - я возьму Россию за ноги; если я возьму Петер­бург - я возьму Россию за голову, если я возьму Москву - я поражу ее в самое сердце») На что надеялся Наполеон, подойдя к Москве? Достиг ли он своей цели? 
    ( Дома были пусты и заперты ,улицы пусты, везде молчание! - молчание, нагоняющее страх.
    Москва представляется нам огромным трупом)
    Документ 3 
    О'Миэра (передает слова Наполеона): «Через два дня после нашего прибытия начался пожар. Сначала он не казался опасным, и мы думали, что он возник от сол­датских огней, разведенным слишком близко к домам, почти сплошь деревянным. Это обстоятельство меня взволновало, и я отдал командирам полков строжайшие приказы по этому поводу. На следующий день огонь увеличился, но еще не вызвал серьезной тревоги. Однако, боясь его приближения к нам, я выехал верхом и сам распоряжался его тушением. На следующее утро поднялся сильный ветер, и пожар распространился с огромной быстротой.. большинство пожарных труб испорчено. Их было около тысячи, а мы нашли среди них, кажется, только одну пригодную. Кроме того бродяги, нанятые Растопчиным, бегали повсюду, распро­страняя огонь головешками, а сильный ветер еще помогал им. Этот ужасный пожар все разорил. Я был готов ко всему, кроме этого. Одно это не было предусмотрено: кто бы подумал, что народ может сжечь свою столицу?»
    -  В чем причины пожара в Москве по мнению французов? 
    ( возник от сол­датских огней, разведенным слишком близко к домам, почти сплошь деревянным сильный ветер, и пожар распространился с огромной быстротой.. большинство пожарных труб испорчено. Их было около тысячи, а мы нашли среди них, кажется, только одну пригодную. Кроме того бродяги, нанятые Растопчиным, бегали повсюду, распро­страняя огонь головешками, а сильный ветер еще помогал им.)
    Учитель подводит итог: 2 сентября Наполеон подошел к Москве и ос­тановился на поклонной горе. Он долго ждал этого дня, был уверен, что взятие Москвы принесет ему победу. Весь день император ждал депутацию из Москвы с ключами от города. Но овладение Москвой не принесло импе­ратору французов победы, а его войскам отдыха и изобилия. Во время сво-
    его пребывания в Москве Наполеон трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Однако все его предложения оставались без ответа. По­сле 36 дней бесплодных попыток добиться мира с Россией Наполеон отдал приказ отступать из Москвы.Но мы не выделили ещё одну важную особенность этой войны.Как вы думаете, почему война называлась Отечественной?Какой характер война носила?
    Слайд: Л.Н.Толстой «...Дубина народной войны поднялась со всею своею  мощной и величественной силою, и ,не спрашивая ничьих вкусов и правил, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор , пока не погибло всё нашествие».
    -Как вы прокомментируете слова великого писателя? Какую роль в организации народного движения сыграл рескрипт императора о вооружении народа? Поразмышляйте, было ли это решение императора мужественным шагом или отчаянным поступком перед лицом нависшей над Россией угрозой?
    Давайте посмотрим видеосюжет на тему народной войны.
    Видеосюжет из фильма режиссёра Станислава Ростоцкого «Эскадрон гусар летучих»(1980 г.)
    Слайд: прочитайте сведения о героине народной войны и ответьте на вопрос, какова роль русских крестьян в победе над Наполеоном?
    Геройство старостихи Василисы. Староста одной деревни Сычевского уезда повел в город партию пленных, забранных крестьянами. В отсутствие его поселяне поймали еще несколько французов, и тотчас же привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главней­шего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой ребят и, севши на лошадь, пустилась в виде предводителя препровождать французов сама. В сем наме­рении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: «Ну, злодеи французы! во фрунт! стройся! ступай, марш!» Один из пленных офицеров, раздра­жен будучи тем, что простая баба вздумала им повелевать, не послушался ее. Васи­лиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно, и ударив по голове своим жезлом -косою, повергла его мертвым к ногам своим, вскричавши: «Вам всем, ворам, соба­кам, будет то же, кто только чуть осмелится зашевелиться. Я уже двадцати семи та­ким озорникам сорвала головы! Марш в город!» И после этого кто усомнится, что пленные не признали над собою власть старостихи Василисы?
    Задания для групп  по атласу— определить , какую роль в войне сыграл Тарутинский марш- маневр?   Почему каждый день в  Тарутинском лагере Кутузов называл «золотым днём»?(5 минут)
    Слайд:Демонстрируется  картина художника В.В.Верещагина «Отступление французской армии. Бегство»
    -Давайте с помощью картины и  документов определим, почему такая сильная армия превратилась в банду бродяг?
    Группы получают раздаточный материал №3 «Бегство французов из России»
    Документ  (от имени российского воина)
    Н. Муравьев: Зима 1812 года была жестокая. Термометр Реомюра иногда пока­зывал 31 градус. Холода эти, может быть, предохранили нашу армию от заразитель­ных болезней, производимых тлением тел. Но так как много трупов оставалось еще под снегом, то весною, когда сделалась оттепель, они стали гнить и произвели эпи­демию, которая опустошила те губернии, через которые неприятель отступал. <...>
    Пехотинцы страдали от холода, часто и от голода. Страдания их ограничивались только тем, чтобы поживиться около мертвого шапкой или изорванным кафтаном. Когда не могли сего сделать, то хоть спарывали с них пуговицы. Кавалеристы домо­гались своего: они сдирали подковы с палых лошадей. Артиллеристы срывали желе­зо с брошенных лафетов и шины с колес.
    Число трупов, устилавших дорогу, увеличивалось множеством французских офицеров и солдат, более похожих на тени, чем на живых людей, которые брели в сильнейшие морозы, голые босые, среди отшедших товарищей своих и к ним по пу­ти валились. На редком из них были мундиры, большею частью покрывались они чем попало. У многих были на головах ранцы, вместо шапок, у иных оставались на голове кирасирские каски с длинными конскими хвостами; сами же кирасиры были голые и накрывались рогожей или обвивались соломой».
    - Что осложняло отступление французов? (Зима 1812 года была жестокая. Термометр пока­зывал 31 градус .Пехотинцы страдали от холода, часто и от голода)
    Учитель подводит итог:
     Кутузову после оставления Москвы удалось добиться главного:
    1) дождаться подкрепления;
    2) заставить французскую армию отступать по уже разоренной ею смоленской дороге.
    3)После Березины отступление армии Наполеона превратилось в беспоря­дочное бегство. Император фактически бросает свою армию. Уже 6 декабря он был в Париже.
    Задание для групп:(5 минут)
    1. Отметьте на контурной карте Тарутино, Малоярославец и путь от­ступления французской армии. Напишите название дороги, по кото­рой отступали французы до реки Березина.
                 2.Письменно ответить на вопрос: «Каково было значение Отечественной войны?»
    
    В процессе обсуждения результатов работы необходимо подвести учащихся к следующему выводу: 
    1)Нашествие «двунадесяти языков» на Россию было успеш­но отражено. Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу, наряду с русскими, внесли белорусы, украинцы, тата­ры, башкиры, грузины и представители многих других наро­дов, в том числе и оренбуржцы. 
    2)Победа в Отечественной войне привела к усилению ос­вободительной борьбы жителей покоренных Наполеоном ев­ропейских стран.
    3)Наполеоновское нашествие было огромным несчастьем для России. В прах и пепел были обращены многие города. В огне московского пожара навеки исчезли драгоценные реликвии прошлого. Громадный урон понесли промышленность и сельское хозяйство. Но общая беда, как известно, сближает людей. В борьбе с врагом тесно сплотилось население центральных губерний, составлявшее ядро русской нации. В самом названии Отечественной войны как бы подчеркивается ее общественный, народный характер. В 1812 г. русское общество вновь взяло, как во времена Минина и Пожарского, дело защиты Отечества в свои руки. В борьбе с иностранными захватчиками Россия отстояла свою независимость и территориальную целостность.
    4)В ознаменование победы в войне было поставлено множество памятников и мемориалов, из которых наиболее известными являются Храм Христа Спасителя и ансамбль Дворцовой площади с Александровской колонной. В живописи реализован грандиозный проект, Военная галерея, которая состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Одним из самых знаменитых произведений русской литературы стал роман-эпопея «Война и мир», где Л.Н. Толстой пытался осмыслить глобальные человеческие вопросы на фоне войны. 
    Поставленный по роману советский фильм «Война и мир» удостоился в 1968 году премии Оскар, масштабные батальные сцены в нём считаются до сих пор непревзойдёнными.
    Работа по учебнику:
    -прочитайте раздел «Русская армия в Европе» (с.273-275) и ответьте на вопрос: что необычного для русского взгляда увидели солдаты в европейских странах? Что могло их удивить и заставить задуматься?
    Учитель: как это традиционно случается, после победы над Наполеоном судьбу многих стран и народов решали европейские политики. Осенью 1814 года в Вене состоялся общеевропейский конгресс , на котором собрались устроители судеб Европы. Проследим , как изменилась карта Европы по решениям конгресса.
    Задания для групп: заполнить таблицу
    
    Решения конгресса для Франции
    Решения конгресса для европейских стран
    Решения конгресса для России
    
    
    
    
    Задания на закрепление: (в формате ЕГЭ):
    Задание1.На слайде картина А.Д. Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 году» 
    -Какие суждения о данной картине являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры , которыми они обозначены.
    1)Событие, изображённое на картине, произошло вскоре после Бородинского сражения.
    2)Автор картины-В.И.Суриков.
    3)Один из генералов, изображённых на картине- П.И. Багратион.
    4)Событие, изображённое на картине,происходит в крестьянской избе.
    5)В ходе беседы, запечатлённой на картине,было принято решение сразиться с противником под Москвой.
    Задание2.Ниже приведён перечень географических названий. Все они, за исключением одного, связаны с событиями Отечественной войны 1812 года.
    1)Березина; 2)Шевардино;3)Фили;4)Измаил;5)Тарутино;6)Смоленск.
    Задание3.
    Подписание Тильзитского мирного договора было выгодно для России, так как дало ей свободу действий против Турции и Швеции.Однако, несмотря на эти внешнеполитические успехи,после Тильзита в русском обществе проявлялись недовольство и ропот. Объясните, в чём состояла причина того,что различные слои русского общества были недовольны положением, сложившимся после заключения Тильзитского мира.(приведите три объяснения)
    Итог урока подводит учитель.
    Пройдут столетия, время сотрет с лица земли бастионы, навсегда умолкнут пушки, возвестившие победу, но никогда не изгладится из памяти людей подвиг героев Отечественной войны. Благодарная Россия склоняет голову перед их мужеством и славою. 
                                                                                  Император Александр I.
    1812 г. был отмечен высочайшим подъемом духа русского народа. Участники событий 1812г. – это наши предки, которые поднялись на защиту Родины и все свои силы, талант, мужество отдавали служению Отечества.
    К сожалению, в настоящее время стало популярным переписывать историю, поэтому я предлагаю вам в качестве домашнего задания заполнить анкету и выразить ваше отношение к Отечественной войне 1812г. 
    Звучит романс на стихи Марины Цветаевой «Генералам 1812-го года»
    …Вы ,чьи широкие шинели напоминали паруса,
    Чьи шпоры весело звенели, и голоса , и голоса…
    И чьи глаза , как бриллианты , на сердце оставляли след.
    Очаровательные франты минувших лет.
                                             Одним ожесточеньем воли вы брали сердце и скалу,
                                              Цари на каждом бранном поле и на балу…
                                              Вам все вершины были малы и мягок самый чёрствый хлеб.
                                               О, молодые генералы, своих судеб.
    
    О, как мне кажется , могли вы рукою , полною перстней
    И кудри дев ласкать , и гривы своих коней.
    Вас охраняла  длань  Господня и сердце матери – вчера
    Малютки –мальчики, сегодня- офицера…
    
                                                  Ах, на гравюре полустёртой в один великолепный миг
                                                  Я видела , Тучков –четвёртый, ваш нежный лик.
                                                   И вашу хрупкую фигуру , и золотые ордена.
                                                    И я , поцеловав гравюру , не знала сна.
       В одной невероятной скачке вы прожили свой краткий век.
       И ваши кудри, ваши бачки засыпал снег.
                                                     
    
     

    Автор(ы): Минаева Т. Ю.

    Скачать: История 10кл - Конспект.doc