Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

24 Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550-х гг (Сиротина О.В.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: История 
    Класс: 10
    УМК: (История России авт. Сахаров А.Н. 2013г.)
    Уровень обучения: базовый
    Тема урок: Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550-х гг.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: один час
    Цель:
    Создание условий для развития аналитического мышления при работе с текстом учебника и дополнительными источниками.
    Задачи:
    1.  определить причинно-следственные связи условий усиления центральной власти во времена Ивана Грозного;
    2.  проанализировать реформы 1550-х годов и  выяснить их последствия;
    3.  дать свою оценку значимости реформ для России XVI века.
    Метапредметные результаты:
    регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать решение учебной задачи;
    познавательные УУД: готовность и способность к самостоятельной деятельности, включая умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
    коммуникативные УУД: умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками по совместной деятельности.
    Основное содержание темы:
    Детство Ивана.  Борьба за власть. Начало реформ. Реформы Избранной Рады. 
    Основные понятия и термины:
    боярское правление, Избранная рада, Земский собор, Судебник, приказы, податная реформа, Уложение о службе.
    Основные даты: 16 января 1547 г., 1550 г., 1556 г.
    Тип урока: изучение нового.
    Оборудование:
    -  учебник «История России», 10 класс, А.Н. Сахаров
    -  кейсы.
    План изучения нового материала:
    1. Детство Ивана IV.
    2. Борьба за власть.
    3. Венчание на царство Ивана Грозного.
     3.   Реформы Избранной рады.
    
    ХОД УРОКА
    1.      Организационный момент.
    Здравствуйте, садитесь. На прошлом уроке мы закончили изучать деятельность Ивана III. Сегодня мы познакомимся (вспомним) еще с одной исторической личностью, умной, в чём- то жестокой, в чем-то коварной, но очень интересной.
     2.      Актуализация знаний.
    Впервые вы с этим человеком, царем познакомились в 6 классе, и что-то у вас осталось в памяти, и я надеюсь, что на протяжении трех уроков у вас сформируется целостное представление, и расширятся знания об этом царе и его правлении. 
    А чтобы узнать имя этого царя, я прочитаю несколько цитат о нем. Вы в свою очередь ответите на вопрос: какой должен быть характер у человека, о котором так говорят? И назовете имя царя, а, следовательно, и тему урока.
    Цитата первая: 
    Когда начал он подрастать лет в 12 начал сначала проливать кровь животных, швыряя их с большой высоты. А когда стало ему 15, тогда он начал и людей бросать, и, собрав вокруг себя толпы молодежи из детей и родственников, стал разъезжать по улицам, бить и грабить простой люд. (Ключевский)
    Цитата вторая:
    Основные методы этого царя: террор и насилие в отношении всех слоев населения, лишь бы сохранить самодержавие. (Ключевский)
    Какой должен быть характер у человека, о котором так говорят? Назовете имя царя, а следовательно и тему урока. (Ответы учащихся).
    Называется тема урока…
     3.      Изучение нового материала.
    1) Открываем тетрадь, записываем число и тему урока. Итак, как я уже сказала, с личностью Ивана вы встречались в 6 классе. Вспомните, пожалуйста, что вам известно о нем, но для начала начертите таблицу Догле. И в первой колонке запишите, что вам известно об этом царе.
     Что я знаю?
    Что я хочу узнать?
    Что я узнал?
     
     
     
    Учащиеся читают свои записи вслух…
    - Скажите, достаточно ли нам этих знаний, чтоб сформировать целостное представление о личности Ивана, о его деятельности? Нет.
    - А что вам хотелось бы узнать сегодня? Запишите во второй колонке вопросы, на которые хотите получить ответы.
    Учащиеся зачитывают свои вопросы…
    - Как можно сформировать общую цель урока?
    Учащиеся самостоятельно ставят цель урока 
    Сегодня мы постараемся расширить свои знания о личности и деятельности Ивана Грозного. А в конце урока попробуем  дать оценку значимости реформ Ивана Грозного для России XVI века
    2) Оценки правления Ивана Грозного.
    Время царствования Ивана IV и сама личность грозного русского самодержца никогда не оставляли равнодушными историков, политиков и деятелей культуры нашей страны. Множество исторических исследований, произведений художественной литературы, кинофильмов, научных и публицистических статей не дают остыть этой проблеме. В последние годы интерес к этой интригующей эпохе еще более возрос. Обратимся к оценкам, характеризующим как саму личность царя, Ивана IV, так и время его правления.  Какой образ царя и его эпохи вам представляется?
    Обратимся к раздаточному материалу. Учащиеся знакомятся с разными оценками историков и делают вывод об образе царя Ивана  IV.
    1. «При всех жестокостях царя Ивана Грозного его деятельность была шагом вперёд к «победе государственных начал»С.М. Соловьёв.
    2. «…добрая слава Иоанова пережила его худую славу в народной памяти: стонания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоаново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств монгольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего государственного образования; отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о жестокости Иоановой доныне именует его только Грозным, не различая внука с дедом, так названным древнею Россиею более в хвалу, нежели в укоризну.
    История злопамятнее народа!»Н.М.Карамзин
    
    3.    То за трапезой сидит во златом венце,
          Сидит грозный царь Иван Васильевич.
          Позади его стоят стольники.      
         Супротив его всё бояре да князья.
         По бокам его всё опричники;
         И пирует царь во славу божию,
        В удовольствие своё и веселие. 
    Из ''Песни…'' М. Ю. Лермонтова
    4.«Мудрость Ивана Грозного  состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал».                                       И.В.Сталин.
    - Я надеюсь, что, изучая и расширяя знания о личности Ивана Грозного, мы увидим не только отрицательные моменты, но и постараемся найти то положительное, что было в Иване.
    3)Детство Ивана IV.
       Двое учащихся получили опережающее задание. Они должны были подготовить сообщения о детских годах Ивана, отразив в них моменты, которые, на их взгляд, могли отразиться на формировании личности будущего царя.
    Прослушивание сообщений. 
    - Сформулируем вывод.(События, которые пережил Иван в детстве, повлияли на его характер.Благодаря той обстановке, в которой вырос Иван, он стал пугливым и скрытным, трусливым и недоверчивым, жестоким.)
     4)Борьба за власть.
    Неожиданная смерть великого князя Василия III в 1533 году повлекла за собой борьбу за власть между различными боярскими группировками: Бельских, Шуйских, Глинских. Прочитайте в учебнике текст на стр.272-274 и охарактеризуйте последствия борьбы за власть различных группировок в 30- 40-е гг. XVI в.
    Выделяется основная проблема, факты, персоналии, которые реально могут воздействовать на ситуацию. 
    Сформулируем вывод: (Итоги боярского правления печальны. К середине 40-х гг. XVI в. слабость центральной власти достигла опасной черты. Насущными стали задачи достижения стабильности, объединения господствующего сословия, упрочения правопорядка, восстановления силы и авторитета великокняжеской власти. Требовались решительные политические шаги, серьезные преобразования.)
    
    5) Венчание на царство.
    16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание великого князя Ивана IV на царство. 
    Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой.
    Но выступления в Москве весной - летом 1547 года подчеркнули необходимость преобразований.
    Около 1549 г. царь Иван IV  приблизил к себе новых советников, вошедших в историю под  называнием Избранная рада.
    На Руси название Избранная рада никогда не было в ходу. Единственный раз оно встречается в сочинении князя Андрея Михайловича Курбского «История о великом князе Московском». Курбский писал свою «Историю...» в Великом княжестве Литовском, куда бежал в 1564 г. Обращаясь к польским, литовским и русским читателям, жившим в княжестве, он применил понятное им слово «рада», происходящее от немецкого «рат», что означает «совет». Так князь-беглец подчеркивал, что совет доверенных лиц выполнял у царя роль своеобразного правительства. 
    Была ли страна подготовлена к проведению масштабных реформ?
    - Какие ассоциации связаны у вас с понятием «реформы»?
    6) Проведение мини- исследовательской работы.
    Но, не смотря на это, у Ивана была успешная внутренняя политика, а именно те реформы, которые он провел со своим кружком – Избранной Радой.
    Какие это были реформы, каковы их последствия? Чтобы это узнать вы будете работать в паре. Задание: используя текст учебника стр.276-280  и раздаточный материал, перечислите реформы Избранной рады. Какие они имели последствия для развития Руси?
    Работа в тетради:  Реформы  Избранной рады  (………) впишите временные рамки. 
    В состав Избранной рады  входили ………..
    Общая цель реформ-   
    Название реформы
    Годы
    Основные мероприятия и значение
    Судебная
    
    1550 –  
    Судебник
    -увеличение платы за пожилое,
    -наказание за взятки,
    -тягло для всего населения,большая соха
    Центрального и местного управления
    
    -расширение состава Боярской думы
    -Введение Земских соборов
    -Создание приказной системы
    -Упразднение института кормлений
    -Продолжение осуществления губной реформы
    Военная реформа
    - 1550 г. 
    
    1555 – 1556-
    
    1550 г.
    создание  стрелецкого (регулярного)  войска,
    - попытка формирования «избранной тысячи»,Уложение о службе
    – ограничение местничества в военное время
    Финансовая
    
    
    введение новой единицы налогообложения большой сохи
    -введение единой рублевой пошлины и унификация системы мер и весов
    Церковная
    1551 г
     – принятие Стоглава. Он оформил пантеона(список) всех русских святых; регламентировал  церковную жизнь – службы, обряды
    2) введение единой системы налогов, проведение описи церковных земель
    3) усиление контроля со стороны государства
    
     Обмен информацией. Организуется защита мини-проектов группами, одновременно учащиеся заполняют таблицу.
    Ответы учащихся на поставленные вопросы, делают вывод.(Реформы 50-х гг. XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного государства, усилению власти царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны. Это явилось закономерным процессом, связанным с внутри- и внешнеполитическими задачами, стоявшими перед Российским государством в XVI в.)
    4.  Подведение итогов. 
    -Заполните третью колонку.
    А) Что вы сегодня узнали нового на уроке?
    Б) каким вы увидели Ивана Грозного? Каким он был человеком?
    В) нужно ли изучать жизнь царей или достаточно изучить его политику?
    Г) смогли ли вы выделить положительные стороны Ивана?
    Д) проблемный вопрос: Дайте оценку значимости реформ Ивана Грозного для России XVI века
    Е) остались ли у вас вопросы? Решили ли мы свою задачу?
    Если у учащихся остались вопросы, то ответы на них вы найдете на следующих уроках, посвященных Ивану Грозному.
     5.      Закрепление материала (тест).
    1. Избранная рада – это:
    А) созданный Иваном грозным кружок единомышленником для разработки важнейших реформ
    Б) сословно-представительный орган власти
    В) орган местной власти
    Г) орган для подготовки конституции в России
     2. В избранную раду из перечисленных государственных деятелей входили:
    А) Б.Ф. Годунов   Б) М.И. Воротынский   В) А.Ф. Адашев
    3 . Судебник 1550 г. крестьянам:
    А) разрешил уходить от феодалов в любое время года, увеличив лишь плату за «пожилое»;
    Б) отменил право Юрьева дня и таким образом их окончательно закрепостил;
    В) подтвердил право Юрьева дня, но лишь после уплаты «пожилого»;
    Г) оставил без изменения форму, закрепленную в Судебнике 1497 г.
     4. В каком году был принят «Стоглав»:
    А) 1550    Б) 1551     В) 1552       Г) 1556
    5. Новый Судебник наделял Боярскую думу правом:
    а) утверждения налогов, о которых просил царь
    б) высшего законодательного органа при царе
    в) вершить высший суд в стране
    г) определять внешнюю политику
    6. В результате изменений в системе местного уп­равления: (Укажите несколько вариантов ответов)
    а) окончательно сложилась система приказов
    б) отменено кормление
    в) изменен порядок замещения высших должно­стных лиц
    г) территория страны стала делиться на уезды
    7. Одним из итогов военной реформы стало появ­ление:
    а) ополченцев                   в) стрельцов
    б) драгун                          г) гвардейцев
     6.      Домашнее задание.
    Подберите цитаты историков, литераторов об Иване, выразите свое мнение.
    Параграф 20 читать, ответить на вопросы 1,3,4
     7. Рефлексия.
     Чему научились?
    Довольны ли собой?
    На уроке я…
    Я весь урок…
    Какого цвета был урок?
    
    Раздаточный материал:
    Иван IV Васильевич Грозный (25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 марта 1584, Москва), великий князь московский (с 1533), первый русский царь (с 1547), сын великого князя Василия III Ивановича и Елены Васильевны Глинской.
     Первые реформы
    Активное участие Ивана IV в государственной деятельности начинается с создания Избранной рады (1549), ведущую роль в которой играл А. Ф. Адашев. Это правительство стремилось к укреплению самодержавной власти и усилению централизации государства. В этих целях в 1549-1560 был проведен ряд реформ. Укреплению централизации управления государством способствовали Земская и Губная реформы, формирование важнейших приказов. В армии было ограничено местничество и созданы основы стрелецкого войска. В 1555-1556 Иван IV отменил кормления и принял Уложение о службе. В 1549 созван первый Земский собор, в 1551 — Стоглавый собор, принявший сборник решений о церковной жизни «Стоглав». В 1550 был принят общегосударственный правовой кодекс — новый Судебник. Земская реформа Ивана IV, заменила наместничье управление в городах, местным выборным самоуправлением. Завершила перестройку местных органов по принципу сословного представительства. Губная реформа, реформа местного управления в Русском государстве в 1530-1550-х гг. По губной реформе дела о заведомо известных «лихих людях» (разбойниках и ворах) были изъяты из суда наместников и переданы «выборным головам» (губным старостам) из местных дворян или детей боярских.
    
    Тест по теме «Ивана IV»
     1. Найдите лишнее.
    Из перечисленных реформ Елены Глинской были проведены следующие:
    А) изъятие уголовных дел из ведения наместников
    Б) денежная реформа        В) создание полков нового строя
     2. Регентство Елены Глинской начинается с:
    А) 1530 г. Б) 1533 г. В) 1538 г.
     3. Регентство Елены Глинской заканчивается в:
    А) 1530 Б) 1533 В) 1538 Г) 1547
     4. Избранная рада – это:
    А) созданный Иваном грозным кружок единомышленником для разработки важнейших реформ
    Б) сословно-представительный орган власти
    В) орган местной власти
    Г) орган для подготовки конституции в России
     5. В избранную раду из перечисленных государственных деятелей входили:
    А) Б.Ф. Годунов   Б) М.И. Воротынский   В) А.Ф. Адашев
     6. В каком году был принят «Стоглав»:
    А) 1550 Б) 1551 В) 1552 Г) 1556
     7. Продолжите логический ряд.
    Посольский приказ, Разбойный приказ,____________________________________________
    8. Найдите лишнее:
    «Уложение о службе» определяло порядок прохождения службы:
    А) купечества   Б) землевладельцев   В) духовенства
    
     

    Автор(ы): Сиротина О. В.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx