Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

48 Могучая внешнеполитическая поступь империи (Латыпов Э.Р.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: история
    Класс: 10 
    УМК: Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных  учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Могущая внешнеполитическая поступь империи
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: Россия в эпоху дворцовых переворотов во второй половине 18 века
    Цель урока: углубить знания учащихся об основных целях, направлениях внешней политики России в эпоху Екатерины II, её итогах
    Задачи урока:
    - выявить причины участия России в разделах Речи Посполитой, борьбе против французской революции;
    способствовать развитию аналитических, коммуникативных, интеллектуальных умений учащихся в процессе участия в дискуссии и представлении своих творческих работ (презентаций) перед одноклассниками;
    на примере походов А.В. Суворова, побед русской армии воспитывать у учащихся чувство патриотизма.
    Планируемые результаты:
    Личностные  - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,  развитие толерантности  как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другой культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
    Метапредметные -  развитие навыков использования  различных источников  информации, способности  решать творческие задачи, умения работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами
    Предметные - способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России
    Техническое обеспечение урока: Карта «Российская империя в XVIII веке»,
    презентация к уроку (выполнена в программе Power Point),
    портреты выдающихся полководцев,
    выставка литературы, посвящённой внешней политике России во второй половине XVIII века.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: таблицы, контурная карта
    Тип урока: изучение нового материала
    Ход урока:
    I. Организационный момент. 
       II. Мотивационно-целевой момент
    О громкий век военных споров,
    Свидетель славы россиян!
    Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
    Потомки грозные славян,
    Перуном Зевсовым победу похищали.
    А.С. Пушкин
    III. Актуализация знаний
    Так как на предыдущем уроке учащиеся подробно познакомились с новым материалом, можно провести только фронтальную работу, чтобы подготовить ребят к изучению темы данного урока.
    1. Какие внешнеполитические проблемы остались России в наследство от предыдущих времён, какие появились новые?
    2. Какой была внутренняя ситуация в стране в период решения главных внешнеполитических задач? Внутренняя ситуация способствовала или тормозила внешнеполитическую поступь империи?
    Объявление темы, целей урока (Слайд 1).
    III . Работа по новой теме
    1. Проблемное задание (Слайд 2).
    Что, на ваш взгляд, способствовало грандиозным успехам внешнеполитической деятельности Екатерины II?
    Какую роль в победах русского оружия сыграли выдающиеся полководцы и рядовые солдаты?
    2. Самостоятельная работа обучающихся с текстом учебника на странице 66-67, а затем отвечают на вопросы:
    Какие внешнеполитические задачи стояли перед Российской империей в XVIII веке?
    Как изменилась расстановка сил на международной арене?
    Какое государство стало главным противником России на данном этапе?
    После ответов учащихся подводятся итоги.
    3. Работа по «Энциклопедии по истории России», записывают годы, повод, основные события, итоги войн. При необходимости учитель добавляет недостающую информацию.
    Примерный вариант записей в тетрадях:
    Основные задачи внешней политики России на юге:
    Борьба за выход к южным морям.
    Укрепление южных границ.
    Завоевание и хозяйственное освоение богатых южных земель.
    I. 1768—1774 гг. – 1-я русско-турецкая война.
    Повод – Турция потребовала вывода русских войск из Речи Посполитой и отказа России от покровительства диссидентам (православным и протестантам) на территории Польши. Главный инициатор этих требований – Франция (основной противник России в Европе с 60-х гг.), которая проводила политику укрепления «Восточного барьера» - пограничных с Россией государств (Швеции, Речи Посполитой, Османской империи).
    Основные события:
    c 1769 г.
    военные действия велись на территории Молдавии, Валахии и на Азовском побережье.
    1770 г.
    русские войска под командованием П. Румянцева одержали победу при реках Ларга и Кагул,
    русский флот уничтожил турецкую эскадру в Чесменской бухте, блокировав турецкий флот в Чёрном море.
    1771 г.
    русские войска заняли Крым.
    Турцию поддержали Австрия, Англия, Франция, Россия была вынуждена пойти на переговоры о мире.
    1772 г.
    мирные переговоры между Россией и Турцией. Турция отказалась предоставить независимость Крыму, военные действия возобновились.
    1774 г.
    русские войска перешли Дунай, победа у деревни Козлуджа (Суворов) открыла основным силам путь на Стамбул. Турки пошли на подписание мирного договора.
    4.Дыхательная гимнастика
    5. Индивидуальное сообщение и  презентаций о великих полководцах XVIII века: А.В. Суворове, П.А. Румянцеве, Ф.Ф. Ушакове, Г.А. Потёмкине. Затем
    Затем ребята делают вывод о вкладе этих полководцев в победы России на внешнеполитической арене.
    IV. Закрепление пройденного материала
    Дискуссия о разделах Речи Посполитой.
    Вопросы для дискуссии (Слайд 10-11):
    Что произошло с Польшей в 1795 году: падение или гибель? Своё мнение обоснуйте.
    Какой из разделов Польши вы считаете наиболее трагичным и почему?
    Как вы оцениваете позицию Российской империи в событиях, связанных с разделами Польши?
    Русское просвещённое общество того времени было настроено против разделов, многие считали их позором для России. Выскажите свою позицию.
    В.О. Ключевский, размышляя об этих событиях, высказал такую позицию: «Призрак Речи Посполитой, вставая из её исторической могилы, производил впечатление живой народной силы. Может быть, чтобы избегнуть вражды с народом, следовало сохранить его государство». Выскажите своё мнение: возможен ли был этот вариант развития событий? Была ли альтернатива разделам Польши?
    (Подводятся итоги дискуссии).
    V. Подведение итогов урока.
    VI. Рефлексия 
    Я узнал … 
    Я научился…
    V.Д/з: §7 Объяснить название параграфа . Дайте общую оценку внешней политике России 18 века.
    Опережающее творческое задание: подготовить проекты-презентации о достижениях культуры второй половины XVIII века (можно выполнять в группах).
    
     

    Автор(ы): Латыпов Э. Р.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx