Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Историческое познание сегодня (Хамидуллина А.Ш.)

Текст урока

  • Конспект

     
    Название предмета    История 
    Класс  10
    УМК (название учебника, автор, год издания)
    -«Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных  учебных заведений. Н.В. Загладин, 2004.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) базовый
    Тема урока    Историческое познание сегодня.  
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы-   1
    Место урока в системе уроков по теме      Два урока главы «Пути и методы познания». 
    Тип урока: урок усвоения нового материала.
    Цель урока: выявить пути  и методы познания истории. 
    Задачи урока:
    Образовательные:
    - узнать об основных категориях истории
    - понять, что такое историческая наука
    -  познакомиться с именами представителей исторических школ
    - закрепить изученный материал
    Развивающие:
    - развитие речемыслительной деятельности
    - развитие умений воспринимать информацию зрительно, на слух
    - развитие умений сотрудничать во время работы в группах, парах; умений слушать и слышать
    - развитие внимания учащихся, наблюдательности
    - научиться черпать информацию из разных источников
    Воспитательные:
    - воспитание культуры речи и общения; толерантности, внимательного отношения к окружающим людям
    - привить уважение и интерес к истории как науке.
    Планируемые результаты: уважать историю народов мира, понимать социальные функции истории, ценность и значимость её изучения; выявлять различные значения понятий «история», «модернизация», «цивилизация» и приводить примеры их использования в науке и повседневной жизни; создавать схемы процесса исторического познания; строить классификацию основных видов исторических источников и уметь приводить примеры источников каждого вида; характеризовать сущность основных концепций исторического развития; объяснять подходы к периодизации всеобщей истории, определять её критерии; работать в группе, эффективно сотрудничать и взаимодействовать в процессе изучения историко-антропологического подхода к истории.
    Техническое обеспечение урока
    - компьютер 
    
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы):  
    История. Всеобщая история. Поурочные разработки. 10 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / М. Л. Несмелова, В. И. Уколова,  А. В. Ревякин. — М. : Просвещение, 2014.
    Раздаточный материал, БИД (банк исторических данных).
                                       Готовимся к ЕГЭ по обществознанию
    Понятие
    Исторические примеры
    
    Эмпирический уровень
    научного познания
    Археологи раскапывают античное поселение. Историки проводят палеографический анализ письменного источника
    Теоретический уровень
    научного познания
    
    А. Тойнби разработал теорию локальных ци
    вилизаций. М. Блок и Л. Февр разработали основы и первыми применили историко-антропологический подход к изучению истории 
    Объективная и субъективная истина
    Исторический факт всегда субъективен так
    как известен нам из субъективного источника и субъективного исследования учёного. Объективность исторического знания обеспечивается научными средствами и методами, позволяющими в наибольшей степени преодолеть субъективность
    
    
                                                                     
        Содержание
    1. Оргмомент. Девиз «Истории славной великие даты мы в памяти будем по жизни нести, почувствуем сердцем  что было когда-то, представим себе вековые пути».
    2. Мотивация. Постановка цели. 
    Как познается история, как ориентироваться в этой науке?
    3. Актуализация знаний. Ознакомимся  с обращением к учащимся старших классов (с. 5-6).  Что предлагают вашему вниманию  авторы  учебника?
    Учащиеся в ходе обсуждения выявляют основные задачи изучения истории в 10 классе:
    - овладеть основами научного подхода  к истории;
    - ознакомление с различными  взглядами на события прошлого;
    - историческая наука относительна.
          4. Изучение новой темы.
    План урока.
    1. Что такое история и как ее изучают.
    2. История в системе гуманитарных наук. 
    3. Современные концепции исторического развития.
     4. Хронология и периодизация истории.
         1. 1. Что такое история и как ее изучают. 
    Вопросы и задания для беседы с учащимися. 1. Вспомните, что означает слово «история». 2. Что составляет предмет истории как науки (что изучает история)? 
     В каких значениях использовано понятие  «история» в следующих фразах: а) процесс перехода от традиционного общества к индустриальному в истории Европы называют модернизацией; б) история ордена Иезуитов началась в 1534 г.; в) сражения древних греков против персов в Греко-персидских войнах являются в истории примерами мужества и героизма, проявления патриотических чувств; г) войны всегда были частью истории человечества, однако сегодня мы осознаём пагубность ведения войн и их негативные последствия; д) английский философ и историк А. Тойнби разработал теорию цивилизаций для объяснения закономерностей развития истории человечества.
    Лекционный материал.
     В ходе урока учащиеся заполняют схемы
     
    № 1. Что изучает наука история?
     
     
    Объект
    изучения
    История (прошлое) 
    человечества
    Субъект - предмет
    изучения
    Происходит выделение человеком-историком главного, ведущего в жизни человечества (предмета изучения) и определение его в качестве основы исторического процесса, выбор из множества сторон жизни человечества главной стороны (предмета изучения) зависит от мировоззрения отдельных людей, разного понимания ими смысла жизни
     
    № 2. Научные категории истории ( Запись в БИДы)
            Время   Факт          Пространство   Теория(интерпретация)
     
    № 3. Предмет изучения (алгоритм-матрица)
     
    Многочисленные предметы изучения при систематизации для последующего анализаможно объединить в три принципиально несхожих предмета
    Движение человека к Богу. Спасение Души
    
    Общемировое развитие, прогресс человечества
    
    Единство человека и среды его обитания 
     
    Работа с  текстом  параграфа 2 и заполнение вместе с учителем схем 
    
    №  4. Теории изучения
     
    Теории изучения исторических фактов 
    Религиозно-историческая (Движение человечества к Богу. Высшая ценность ¾ Душа)
    Всемирио-историческая (Общемировое развитие, прогресс человечества. Высшая ценность ¾ материальные блага)
    Локально-историческая (Единство человечества и среды его обитания. Высшая ценность ¾ гармония мироздания, сохранение и укрепление здоровья, продление жизни)
     
    №  5. Различия в теориях изучения
     
    Название теории
    Принципы теории  
    Главное в теории
    Религиозно-историческая
    (Христианская)
    Вера в Бога, вечность человеческой Души и кратковременность жизни. 
    Главное в истории – это суть выделение человека из животного мира греха, освобождение от дьявольских козней плоти и спасение Души, движение к Богу.
    Сегодня из 6 млрд. населеня Земли 4 млрд. верят в Бога и вечность Души. В их числе почтивсе монархи и президенты, многие деятели науки и культуры. К старости более 90% людей планеты верят в вечность Души.
    Всемирно-историческая:
    Общемировое развитие, прогресс человечества и, прежде всего, пргресс человеческого разума, сознания.
    Гланым в истории человечества считаетсч прогресс. Ведущий фактор прогресса – социальный.  Развитие прогресса по возрастающей приведет к абсолютному господству человека над природой.
    Локально-историческая
    Единство  человека и его среды обитания 
    Главным в истории считается гармония биосферы, где челоек и его среда обитания являют неразрывное целое. Ведущий фактор гармонии биосферы – биологический. Прогресс является прдуктом человеческой деятельности и вторичен к нему. Общество не совершенствуется в ходе прогресса, а представляет собой повторяющийся во времени продукт человеческих инстинктов. 
     
    №  6. Взаимная непримеримость теорий
     
    Название теории
    Предмет изучения
     
    Критика одной теории с позиций другой теории
    Религиозно-историческая
     
    Движение человека к Богу.
    Всемирная и локальная теории считают религиозную теорию ненаучной, ложной. Естественные науки не подтверждают существование Бога и наличие у человека Души.
    Всемирно-историческая
    Общемировой прогресс
    Локальная теория считает всемирную теорию ненаучной, ложной. Прогресс не главное в жизни человека, он всего лишь продукт его деятельности. Прогресс почти не сказывается на биологической сущности человека. 
    Локально-историческая
    Единство человека и его среды обитания
    Всемирная теория считает локальную теорию ненаучной, ложной. Локальная теория абсолютизирует биологические инстинкты и не уделяет должного внимания техническому и социальноми прогрессу.
     
    Научные категории. Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих ис­сле­до­­ва­ниях научные категории: историческое движение (историче­ское время, историческое прост­ран­ство), исторический факт, теорию изучения (методологиче­скую интерпретацию).
    
    2. История в системе гуманитарных наук.  
    Задание. Данные каких исторических наук помогут учёным реконструировать события эпохи первобытности на территории современной Европы? Все ли названные в таблице и тексте параграфа науки могут быть привлечены к данному историческому исследованию? Какие научные средства и методы помогут учёным преодолевать субъективность этого исследования?
                                         Процесс исторического познания
    Исторический                                            
    источник
    (имеет автора)
    
    Анализ
    и сопоставление
    различных
    источников учёным 
    Историческое знание
    (реконструкция
    исторических событий,
    явлений и процессов)
    
    Первый уровень
    субъективности
    Историческая наука стремится к достижению объективного
    знания о прошлом, но постижение истины в истории —
    процесс постоянного приближения к реальности
    Второй уровень
    субъективности
    Историческая наука стремится к достижению объективного
    знания о прошлом, но постижение истины в истории —
    процесс постоянного приближения к реальности
    ВСЕГДА
    Субъективно
    Историческая наука стремится к достижению объективного
    знания о прошлом, но постижение истины в истории —
    процесс постоянного приближения к реальности
    Работа  в группах – определить функции исторической науки.  
    ( каждая группа работает по пунктам параграфа  1 и определяет функции истории, иллюстрирует примером из истории)
    В ходе обсуждения делают записи.
    Социальная функция                                                                 Пример
    Познавательная                             Британские учёные проводят исследования
                                                                  Стоунхенджа
    Прогностическая                          На основе изучения истории экономических
                                                              кризисов учёные могут прогнозировать пути
                                                              развития современного мирового
                                                              экономического кризиса
    Мировоззренческая                      Учёные-историки реконструируют процесс
                                                              происхождения человека
    Воспитательная                            Произведения живописи эпохи Возрождения
                                                              воспитывают чувство прекрасного
    3. Современные концепции исторического развития
    
    Работа в группе по таблице стр. 19-22 учебника.
            Цивилизационные теории общественного развития
    Название научного                                          труда, автор
    
    Суть теории
    «Россия и Европа», Н. Я. Данилевский
    
    
    
    
     «Постижение истории», А. Тойнби
    
    
    
     «Закат Европы», О. Шпенглер
    
    
    Культурно-исторический тип функционирует подобно живому организму, обособлен во времени и пространстве. Ход истории выражается в смене культурно-исторических типов
    
    Цивилизация — это достигшая крайних границ самоидентификации культура, проходящая стадии генезиса, роста, надлома и разложения
    Цивилизация — стадия умирания человеческой ультуры, для которой характерны бездушный интеллект и превращение людей в безликую массу
    Задание. Объединитесь в пары (мини-группы). Сформулируйте суть историко-антропологического подхода к истории. В Интернете выясните, когда зародилось это направление исторических исследований, с именами каких наиболее известных учёных оно связано. Объясните, почему это научное направление называют междисциплинарным. Оформите результаты работы в виде словарной статьи.
    
    4. Хронология и периодизация истории.
    Самостоятельная работа. Заполнение таблицы стр. 31 
    Вопросы для беседы с учащимися. 1. По какой системе летосчисления мы живём? 2. Какие ещё системы летосчисления вы знаете? 3. Какие трудности в проведении исторических исследований связаны с существованием
    различных систем летосчисления? Как их можно преодолеть? 4. По каким критериям историки осуществляют периодизацию всеобщей истории?
    Задание. Составьте ленту времени с периодизацией по историческим эпохам, основанную на представлении о линейном развитии истории. Для каждого периода укажите хронологические рамки.
    Вывод по теме. 
    V. Итоги урока. Рефлексия 
    Ответы на вопросы:
    Сегодня я узнал….
    Мне было особенно трудно…
    Мне было легко…
     VI. Закрепление. Заполнение таблицы стр. 23 к параграфу 2 
    VII. Д\З  Параграф 1-3, на выбор:  сообщение о представителях исторической школы, презентация
    
    
     

    Автор(ы): Хамидуллина А. Ш.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx