Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

31 Начало Смуты (Шатурова О. В.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета История России 
    Класс 10
    УМК История России ХVII-ХIХ века. А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов,2004.
    Уровень обучения  базовый
    Тема урока: Начало Смуты
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы 9
    Цель урока: раскрыть роль и определить место Смуты в российской истории
    Задачи урока:
     -повторить  материал об обострении социальных, династических противоречий на рубеже ХVI-ХVII вв.;
    -определить причины Смуты;
    -охарактеризовать политику Б.Годунова.
    Планируемые результат: выявить предпосылки Смуты, последствия и историческое значение; анализировать варианты развития страны в период Смуты; характеризовать главные итоги и уроки Смуты.
    Техническое обеспечение урока: карта «Россия в конце ХVI- начале ХVII вв.», раздаточный материал, иллюстрации.
    Содержание урока.
    План урока
    1.Причины Смуты
    2.Борис Годунов.
    3. Лжедмитрий I
    Ход урока:
    Постановка проблемы.
    - Современные историки считают, что Иван Грозный привел страну не к краю пропасти, а просто в пропасть. На чем основывается данное мнение?
    - Что такое Смута? Чем данное понятие характеризуется?  
    По ходу беседы выясняет причины Смуты и записываем на доске, список остается открытым, т.к. изучая пункт «Борис Годунов», дополним его.
    Часть доски оформляется как портретная галерея, которая пополняется по ходу появления новых лиц.
    Портрет Б.Годунова в галерею и краткая биографическая справка о нем (опережающее задание)
    Работа с учебником
    - Историк В.Б.Кобрин писал о правлении Годунова: «Вероятно, если бы в распоряжении Годунова оказалось еще несколько спокойных лет, Россия более мирно, чем при Петре I и на сто лет раньше пошла бы по пути модернизации. Но  этих спокойных лет не было»
    Задание: докажите или опровергните это утверждение фактами из  § 1. 
    Работа с документом. ( «Итоговый контроль», с.74)
    
    Из труда историка Н. М. Карамзина:
    «В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошёл всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, что бы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоанна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов... Сие важное намерение не исполни лось, как пишут, от сильных возражений духовенства... Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому....он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу.
    Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил её во мнении Европы, то не он ли и ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслыханного — предал в добычу ляхам и бродягам, вызвал сонм мстителей и самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли, наконец, более всех содействовал уничижению престола, воссев на нём святоубийцею?»
    С1.К какому времени относится царствование Бориса Годунова? В чём состояла особенность его воцарения?
    С21 Каковы, по мнению историка, заслуги Бориса Годунова? Назовите не менее трёх положений.
    СЗ1 Используя источник и знание курса истории, объясните, почему Борис Годунов, несмотря на все его заслуги, оставил о себе в истории России противоречивую память. Приведите не менее двух объяснений.
    Обобщая все вышесказанное, записываем в тетрадь годы правления Годунова, основные деяния и события во время его правления. В список причин Смуты добавляем голод, восстание Хлопка, появление самозванца.
    Пополнение галереи - Лжедмитрий I. Опережающее задание – сообщение «Личность Лжедмитрия I».
    Краткий рассказ учителя о захвате российского престола Лжедмитрием I.
    - Объясните текст учебника: «Один из русских историков заметил, что испечен был Лжедмитрий в Польше, но замешен из московского теста».
    Выполняем задание( В4 с.54).
    Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите название периода российской истории, с которым связана деятельность охарактеризованного исторического лица.
    «Власть вскружила голову Лжедмитрию. Он стал нетерпелив и высокомерен. Когда на балу польский посол осмелился надеть шапку во время танца, царь пришёл в гнев и громогласно объявил, что прикажет снять шапку вместе с головой у любого, кто осмелится последовать примеру посла. На том же балу гости после каждого танца должны были склоняться к его ногам. Если же кто нарушал это правило, самозванец не скрывал раздражения. Его тщеславие не знало предела. Чтобы прибавить себе росту, Отрепьев носил непомерной высоты меховые шапки и сапоги на огромных каблуках».
    - Что необычного для москвичей было в поведении Лжедмитрия и его политике?
    - Чем закончилось его правление?
    Закрепление. Дискуссионное задание.
    - Мог ли Борис Годунов предотвратить Смуту?
    - Укажите основные ошибки в правлении Б.Годунова и Лжедмитрия I.
    Домашнее задание: §1, задание 3,5,7.(письменно)
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    1.А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов. История России XVII-XIX века,-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2008
    2.Итоговый контроль. История ЕГЭ, М.:Просвещение,2010
    
    
     

    Автор(ы): Шатурова О. В.

    Скачать: История 10кл - Конспект.doc