Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

34 XVII в., "Бунташный" век (Теняков О.Я)

Текст урока

  • Конспект

     История.
    10 класс.
    УМК – А.Н. Сахаров, А.Н Боханов. История России. XVII- XIXвека. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2004 (ч.2).
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: XVII в., "Бунташный" век.
    Часы отведенные на изучение темы:1.
    Место урока в системе уроков по теме:3.                                                                                                           Тип урока: комбинированный.
     Цель: : дать характеристику народных выступлений периода правления царя Алексея Михайловича, сформировать представление о при­чинах восстаний и войны под предводительством Степана Разина.
    Задачи: 
    Повторить и обобщить материал предыдущих уроков по политическому, экономическому, социальному, культурному развитию России с 1613 по 1682 годы, выделить главные проблемы истории ХVII века.
    Продолжить формирование учебно-логических умений обобщать, анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать исторические личности, события, явления общественной жизни.
    Способствовать воспитанию уважения учащихся к прошлому нашей страны.
    Совершенствовать коммуникативные навыки. Способствовать    формированию навыков конструктивного сотрудничества и общения в процессе решения продуктивных и творческих задач.
    Планируемые результаты: предметные- формировать понятийный аппарат, уметь применять исторические знания для характеристики народных восстаний, понимать их причины и значение; метапредметные- умение читать историческую карту и использовать ее как исторический источник, представлять текстовую информацию в табличной форме, выявлять общие черты и различия путем сравнительного анализа; личностные- приобретать опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого.
      Оборудование:  карта «Россия в конце XVI –начале XVII в.»,   иллюстрации, учебник А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов «История России XVII-XIXвека.
      План урока
        1.Проверка домашнего задания.                                                                                                                                                                                                                                 2. "Соляной" бунт.                                                                                                                                                                     3. "Медный" бунт.                                                                                                                                                                  4. Донское каза­чество.                                                                                                                                                 5. Восстание Степана Разина.                                                                                                                                                 6. Закрепление. 
    
    Этапы   урока.
    1.Организационный момент.
    2. Постановка цели и задач урока. 
    3. Актуализация знаний.
    4.Изучение нового материала. 
    5. Закрепление. 
    6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
    7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.                                                               8. Подведение итогов урока.
          Хорд урока.
    1. Организационный момент.
    2. Постановка цели и задач урока. Сообщение темы урока. Тема записывается в тетрадь. Мотивация  путем постановки проблемного вопроса.
    -Почему век правление «Тишайшего» царя получил название «бунташный» век?
    3. Актуализация знаний.
    Провести самостоятельную работу на знание терминов.
    1 вариант: Соборное уложение, ярмарка, «заповедные лета», ясак, крепостное право.
    2 вариант : вольные поселенцы, мануфактура, «урочные лета», тягло, казачество.
    4. Изучение нового материала.
    4.1 Общие рекомендации: первые два пункта плана учитель бегло излагает учащимся и предлагает выявить причинно-следственную связь между "Соборным Уложением" 1649 г. и вызванных ими изменений в положении социальных низов.
    В центре внимания данного урока должно находится восстание под предводительст­вом Степана Разина. Последовательность событий можно рассмотреть при помощи карты. Обязательно необходимо разобраться в причинах восста­ния, социальном составе участников. При этом можно кратко остановиться на положении казачества в России.
    4.2 Заслушивается доклад на тему: "Казаки и казачество в XVII в." 
    4.3   Восстание Степана Разина.
    4.4 Организовать самостоятельную индивидуальную работу с текстом учебника (стр.-65-68), документом одному из учеников (приложение 2), картой, заполнить таблицу.
     
    Восстание Степана Разина.
    Дата 
    
    Руководитель 
    
    Состав 
    
    Цель повстанцев 
    
    Районы движения
    
    Итог движения 
    
    Причины поражения 
    
    4.5  Первичная проверка понимания, выполнения задания. Фронтальная беседа.
    
    -По карте покажите ход восстания, дайте краткую характе­ристику самому атаману.
    -Почему Разин стал очень популярной фигурой в народе?
    - Расскажите об итогах восстания: что это, казацкое восстание или крестьянская война? 
    -Це­лью восставших было уничтожение бояр-"изменников" и думных людей, воевод, приказных. Почему?
     - Укажите причины поражения?
     Резюми­руя материал данного урока, отметьте, что в народных восстаниях XVII в. целом, по словам Ключевского, "вскрылось отношение простого народа к власти, которое тщательно закрашивалось официальным церемониалом и церковным поучением: ни тени не то что благоговения, а и простой вежливо­сти и не только к правительству, но и к самому носителю верховной власти". Подчеркните особенности социального протеста в России.
    5. Закрепление.
    Опрос по терминам: зипун, прелестные письма, атаман, домовитые казаки, голытьба, «бунташный» век.
    Закончи предложение с обоснованием. «Все восстания закончились поражением…»
    6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
    7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.   § 6, вопросы и задания стр.-68, Индивидуальное опережающее задание: подготовить сообщение «Вооруженные силы России в XVII в.», доклад: «О Богдане Хмельницком и национально- освободительной борьбе украинского и белорусского народа». 
    8. Подведение итогов урока.
    
    Приложения.
    Приложение 1. Из хрестоматии по истории России с древнейших времен до наших дней А.С. Орлова. М., 1999.
    Донское каза­чество.                                                                                                                                                 
     Переходя к событиям, предварившим восстание, необхо­димо вспомнить о положении казачества в середине XVII в. Отметьте, что с вхождением в состав России Левобережной Украины, признание Богдана Хмельницкого ит.д. - способствовало не только росту авторитета Сечи и казачества в России. Оно обладало некими льготами и никогда ранее не подчинялось так жестко государству. Кроме того, ужесточение законов в отношении крестьян резко увеличивало число беглых, в частности, на Дон, откуда "выдачи нет". Подчеркните, что восстание казаков было тем более опасно, что они были военным сословием, обладали значительным воен­ным опытом, памятью о событиях недавнего восстания под предводитель­ством Хмельницкого (речь идет о казаках в составе Речи Посполитой), где было создано "государство". Таким образом, казачество было реальной уг­розой государственному порядку и власти. Скажите, что запрет на походы в Черное и Азовское моря привел к усилению социальной напряженности в казачьей среде. Голод 1666 г. в результате огромного количества беглого населения стал причиной похода Уса к Москве.
    
    Приложение 2.
    О целях С. Разина. Разин ставит вопрос шире простого разбоя. Он хочет "вывести", уничтожить всех сильных и богатых, имеет дело не с единицами, а с це­лыми классами. Разинцы ставят пред собою задачу коренного социального перево­рота, и даже хотят упрочить результаты своих действий. Они не только "выведут", уничтожат богатых и сильных, но и помешают им появиться вновь. На развалинах сложившегося государственного строя они хотят водворить равноправие. Все мос­ковское государство рисуется им как бы колоссальной сечью Запорожской - с "кру­гами", выборным "старшиною", делением на десятки, сотни, тысячи. Конечно, мо­гут быть и жить вместе и богатые и "степенные казаки", и голытьба - "голутвен-ные", но в "кругу", при решении важных дел, "всяк всякому равен".
    1. Этот соблазн еще более усиливался, когда во главе движения становился та­кой истинно народный герой, как Стенька Разин. Все было понятно в нем для наро­да. На мрачном фоне крепостного царства ... атаман воровских казаков сразу при­нял такие гигантские размеры, что сам Илья Муромец уступил ему первое место и пошел в "атамановы помощнички", как пелось в песнях...
    Никольский В. Народные движения в России. XVII век. Стенька Разин и ра­зинщина. СПб., 1911. С. 34-35.
    
    
     

    Автор(ы): Теняков О. Я

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx