Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

35 Период Алексея Михайловича (Вайгнер Н.В.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: История России 
    Класс :10
    УМК (название учебника, автор, год издания): А.Н.Сахаров, А.Н. Боханов. История России 17-19 века ,часть 2.М.: «Русское слово», 2004 год.
    
    Уровень обучения (базовый)
    Тема урока: Период Алексея Михайловича
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Цели урока:
    1. На примере народных восстаний дать характеристику XVII веку как «бунташному».
    2. Доказать, что в условиях дальнейшего закрепощения крестьян, народные волнения не утихают
    3. Понять, что, несмотря на поражение, крестьянские войны имели прогрессивное значение, они наносили ощутимые удары по феодальному строю.
    
    Задачи урока:
    Образовательные:
    1. Дать характеристику городских народных выступлений периода правления царя Алексея Михайловича: Соляного бунта 1648 года и Медного бунта 1662 года
    2. Дать оценку похода Василия Уса как предвестника крестьянской войны С.Разина.
    3. Рассказать о причинах и ходе восстания под предводительством Степана Разина 1670-1671 гг., социальном составе участников.
    4. Определить причины поражения восстания, его последствия, значение.
    Развивающие:
    1. Развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, исторической картой;
    2. Развивать умения анализировать, давать обобщающие и сравнительные характеристики, определять причинно-следственные связи, делать оценочные выводы.
    3. Развивать умения определять и объяснять термины.
    Воспитательные
    
    1. Воспитание понимания опасности и трагичности для народа стихийных массовых выступлений.;
    2. Подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом.
    3. Воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма русского народа.
    
    
    Планируемые результаты:
    - характеризовать особенности внутренней политики Алексея Михайловича;
    -определять направления внешней политики, уметь работать с исторической картой;
    -находить и выявлять причинно-следственные связи.
    Техническое обеспечение урока: карта: «Народные восстания в России в 40-70-х годах XVII в.».
    Содержание урока
    I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА ЗАНЯТИЯ.
    Приветствие. Создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Подготовка учащихся к работе.
    -XVII век выдался трудным для России. Трудно подобрать нужные слова, что бы описать все страдания, обрушившиеся на русский народ в это тяжелое время. Смута закончилась, а жить все равно было не просто, недаром современники нарекли век XVII-ый,  веком бунташным. Летопись повествует о различных восстаниях как о бунтах черни, людей коварных, недобрых и злых. Но бунтовали то, они от нужды, унижения и бесправия. Все социальные движения XVII века отличались размахом, длительностью и напряженностью. Это были массовые выступления в масштабах страны. Борьба с обеих сторон была ожесточенной, порой принимая характер гражданской войны. Соляной бунт, Медный бунт, Разинщина и другие городские волнения были вызваны вполне определенными непродуманными действиями власти. Эти действия приводили народ к возмущению и соответственно  к попыткам поиска правды. 
    Постановка проблемной ситуации.
    
    -Главные события, давшие XVII веку такое название, произошло при «тишайшем» правителе Алексее Михайловиче – втором правителе из династии Романовых. Царь – «тишайший», а век – «бунташный». Есть ли здесь противоречия? А какие последствия имели бы народные волнения не будь царь «тишайшим»?
    (Ответы – предположения учащихся).
    Учитель: ответ на этот вопрос мы попытаемся на сегодняшнем уроке найти.
    
    II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
    -Но прежде, чем мы перейдём к теме урока, давайте вспомним, что представлял собой XVII век.
    
    Задания на знание терминов даётся письменно и выборочно на карточках для слабоуспевающих учащихся. Работы на уроке не озвучиваются.
    Вариант 1: ярмарка, «заповедные годы», ясак, крепостное право.
    Вариант 2: «урочные лета», тягло, казачество, мануфактура.
    
    
    Классу даётся задание:
    1) Дать характеристику политическому строю России в 17 веке
    Учащийся: Россия в XVII веке была сословно-представительной монархией. (Даёт характеристику органов сословно-представительной власти).
    2) Социальное устройство России 17 века. 
    Учащийся: социальная структура общества была сословной (Даёт определение понятию «сословие», называет основные сословия, в том числе податные и неподатные)
    3) Что нового появляется в экономике?
    Учащийся: ответ по карте. Называет важнейшие отрасли. Даёт оценку развития торговли. Называет крупнейшие ярмарки.
    4) Что такое мануфактура? 
    Учащийся: называет признаки мануфактуры.
    
    Вывод совместно с учащимися:
    В промышленности началось развитие раннекапиталистического производства, но оно тормозилось крепостническими отношениями, которые составляли основу сельского хозяйства.
    Вопрос учителя:
    1) По какому пути происходило развитие сельского хозяйства?
    2) В чём недостатки этого пути?
    
    Общий вывод. Развитие страны после смутного времени носило весьма противоречивый характер. С одной стороны заметно шагнула вперёд экономика, с другой – ухудшилось положение народных масс, которые несли основную тяжесть налогового бремени. Это и привело к усилению социальной борьбы, которая характеризует это время.
    III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
    -Мы подошли к конкретизации этой социальной борьбы. К «бунташному» веку. 
    Это и будет темой нашего урока.
    
    Какое определение этому понятию можно дать?
    
    «Бунташный» век - это время массового недовольства различных слоев населения своим 
    экономическим и социальным положением. ( запись в тетради).
     
    -Результатом изучения темы на уроке и дома должно стать заполнение данной таблицы:
    Вопросы
    Соляной бунт
    Медный бунт
    Восстание С. Разина
    Дата
     
     
     
    Причины
     
     
     
    Повод
     
     
     
    Состав
     
     
     
    События
     
     
     
    Результаты
     
     
     
    Территория
     
     
    
    
    
    (Работа строится на групповой работе- результате домашнего опережающего задания:
     выступление представителей групп)
    
    -В 1648 году вспыхнуло новое, мощное движение, получившее название Соляной бунт. 
    
    I. Группа учащихся выступает с сообщением о восстании .
     Учащиеся фиксируют в тетради:
    Причины:
    1. Притеснения и взяточничество приказных людей
    2. Наличие  белых мест и слобод, в которых жили зависимые от феодалов     ремесленники – 
    конкуренты посадских людей
    3. Безземелье и малоземелье крестьян 4. Гнет государства и насилие местных властей на окраинах, 
    падение жизненного уровня основной массы населения 5. Устаревшее законодательство
    Повод:
    Введение налога на соль
    Место действия:
    Москва
    Состав восставших:
    Холопы, горожане, верхушка посада, стрельцы, дворяне
    События:
    Погром дворов бояр и дворян, физическая  расправа над вельможами
    Результаты:
    Уступки со стороны царя. Созыв Земского Собора, принятие Соборного Уложения (нового свода 
    законов).
    
    
    -Какие выводы сделала власть?
    (Ответы учащихся. Подчёркивается факт принятия Соборного Уложения 1649 г.)
    -Ярким, но скоротечным было ещё одно восстание в Москве под названием Медный бунт 
    1662 года. 
    
    
    II. Группа учащихся выступает с сообщением о восстании .
     Учащиеся фиксируют в тетради:
    Причины:
    1. Изнурительная война с Речью Посполитой
    2. Экономическое положение страны
    3. Недовольство посадских людей и московского гарнизона ухудшением своего положения
    
    Повод:
    Введение медных денег вместо серебряных. Рост цен
    Состав восставших: Чернь, солдаты, горожане, крестьяне
    События:
    Выпуск прокламаций,  выдвижение требований. Погром дворов
    Результаты:
    Подавление восстания войскам. Отмена медных денег
    Место действия: Москва, Коломенское
     
    III. Работа с текстом документа.
    Г.Котошихин о восстании в Москве 1662 г. (Медный бунт). Учебник стр. 301.
    
    Вопрос к документу:
    Что нового вы узнали о причинах и ходе бунта?
    
    - Мы рассмотрели самые яркие примеры городских восстаний «Бунташного» века. 
    Давайте подведём итоги:
    1. Кто являлся участниками восстаний?
    2. Каковы были их цели?
    3. Каковы итоги восстаний?
    (Ответы учащихся.)
    
    Итак, восстания в целом закончились безрезультатно.
    Положение народа не улучшилось, и они искали вольницу – где? (На юге.)
    - Почему беглые крестьяне в массе своей устремлялись на Дон?
    (Ответы учащихся. «С Дона выдачи нет»)
    
    Однако к середине 60-х годов XVII века положение на Дону ухудшилось. С чем это связано?
    Рассказ учащегося о восстании казаков во главе с В.Усом.( карта).
    
    Но кульминационным событием XVII века было восстание под предводительством С.Разина.
    IV. Группа учащихся выступает с сообщением о восстании .
    Учащиеся фиксируют в тетради.
    Экономические причины:
    1. Увеличение помещиками и вотчинниками повинностей и оброков 2. Рост государственных  
    налогов
     3. Ухудшение положения  посадских людей 4. Ухудшение положения приборных и служилых 
     людей 
    5. Неурожаи, эпидемии,  голод
    Политические причины:
    1. Усиление крепостного права соборным уложением 1649г. 2. Войны с Польшей и Швецией 
     сопровождались разорением населения 3.Политика правительства на  Дону – экономические 
    санкции, 
    вызвавшие голод 4. Политика правительства,  направленная на ограничение  казачьей вольницы
    Территория:
    Все Поволжье,  слободская Украина (карта).
    
    Сообщение учащегося о Степане Разине.
    
    V. Группа учащихся выступает с сообщением о восстании . 
    Учащиеся фиксируют в тетради.
    Социальный состав:
    Крепостные крестьяне, казаки, посадское население, мелкие служилые люди, работные люди
    События по карте:
    1). 1667- 1669гг.- «Поход за зипунами» 2) 1670- взяты Астрахань, Царицын, Саратов 3) 
    Лето 1670 – 
    Осада Симбирска; апогей движения 4) Октябрь 1670 – разгром армии Разина дворянским  
    ополчением
     5) Лето 1671 – казнь С. Разина 6) До осени 1671- подавление отдельных выступлений.
    Вопросы  к учащимся:
    1. Сравните поход С. Разина «за зипунами» и поход 1670–1671 гг. В чем сходство и в чем 
    различия?
    2. Что такое «прелестные письма»?
    
    VI. Учащиеся совместно с учителем формулируют и записывают в тетради.
     Причины поражения:
    1. Вера в «хорошего царя». 2.Превосходство сил Дворянского ополчения 3.Стихийность ,
     отсутствие чётких целей и единого руководства восстанием. 4.Локальность восстания.
    Значение:  
    1. Одно из самых больших восстаний в истории России.
    2. Показало силу социального сопротивления в государстве после принятия Соборного Уложения.
    3. Знаменовало ответ на новый этап закрепощения крестьянства, стремление государства лишить 
    4. привилегий слободских и «черных» людей, купцов и другие сословия.
    
    IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
    -Как Вы думаете, почему некоторые историки называют восстание С. Разина «крестьянской
     войной»? 
    Справедливо ли это для характеристики всего движения в целом или только для отдельных его 
    этапов?
    V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
    -Параграф № 6 учебник А.Н.Сахарова, уметь давать сравнительную характеристику народных выступлений XII века на основе данных таблицы, вопросы 1-5
    VI. ИТОГ  Выставление оценок.
     

    Автор(ы): Вайгнер Н. В.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx