Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

57 Отечественная война (Шагатдинова Н.М)

Текст урока

  • Конспект

     Класс: 10
    УМК: А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов «История России  XVII-XIX века», М., «Русское слово», 2008г.
    Уровень: базовый
    Тема урока: Отечественная война.
    Количество часов, отведенное на тему: 1
    Место урока в системе уроков по теме: первый урок по теме.
    Цели:
    Основные направления внешней политики в России в начале XIX в.
    Знать причину Отечественной войны 1812 года и ее значение.
    Задачи: 
    Образовательная: Выяснить, почему русские войска вынуждены были отступать на начальном этапе войны, почему русскому войску пришлось оставить Москву, почему французская армия проиграла войну;
    Сформировать представление о характере войны 1812 г.
    Воспитательная: на основе изучения героизма русского народа в Отечественной войне 1812г. продолжать воспитывать чувство патриотизма у учащихся.
    Развивающая: развивать навыки работы с документами, с картой,  их анализа, продолжать формирование умений оценивать исторические факты, учить выделять главное, разрешать проблемы, определять и объяснять понятия.
    Оборудование урока: карта Отечественная война 1812г., проектор.
    Тип урока: изучение новой темы.
    
    Содержание урока:
    
    I Организационный момент.
    II Актуализация опорных знаний по теме “Реформы Александра I”.
    1. Перечислите основные направления первых преобразований Александра 1.
    2. Каковы были практические последствия и результаты данных преобразований.
    3. Назовите основные положения проекта Сперанского. Что из этого проекта было реализовано.
    III Изучение новой темы. Отечественная война
    План
    1. Основные направления внешней политике России накануне Отечественной войны 1812 г. и причины войны.
    2. Вторжение Наполеона в Россию.
    3. Бородинское сражение.
    4. Совет на Филях и оставление Москвы.
    5. Отступление и гибель “Великой армии”
    6. Закрепление материала.
    1) Беседа по вопросам
    - Вспомните что такое внешняя политика?
    Что происходило в это время в западной Европе?
    1. Подобная прогрессивная политика Франции вынудила Россию начать поиски союзников для сдерживания Франции. В итоге 1805 г. оформилась 3-я антифранцузская коалиция.
    - Что такое коалиция?
    2) 
    Цель антифранцузской коалиции: установления в Европе такого порядка, который бы не позволил Франции производить дальнейшие захваты и угрожать независимости соседних государств. Однако военные действия союзников против Наполеона не были успешными.
    2 декабря 1805 г. сражение под Аустерлицем 
    Июнь 1807 г. сражение под Фридландом. 
    В обеих битвах русская армия потерпела сокрушительное поражение. Французские войска в итоге вышли к реке Неман, западная граница России и остановилась у местечко Тильзит.
    Военное поражение, отсутствие помощи со стороны союзников по антифранцузской коалиции и опасность вторжения Наполеона на территорию России вынудили Александра 1 подписать Тильзитский мирный договор. 
    1807 г. Тильзитский мирный договор.
    По условию этого мира Россия признала все завоевания Наполеона, и обязывалась вступить в войну против Англии. Резкий поворот во внешней политике привел нашу страну к международной изоляции, а также к падению авторитета самого Александра. Россия была присоединена к “континентальной блокаде”. Но в последующим этот договор будет нарушен.
    Секретные договоренности в Тильзите открывали для Александра возможности благополучного завершения затянувшейся борьбы с Турцией и Ираном, а также назревавшей войны со Швецией. Эти направления и стали главными во внешней политике России.
    3) Сообщение учащихся
    1808-1809 война со Швецией.
    Русские войска в течение месяца овладели большой частью Финляндии и Аландскими островами. 16 марта 1808 г император Александр 1 объявил о присоединении Финляндии к России. В марте 1809г отряд под руководством генерала Барклая де Толли совершил беспримерный переход по льду Балтийского моря и занял город Умео в Швеции, а отряд генерала Багратиона был направлен на Аландские острова для последующего наступления на Стокгольм. Однако Александр не сразу пошел на мир. Он созвал в городе Борго в Финляндии заседание сейма. Сейм объявил о присоединении Великого княжества Финляндского к России. России передавалась вся территория Финляндии, Швеция присоединилась к “континентальной блокаде”. 
    1806-1812 русско-турецкая война.
    Сообщение учащихся
    С 1806-1807 г Турция воевала против России в союзе с Францией. Война приняла затяжной характер. Даже после Тильзитского мира долго не удавалась изменить положение. Перелом наступил 1811 после назначения главнокомандующим русскими войсками Кутузова. Стремительными действиями сумел полностью окружить турецкую армию и вынудить противника пойти на переговоры. В 1812 в Бухаресте был подписан мирный договор, по которому Бессарабия была освобождена от турецкого владычества и присоединена к России. Планы Наполеона - использовать в своих целях русско-турецкую войну накануне планировавшего им вторжения в Россию – оказались сорваны. 
    1804-1813 война с Ираном
    Сообщение учащихся
    Это война началась по инициативе Ирана. Русскую армию в начале возглавил Гудович. В короткий срок его войска сумели покорить Гянджинское, Шекинское, Карабахское, Ширванское, Кубинское и Бакинское ханства. Однако после неудачного штурма города Эривани (Ереван) в 1808г командующим был назначен генерал Тормасов. Он одержал несколько побед.
    1810 г персы и турки заключили союз против России, однако он мало помог. Русские войска генерала Котляревского атаковали армию персов и обратили ее в бегство. 24 октября 1813г был пописан Гюлистанский мирный договор. Иранский шах признал за Россией территории Грузии, Дагестана, Абхазии, Гурии, Мингрелии. Итогом войны стало серьезное расширение и укрепление южных рубежей России. 
    Тильзитский мир развязал руки обоим союзникам в новых территориальных приобретениях. А это, в свою очередь, неизбежно вело к обострению противоречий между ними.
    4) Подведение итогов внешней политики перед Отечественной войной 1812 г.
    2 декабря 1805 г. сражение под Аустерлицем
    Июнь 1807 г. сражение под Фридландом.
    1807г. Тильзитский мирный договор.
    1808-1809. война со Швецией.
    1806-1812 русско-турецкая война.
    1804-1813 война с Ираном
    5) Дисскусия
    - Почему война с Францией и Россией становились неизбежной?
    (Ответ учащихся)
    Несмотря на континентальную блокаду Англии, к которой присоединилась Россия, последней было невыгодно прекратить торговлю и русские корабли нелегально нарушали условия блокады. Наполеон знал об этом и понимал, что его путь к мировому господству теперь зависит от позиции России.
    В России тоже понимали, что заключение мира с Францией – лишь временная передышка перед новым военным столкновением. Весной 1812 года Наполеон завершил подготовку к вторжению, сосредоточив на пограничной реке Неман около 640 тыс. солдат. (слайд 8)
    Россия осталась для Наполеона единственным препятствием к господству над Европой. Наполеон говорил: “Русских надо отбросить в их льды, чтобы они не мешали мне”. Война была неизбежна.
    6)  Работа по карте
    В ночь на 12 июня 1812 года французские войска без объявления войны перешли реку Неман. Началась Отечественная война 1812 года. (Показ карты “Нашествие Наполеона на Россию”.слайд 9)
    В поход на Россию шла “вся Европа”: французы составляли только половину “Великой армии”, остальная ее часть – это поляки, немцы, австрийцы и др. Против Наполеона Россия могла выставить чуть более 300 тыс. солдат, которые должны были оборонять западную границу протяженностью в 600 верст.
    Александр I призвал всех русских людей объединиться для защиты Отечества.
    Основные силы русских делились на 3 армии. Первой армией командовал генерал Барклай де Толли. Она прикрывала Петербург. Второй командовал Петр Иванович Багратион. Она прикрывала Московское направление. Третья, под командованием генерала Тормасова, прикрывала Киев.(Слайд, карта слайд 10-11). Главнокомандующим был сам Александр 1 человек , далекий от военного дела. Вскоре его убедили уехать из армии. С отъездом Александра общее руководство войсками осуществлял военный министр Барклай де Толли.
    В условиях быстрого продвижения неприятеля он избрал единственный образ действия – любой ценой сохранить войска, не вступая в генеральное сражение, соединить силы 1-й и 2-й армии.
    7) Беседа по вопросам
    Давайте еще раз вспомним, кто возглавлял эти армии, посмотрев на карту?
    Первоначально они должны были соединиться в районе Витебска. Однако лишь во второй половине июля встретились в Смоленске. 
    Как вы думаете, почему план соединения армий был сорван?
    4-5 августа дали здесь бой настигшему их Наполеону. Отбив атаки противника, русские войска покинули горящий город, продолжая отступать.
    Вскоре Александр назначил главнокомандующего Кутузова 
    Почему?
    Вступив в командование армией объявил, что действия Барклая де Толли были вполне верны, и отступил еще ближе к Москве. Лишь в 110 км от столице, неподалеку от села Бородина, он решил дать генеральное сражение Наполеону.
    26 августа 1812 г. Бородинское сражение. 
    8) Сообщение учителя
    В 6 утра началось крупнейшее сражение. Французы стремились прорваться через центр русских войск, обойти их левый фланг и освободить путь к Москве. 
    Самые ожесточенные бои развернулись вначале на Багратионовских флешах. Они длились 6 часов при непрерывном огне. Флеши были захвачены противником лишь в середине дня. Был смертельно ранен Багратион. Не менее упорное сопротивление происходило и на батарее Раевского. Здесь русские герои штыковыми ударами отбрасывали противника несколько раз. И лишь к концу дня французом удалось захватить центральную батарею. Вечером Наполеон приказал отвести свои силы на исходные позиции. И Кутузов отдал приказ отступать к Москве. 
    Несмотря на невидимый успех неприятеля, фактически сражения не принесло победы ни одной стороне. Французы потеряли 60 тыс, русские 44 тыс. 
    9) Дисскусия
    - Ребята, как вы думаете, это грандиозное событие нашло отражение в душах простого народа. Где еще можно узнать об этом событии. (Например, в литература роман Толстого “Война и мир”, Лермонтова “Бородино”).
    (Связь с историей и литературой)
    Письма женам Кутузова и Наполеона. Читает подготовленный ученик:
    Вот, что написали два главнокомандующих после Бородинского сражения:
    Письмо Кутузова жене.
    “А еще я хочу сообщить душа моя, что вчерашнего дня я дал генеральное сражение супостату. Баталию сию слава Богу я не проиграл”.
    Письмо Наполеона жене.
    “Мон шарами спешу сообщить, что вчера я разбил русскую армию неподалеку от деревни Бородино. Это совсем уже рядом с Москвой. Думаю, что исход войны предрешен. Вскоре Император Александр попросит у меня мира”.
    10) Дисскусия
    Признал ли себя Кутузов или Наполеон побежденным по итогам Бородинского сражения?
    Что же ни Наполеон, ни Кутузов не признали себя побежденными по итогам Бородинского сражения.
    11) Вывод
    Какое значение имело это сражение?
    (Армия Кутузова сохранена, дух Наполеона сломлен.)
    Подведение итогов Бородинского сражения
    26 августа 1812 г. Бородинское сражение.
    Выскажите свое мнение: была ли победа русской армии при Бородино или позиции обоих сторон остались такими же, как в начале сражения?
    12) Сообщение учителя
    1 сентября в крестьянской избе в деревне Фили Кутузов решил оставить Москву без боя. “С потерей Москвы не потеряна Россия, нужно сберечь армию, сблизиться с войсками, идущими на подкрепление”. Это решение не одобрили многие генералы. 
    Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва, вся Россия будет потеряна! С потерей Москвы не потеряна еще Россия!
    13) Беседа по вопросам
    Какова была главная цель военного совета в Филях?
    14) Подведение итогов
    1 сентября 1812 совет в Филях
    15) Сообщение учащегося
    Наполеон торжествует. 2 сентября французы вошли в Москву, покинутую армией и жителями. Однако это не принесло Наполеону победы в войне.
    Вечером город запылал. Пожар уничтожал боеприпасы и продовольствие. Потом Наполеон напишет: “Я был готов ко всему, но что народ может сжечь свою столицу...”
    Сообщение учителя.
    Отступая от Москвы, Кутузов собирает ополчение и начинает подготовку к контрнаступлению. Большую помощь армии оказывает партизанское движение, начавшееся еще летом 1812 года.
    Кутузов – первый полководец, который сумел организовать действия армии и партизан. 
    16) Сообщение учащихся
    Ребята я хочу, чтобы вы на следующий урок подготовили сообщения о партизанах Отечественной войны 1812 г., которые внесли огромный вклад в победу над врагом.
    17) Сообщение учителя
    Пребывая в Москве в течение месяца, понимал свою обреченность. Он трижды пытался начать переговоры о мире, но ответа на свои письма так и не получил.
    В преддверии зимы решил выйти из Москвы и двинуть остатки армии на неразоренный юг России. 6 октября французы покинули Москву, но на пути их встретила окрепшая и увеличившаяся численно русская армия. Поражения, нанесенные французам под Тарутином и Малоярославцем, вынудили Наполеона повернуть войска на им же самим опустошенную Смоленскую дорогу. (карта) 
    Отступающего к западным границам врага преследовали русская армия и партизанские отряды. Ранняя и суровая зима стало еще одним бедствием для французов. При переправе через р. Березину Наполеон потерял еще 30тыс воинов. 
    В конце декабря 1812 генерал - фельдмаршал Кутузов докладывал царю: Война окончилась за полным истреблением неприятеля”. Но 25 декабря царь издает манифест об изгнании врага из России и окончании войны.
    18) Вывод.
    Кто внес огромный вклад в эту победу?
    (Александр щедро наградил Кутузова получив в дар золотую шпагу с алмазами и лавровым венком) .
    
    
    5. Подведение итогов:
    1. Почему Россия оказалась в зависимости от Франции.
    2. Проанализируйте ход военных действий в 1812 г. Назовите причины военных успехов русской армии?
    3. Почему продвижение войск Наполеона в глубь России не приносило преимущество французской армии.
    4. Выскажите свою точку зрения о характере войны 1812 г.
    5. Объясните, почему война 1812 г. была названа Отечественной.
    Но на этом борьба с Наполеоном не была закончена, подумайте почему?
    Подумайте дома над таким вопросам: Как вы думаете, какие основные цели были у Александра в ходе заграничного похода? Который мы рассмотрим более подробно на следующем уроке.
    
    6. Домашнее задание. П.22-23 Даты, понятия.
    
     

    Автор(ы): Шагатдинова Н. М

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx