Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

29 Западная Европа (XVI- начало XVII в.): новый этап развития (Хамидуллина А.Ш.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета    История 
    Класс  10
    УМК (название учебника, автор, год издания)
    -«Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных  учебных заведений. Н.В. Загладин, 2004.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) базовый
    Тема урока    Западная Европа (XVI- начало XVII в.): новый этап развития.  
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы-   1
    Тип урока – урок усвоения новых знаний.
    Место урока в системе уроков по теме  Второй  урок  главы «Позднее Средневековье: Европа на рубеже Нового времени». 
    Цель урока:. выявить закономерность вступления Европы к 15-16вв.  в новый период развития, связанный с возникновением мануфактурного производства, изменением миропонимания людей и церковной реформацией
    Задачи урока:
    - устанавливать причинно-следственные связи  мануфактурного производства, изменением мировоззрения  людей и церковной реформацией;
    -развивать умения работать с учебником, добывать нужную информацию, выделять главное и второстепенное, формулировать определения;
    -  воспитывать гуманизм, сочувствие в борьбе за свободу. 
     Планируемые результаты:
    уважение к  истории других народов мира, быть толерантным к другим этносам; владеть основами социально-критического мышления, ориентироваться в особенностях социальных отношений в Европе XVI-XVII в.,  оформлять результаты работы в виде логической схемы; работать в группе, сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие в процессе изучения и  подготовки сообщения с электронной презентацией, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
    Техническое обеспечение урока
    настенная карта «Европа в 15-16вв»,
     мультимедийный проектор, компьютер;
    презентация
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы):  
    История. Всеобщая история. Поурочные разработки. 10 класс : пособие для учителей общеобразо-
    ват. организаций / М. Л. Несмелова, В. И. Уколова,  А. В. Ревякин. — М. : Просвещение, 2014.
    Раздаточный материал, БИД (банк исторических данных).
                                    Готовимся к ЕГЭ по обществознанию
    Понятие 
    Исторические примеры
    Христианство —
    мировая религия
    В начале XVI в. в христианстве, помимо католицизма и православия, возникло новое течение —протестантизм. Различные его вероучения (лютеранство, кальвинизм, англиканство и др.) получили широкое распространение в Европе
    Социальный
    конфликт
    Реформация во многих странах Европы (Германия, Франция и др.) приобрела характер острого социального конфликта, вылившегося в религиозные войны. Разрешением этого конфликта стали указы о веротерпимости и широкое распространение протестантизма, ставшего «этикой капитализма»
    
                                             Ход урока
    I. Оргмомент. 
    II. Актуализация  знаний. В 15-16 вв. жизнь и облик европейских государств изменились. Перемены были вызваны развитием мануфактур и духовной революцией, связанной с эпохой Возрождения и Реформацией. Мы рассмотрим два величайших феномена западноевропейской культуры, связь между экономической жизнью и духовной культурой, Эпохой Возрождения и периодом Реформации. 
    III. Постановка учебной задачи.
    Гипотеза:  вступление Европы к 15-16вв.  в новый период развития, связанный с возникновением мануфактурного производства, изменением миропонимания людей и церковной реформацией, является закономерностью.
    IV. Усвоение новых знаний.
    План изучения нового материала:
     1. Мануфактурное производство.
     2. Эпоха Возрождения. 
    3. Реформация в Европе. Религиозные войны.
    
    1. Мануфактурное производство.
    Учебные задачи учащимся:
    1. Почему к 16в. произошло бурное развитие торговли? (колониальные захваты, развитие банковского дела и т.д.)
    2. Покажите на карте Европы старые центры торговли (Генуя, Венеция) и новые Амстердам, Антверпен, Лондон)
    3. Почему ремесленные мастерские к концу средневековья изживают себя? (цеховые правила, регламентировавшие работу мастерских, объём выпускаемой продукции препятствовали повышению производительности труда).
    Цеховая организация изживала себя, но развитие производства продолжалось благодаря появлению новых технологий и новых видов продукции.
    Учитель на доске задаёт алгоритм последующей работы учащихся в виде таблицы, которую учащиеся заполняют с помощью учебника с.189 в парах.
    Технический прогресс и его последствия 
    Отрасль 
    Изобретение 
    Последствия 
    металлургия 
    Доменная печь 
    Увеличение выплавки металла, повышение его качества, появление новых сплавов 
    
    Военное дело 
    
    Применение пороха 
    
    Появление огнестрельного оружия, рыцарские доспехи и толстые стены замков стали не нужны 
    
    образование 
    
    книгопечатание 
    
    Распространение знаний 
    механика 
    Изобретение механических часов 
    Развитие часовой промышленности 
    Горное дело 
    Верхнебойное водяное колесо 
    Насосы для откачки воды, вагонетки для подъёма руды на поверхность 
    Изобретения и открытия способствовали появлению более крупного, чем ремесленная мастерская, производства – мануфактур.
    Следующая схема вывешивается на доске и учащиеся находят отличительные черты мануфактур в учебнике на с. 189-190. 
    Мануфактура – капиталистическое промышленное производство, основанное на ручном наёмном труде с применением разделения трударассеянная смешанная                                       централизованная
    Последствия развития мануфактурного производства в Европе. 
       Работа в группах  (записываются в тетрадь)
    1. Увеличение объемов производства, рост ассортимента выпускаемой продукции стали источником ускоренного развития товарно-денежных отношений.
    2.Происходили изменения в социальной структуре общества. Возросла значимость предпринимателей, увеличилось количество неимущих
    3.Развитие производства и торговли содействовало формированию единых внутренних рынков.
    2. Эпоха Возрождения 
    
    Перемены в характере деятельности и кругозоре европейцев оказали огромное влияние на их миропонимание, которое не совпадало с миропониманием церковным. Изменилось понимание благородства, изменились потребности городских богачей, отношение к человеку, которого церковь рассматривала как ничтожество. В эпоху Возрождения проявился интерес к человеку, вера в его силы и способности. Развитие новых буржуазных отношений было бы невозможно без утверждения личности, индивидуализма и представления об особой ценности трудовой деятельности. Люди стремились открыть причины явлений, интересовались природой. Первый деятель Возрождения Петрарка однажды поднялся в гору только для того, чтобы полюбоваться окружающим пейзажем, потому что мир открывался перед ним во всём его богатстве и красоте. Кроме того, Возрождение основано на интересе к античной культуре и является величайшим переворотом в науке и искусстве, в представлениях людей о мире. 
    Гуманизм, ставящий человека сего судьбой, проблемами, особенностями в центре внимания, актуален как никогда и в наше время. 
    Учащимся предлагается  назвать черты Возрождения, дать определение, перечислить представителей.
    Формирование гуманистического взгляда на мир сказалось на мировоззрении, которое, по сути, было религиозным. Раскол церкви (схизма) значительно ослабил влияние церкви. В Европе началось движение за переустройство церкви, которое, в сущности, было антифеодальным.
    3. Мультимедийный урок «Реформация в Европе»: 
    Работа со слайдами по материалу мультимедийного урока и (или) с учебником с.193-195, заполняются первые две строки вместе с учителем, остальное предлагается выполнить дома. 
    
    Реформация. Религиозные войны 
    
    Страна 
    
    Руководитель 
    
    Взгляды 
    
    Итоги 
    
    Чехия 
    
    Ян Гус 
    
    Создание национальной церкви 
    
    Яна Гуса казнили 
    Секуляризация (конфискация) церковных земель 
    
    Чехия 
    
    Ян Жижка 
    
    Обличение римско-католических священнослужителей в грехах 
    
    
    Германия 
    
    Мартин Лютер 
    
    Выступал против продажи индульгенций – отпущения грехов за деньги 
    
    1524-1525-крестьянская войн в германских землях 
    
    Германия 
    
    Томас Мюнцер 
    
    Ниспровержение монахов, уничтожение монастырей и замков, равенство, отмена феодальных повинностей, реформа церкви 
    Войска германских князей разгромили плохо организованную крестьянскую армию
    
    Швейцария 
    Жан Кальвин 
    Жизнь человека должна проходить в трудах, запрещались развлечения 
    Учение получило большое распространение среди предпринимателей 
    В результате реформации и религиозных войн захват церковных земель и подчинение церкви светским властителям стали неизбежными.
    Обращается внимание на карту в учебнике с. 196 «Христианские церкви в Европе после Реформации».
    Что же такое реформация? Религиозные войны?
    Вместе с учащимися формулируется определение: 
     реформации – борьба за переустройство церкви 
    религиозные войны – гражданские войны внутри государства за переустройство церкви. 
    контрреформация – борьба католической церкви за сохранение своего влияния. 
    
     (Работа с БИДом).
    
    Главные результаты Реформации 
    
    1555г. – Аугсбургский религиозный мир (признание равноправия католиков и лютеран). 
    1. Была сломлена духовная диктатура католической церкви. 
    2. Экономическая основа её мощи была подорвана секуляризацией владений. 
    3. Возникновение новых христианских вероисповеданий. 
    Укрепление светской власти и развитие национальных государств. 
    В ответ на реформацию и религиозные войны церковь созвала
    инквизиция преследования учёных                 Был создан орден иезуитов во главе с 
                                                                              Игнатием Лойолой для борьбы с реформацией                      
    
    V. Рефлексия. 
    1. Что такое мануфактура?
    2. Что подготовило переход к мануфактурному производству? 
    3. Какие типы мануфактур вы знаете? 
    4. Что такое Возрождение? Основные черты мировоззрения человека этой эпохи. 
    5. Что такое Реформация? 
    1. Вспомните представителей идеологий Реформации в Европе 
    (Кто изображён на портретах? Каковы основные идеи этих реформаторов?) 
    
    
    
    
    
    Мартин Лютер Томас Мюнцер Жан Кальвин
    
    
    
    Индивидуально тест 2 учащихся ( тест прилагается).
       ПОПС – формула: Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения ученика.   Предлагается выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому что…». Подтверждается эта мысль словами  «Я могу это подтвердить…». И, делается вывод: «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить.
    П – позиция              Я считаю, что… 
    О – обоснование      Потому, что… 
    П – пример               Например, … 
    С – следствие           Поэтому… 
    Выводы формулируются совместно с учащимися:
    Новое время породило новый подход к личности человека, освобождающейся от пут коллективизма и традиционной морали.
    Развитие новых буржуазных отношений было бы невозможно без утверждения личности, индивидуализма и представления об особой ценности трудовой деятельности.
    Связь Возрождения и Реформации заключается в том, что в обоих случаях в центре внимания ставится самоутверждающаяся человеческая личность. Но Возрождение и Реформация принесли разные плоды: Возрождение сопровождалось необычайным взлётом искусства, философии, литературы. Главной заслугой Реформации считается то, что она создала предпосылки перехода к капитализму.
    Гипотеза подтвердилась: вступление Европы к 15-16вв.  в новый период развития является закономерностью.
    VI.  Домашнее задание: п.25, заполнить таблицу «Религиозные войны».
    
    Тест 
    1 вариант.
    
    1. Дайте определение понятиям:
    А) колонизация – 
    Б) мануфактура – 
    В) абсолютизм –
    
    2. Соотнеси событие с датой:
    А) 1519-1521гг                     А) открытие Америки Х.Колумбом 
    Б) XV-XIXв                            Б) первое кругосветное путешествие Ф.Магелана
    В) 1492 г                              В) период Нового времени
    3. Выбери из предложенного то, что можно считать «новыми» техническими изобретениями XVI-XVIIIв.
    А) Токарный станок 
    Б) книгопечатание 
    В) ветряная мельница 
    Г) радио 
    Д) сеялка 
    Е) каравелла
    4. О чем идет речь? « Большое и красивое здание, надпись на котором гласила: «На пользу купцов всех наций и языков». Каждый купец считал своим долгом побывать здесь до полудня»
    5. Выбери из предложенного то, что характеризовало человека Нового времени. 
    А) стремление разбогатеть 
    Б) простодушие 
    В) стремление к власти 
    Г) способность самостоятельно принимать решение 
    Д) красивый костюм 
    Е) не боялся рисковать
    6. О ком идет речь? «Младший сын португальского короля. С его именем связывают начало эпохи Великих географических открытий. Однако сам выходил в море только один раз, пересек на корабле Гибралтарский пролив. Получил почетное звание, под которым и вошел в историю».
    7. Кого в Англии называли «глаза и уши короны»?
    А) судей 
    Б) чиновников 
    В) короля
    8. Найди лишнее в каждой строке и объясни почему так считаешь.
    А) король, монарх, чиновник. 
    Б) парламент, регент, налог.
    9. Выберите то, что характеризует крестьянина-фермера:
    А) использовал наемный труд 
    Б) сам участвовал в жатве 
    В) имел свои орудия труда 
    Г) собирал налоги
    10. Объясните следующее выражение: «На бирже можно было купить и продать ветер».
    Тест 2 вариант.
    1. Дайте определение понятиям:
    А) метрополия – 
    Б) капитализм – 
    В) монополия –
    2. Соотнеси событие с датой:
    А) 1492г                  А) открытие Америки Х.Колумбом 
    Б) 1519-1521гг         Б) период Нового времени 
    В) XV-XIXв                В) первое кругосветное путешествие Ф.Магелана
    3. Выбери из предложенного то, что способствовало развитию мировой торговли в XVI-XVIIIв.
    А) Сделка 
    Б) ярмарка 
    В) монополия 
    Г) биржа 
    Д) мануфактура 
    Е) монарх.
    4. О чем идет речь? « Здесь каждый, богат он или беден, мог найти товар по своим средствам. По мере роста городов он стал работать ежедневно».
    5. Выбери из предложенного то, что усиливало интерес европейцев к дальним странам.
    А) развитие международной торговли 
    Б) любовь к путешествиям 
    В) желание угодить королю 
    Г) стремление к обогащению 
    Д) перенаселенность городов 
    Е) путешествовали по принуждению
    6. О ком идет речь? «Родился в семье небогатого ткача. С детство манило море. Стремился осуществить экспедицию через Атлантический океан. Ждал семь лет, пока испанский король выделил денег на экспедицию. Отправился в путешествие на трех каравеллах».
    7. Что было главной мечтой монархов Англии и Франции?
    А) разбогатеть 
    Б) избавиться от парламента 
    В) прекратить все кровопролитные войны
    8. Найди лишнее в каждой строке и объясни почему так считаешь.
    А) Генеральные штаты, Тайный совет, суд. 
    Б) абсолютизм, монарх, феодал.
    9. Выберите то, что характеризует Новых дворян:
    А) вели традиционный образ жизни 
    Б) имели свое хозяйство 
    В) поддерживали отношения с купцами 
    Г) предпочитали участвовать в войнах
    10. Объясните следующее выражение: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть!»
    Ключ к тесту.
    1 вариант.
    1. Колонизация – захват и заселение какой-либо территории, сопровождавшиеся ограблением, истреблением местного населения. 
    2. Мануфактура – предприятие нового типа, в основе которого ручной труд и разделение обязанностей между рабочими. 
    3. Абсолютизм – форма правления. При которой верховая власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху.
    2. А – Б, 
    Б – В, 
    В – А.
    3. А,В,Е.
    4. о БИРЖЕ.
    5. А,Г,Е.
    6. Генрих Мореплаватель
    7. А
    8. А – чиновник, не являлся правителем страны 
    Б – налог, парламент назначал регента, а налогами не занимался.
    9. А,В.
    10. на бирже велись торги товаром на бумаге и покупатель не видел товар во очию. Считалось, что покупают ветер.
    2 вариант.
    1. Метрополия – страна, владеющая колонией ( колониями). 
    2. Капитализм – общество, основанное на частной собственности и рыночной экономике. 
    3. Монополия – исключительное право на производство или продажу чего-либо, право на пользование чем-либо.
    2. А- А, Б – В, В – Б.
    3. А,В,Г,Д.
    4. о РЫНКЕ.
    5. А,Г,Д.
    6. Христофор Колумб.
    7. Б.
    8. А – суд, т.к. все остальное формы парламента. 
    Б – феодал, т.к. абсолютизм предполагает власть монарха.
    9. Б,В. 
    10. в те времена питание европейцев зависело от времени года, но больше всего – от имущественного положения семьи. Богатая семья могла позволить себе более разнообразный и богатый продуктами стол.
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Хамидуллина А. Ш.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку