Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

43 Эпоха Петра I. Северная война (Латыпов Э.Р.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: история
    Класс: 10 
    УМК: Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных  учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Эпоха Петра I. Северная война
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме:  раздел «Эпоха Петра I»
    Цель урока: дать характеристику международной обстановки накануне Северной войны
    Задачи урока:
    - изучить  ход Северной войны;
    определить  взаимосвязи Северной войны и преобразований, проводимых Петром  I.
    Планируемые результаты:
    Личностные  - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,  развитие толерантности  как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другой культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
    Метапредметные -  развитие навыков использования  различных источников  информации, способности  решать творческие задачи, умения работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами
    Предметные - способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России
    
    Техническое обеспечение урока: мультимедийная презентация по теме «Народы России »,
    
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: таблицы, контурная карта
    Тип урока: комбинированный                                                               
    
                  Ход урока.
    I.Орг.момент.
    II. Мотивационно - целевой этап
         Сегодня мы продолжим изучение раздела «Россия при Петре I». В конце XVII в. Россия поставила своей целью стать равноправной европейской державой, заимствуя опыт других стран. Громадная территория России была фактически лишена удобных морских путей. В этих условиях борьба за выход к морю приобрела первостепенное значение для судеб Российского государства. Это была борьба с экономической изоляцией, от ее успеха зависело преодоление экономической отсталости. Кроме того, отсутствие выхода к морю, гаваней и флота грозило в будущем экспансией мировых морских держав, потерей России национальной независимости. Петр сумел это понять и принять меры, военные и морские, дипломатические и административные. Наш  урок  посвящён событиям XVIII века – знаменитой Северной войне, в которой участвовала Россия.
     III. Изучение нового материала.
    
    1. Работа в группах  Цель: выяснить причины Северной войны: 
    1) рост экономического и культурного отставания России от стран Европы; 
    2) преодоление этого отставания неосуществимо без установления тесных контактов с Европой через Балтику. Восточное побережье Балтики принадлежало Швеции, следовательно, война против Швеции отвечала интересам России. 
    2. Заполнение таблицы «Северная война». Работа в парах
    Ход Северной войны учащиеся отражают в таблице, заполнение которой будет завершено на уроке, посвященном окончанию правления Петра I.
    Дата 
    Основные события
    
    На суше
    На море
    1700 	
    Разгром русской армии под Нарвой
    
    1701
    Поражение шведского полководца К. Шлиппенбаха от войск Б. П. Шереметева у Эресферта в Лифляндии
    Отражение попытки шведской эскадры захватить Архангельск
    1702
    Взятие крепостей Мариенбург, Нотебург
    
    1703
    Взятие крепости Ниеншанц. Основание Санкт-Петербурга 	
    
    Русские под командованием Петра I и А. Д. Меншикова захватили в абордажном бою 2 шведских судна в устье Невы
    1704
    Взятие Дерпта, Нарвы, Ингерманландии. Шведы заняли Варшаву
    
    1705
    Провал попытки шведов захватить Санкт-Петербург 	
    Провал попытки шведов захватить Санкт-Петербург
    1706 	
    Разгром шведов под Калишем 
    
    1707 
    Начало похода Карла XII в Россию
    
    1708
    Победа в битве у деревни Лесной. Измена украинского гетмана И. С. Мазепы
    
    27 июня 1709
    Полтавская битва   — коренной перелом в Северной войне
    
    1710 	
    
    Русские войска заняли Прибалтику и Карелию. Турция объявила войну России
    
    1711 
    Прутский поход
    
    1714 
    Занята Финляндия 
    Победа русского флота у мыса Гангут
    1718
    	Гибель Карла XII при осаде крепости в Норвегии
    
    1719 	
    
    Победа русского флота у острова Эзель
    1720
    
    Победа русского флота у острова Гренгам
    1721 	
    
    Подписание Ништадтского мира, по которому Россия получила Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию, часть Карелии с Выборгом. Россия возвращала Швеции Финляндию и выплачивала компенсацию за территориальные приобретения (1,5 млн. рублей)
    После заполнения таблицы учитель обращает внимание учащихся на основные события Северной войны. 
         3.Самостоятельная работа обучающихся  по составлению тезисов ответа по теме: «Нарва: причины поражения и уроки». Школьники приходят к выводу, что поражение под Нарвой стимулировало дальнейшие преобразования. 
    4.  Работа с документом
           Далее учащиеся на основе документа, приведенного ниже, составляют план ответа по теме «Полтавская битва — генеральное сражение Северной войны».
    «Обстоятельная реляция» о Полтавской битве.     28 июня 1709 г.
    Вопросы и задания к документу:  1. На основе документа составьте схему Полтавского сражения. 2. Какие факторы способствовали победе под Полтавой? 3. Как проявили себя русские военачальники на поле боя? 
           IV. Закрепление: Подводя итог урока, учитель может предложить учащимся обсудить высказывание В. О. Ключевского, как нельзя более точно определяющее значение Северной войны для преобразований в России: «Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы...» 
    V.Итог урока: Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются очень различно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключение урока мне бы хотелось привести слова С.М.Соловьева о Петре I, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: “То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение... пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”.
    VI. Рефлексия 
    Само- и взаимооценка деятельности на уроке
          VII. Домашнее задание: § 1, ответить на вопросы после параграфов. Выполнить одно из следующих заданий: а) Сформулировать два- три вопроса для одноклассников по этой теме. Б) составить тест по теме В) Придумать кроссворд по теме «Начало славных дней Петра».
    
     

    Автор(ы): Латыпов Э. Р.

    Скачать: История 10кл - Конспект.doc