Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

41 Россия накануне преобразований (Латыпов Э.Р.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: история
    Класс: 10 
    УМК: Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных  учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Россия накануне преобразований
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: раздел «Новые черты старой России»
    Цель урока: Выявить содержание реформ царя Федора Алексеевича
    Задачи урока:
    . образовательная: сформировать знания и умения обучающихся на втором уровне освоения
    - воспитательная: воспитывать чувства патриотизма
    - развивающая: развитие культуры речи, памяти, мышления
    
    Планируемые результаты:
    Личностные  - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,  развитие толерантности  как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другой культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
    Метапредметные -  научатся работать с учебной и внешкольной информацией, применять различные логические действия (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
    Предметные - способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России
    Техническое обеспечение урока: Карта «Россия в XVII веке»; тестовые задания (отдельные документы) «Повесть о Московском восстании».
    	
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: тесты
    Тип урока: комбинированный
    	
                                                       Ход урока
    I.Организационный момент
    II. Проверка домашнего задания
    Тест № 1
    Укажите, когда произошли следующие события:
    1. «Медный бунт»;
    2. заключение «вечного мира» с Польшей;
    3начало церковной реформы;
    4. война России с Польшей за возвращение Смоленска;
    5. подписание Нерчинского договора России с Китаем;
    6. морской поход С. Дежнева, когда он открыл пролив, отделяющий Евразию от Америки;
    7. экспедиция В. Пояркова на Амур;
    8. Переяславская рада;
    9. «Соляной бунт»;
    10. принятие «Соборного уложения».
    а) 1648 г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             б) 1653 г.
    в) 1654 г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            г) 1686 г.
    д) 1649 г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           е) 1689 г.
    ж) 1632-1634 гг.                                                                                                                                                                                                                                                  з) 1643-1646 гг.
    и) 1662 г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           к) 1650 г.
    Ответы:
    1. и); 2. г); 3. б); 4. ж); 5. с); 6. а); 7. з); 8. в); 9. а); 10. д).
    
    III. Изучение нового материала
    1. Работа в группах
         Cамостоятельная работа обучающихся.  Предлагается  ученикам самостоятельно прочитать о прав­лении царя Федора в учебнике и заполнить сле­дующую таблицу:
    
    Внутренняя политика
    Внешняя политика
    1676 г. проведена общая перепись, на­селения. 
    1677 г. введено новое налогообложе­ние - налоги стали брать не с земли, а е каждого двора. 
    В 1682 г. было отменено местничест­во, открыт доступ к управлению страной выходцам из дворян и приказных людей. 
    В области военного управления, воин­ского устройства некоторые реформы подготовила и провела особая комиссия во главе с князем В. В. Голицыным. Родст­венные приказы объединились под руково­дством одного начальника, что способство­вало централизации управления.
    Русско-турецкая война 1677-1681 гг.
    Причины: попытка Турции утвердиться а Правобережной Украине 
    Действия: турки и крымчаки попытались дважды безуспешно овладеть Чигирином. 
    Итоги: Бахчисарайский мир 
    
    а) признали воссоединение Левобережной Украины и России; 
    б) Днепр становился пограничной рекой ме­жду Россией и Крымом;
     в) земли между Днестром и Бугом счита­лись нейтральными; 
    г) признали запорожских казаков поддан­ными русского царя и обязались 20 лет не помогать врагам России.
    
           2.Динамическая пауза
           3.   Работа с учебником: Ученикам предлагается самостоятельно прочитать о внеш­ней политике Софьи в учебнике  и  помощью учителя заполнить сле­дующую таблицу.
    Внешняя политика царевны Софьи
    
    договор
    сущность заключенного договора
    1686 г. заключен «Вечный мир» с Польшей.
    а) договор подтвердил присоединение к России Киева. Это был круп­ный внешнеполитический успех, которым Софья тут же воспользо­валась для укрепления своего положения: с 1687 г. в официальных документах наряду с царями стали называть имя Софьи.
    б) Россия взамен приобретенного Киева обязалась организовать походы против Крыма, которым союзники отводили вспомога­тельную роль: русские войска должны были отвлечь татарскую конницу от опустошительных набегов на польские и австрийские земли.
    Крымские походы 1687 г. и 1689 г.
    прошли неудачно, показали, что Россия не готова к победе над сильным противником.
    
    27 августа 1689 г., подписан Нерчинский договор.
    Он не подлежит однозначной оценке: 
    а) договор устанавливал мир между обоими государствами и тем самым способствовал расширению торговли России с Китаем,
    6} договор обязывал разорить Албазин, выселить из него русских, а главное, уступить Китаю огромную территорию по левому берегу Амура и его левым притокам, 
    в) кроме того, граница между двумя государствами не была точно определена. Что впоследствии вызвало тираничные споры.
    
        IV. Закрепление нового материала
    Главные итоги развития государства в XVII в. Работа в парах ( пары самостоятельно подводят итоги)
    
    Учащиеся сами должны  сформулировать эти мероприятия:
    а) изменяется титул московских государей, в котором появился титул «само­держец».
    б) с 80-х годов XVII в. прекратился созыв Земских соборов. Последний Земский собор полного состава принял решение о воссоединении Украины с Россией в 1653 г., ограничиваются функции Боярской думы.
    в) были предприняты первые попытки реорганизации приказной системы: несколько приказов подчинялись одному лицу.
    г)  в 1682 г. происходит отмена местничества, что способствовало консолидации дворянства и боярства в единый класс-сословие.
    д) «Соборное уложение» 1649 г., разрешив обмен вотчин на поместья и наобо­рот, положило начало слиянию бояр и дворян в один замкнутый класс-сословие. В 1674 г. черносошным крестьянам было запрещено записываться в дворянство. В 1679-1681 гг. было введено подворное обложение. Единицей взимания налогов становился крестьянский или посадский двор.
    е) изменения вносились и в систему управления на местах: соседние уезды бы­ли объединены в «разряды» - своеобразные прообразы петровских губерний. На места посылались воеводы, облеченные всей полнотой власти.
    ж) во второй половине XVII в. произошел конфликт между руководством церк­ви и государством. Московский патриарх Никон выдвинул и яростно отстаи­вал идею независимости в руководящей роли церкви в государстве, но он оказался в опале.
    з) видное место в процессе складывания абсолютизма занимали изменения в составе армии. Создавались полки «нового строя» из вольных людей: солдат­ские (пехота), рейтарские (конница) н драгунские (смешанного строя). В них набирали также «даточных» людей (сто крестьянских дворов давали одного солдата на пожизненную службу). В армию стали приглашать иноземных офицеров.
    
    V. Итог урока
    Таким образом, процессы, происходившие в социально-политическом развитии России во второй половине XVII в., свидетельствуют, что попытки преобразований имели место до петровских реформ.
    VI. Рефлексия
    Составить синквейн по теме
    
    VII. Домашнее задание
    Параграф 33 Составить план по теме «Падение правительства царевны Софьи». Индивидуальное задание. В каких российских научных, художественных, публицистических произведениях нашли отражение события и персоналии конца 17 века.
     

    Автор(ы): Латыпов Э. Р.

    Скачать: История 10кл - Конспект.doc