Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

У истоков рода человеческого (Хамидуллина А.Ш.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета    История 
    Класс  10
    УМК (название учебника, автор, год издания)
    -«Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных  учебных заведений. Н.В. Загладин, 2004.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) базовый
    Тема урока    У истоков рода человеческого 
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы-   1
    Место урока в системе уроков по теме     1 урок по главе «Первобытная эпоха». 
    Тип урока: урок усвоения нового материала.
    Цель урока: выявить факторы, способствующие выделению человека из  мира  природы. 
    Задачи урока:
    Образовательные:
    - узнать об основных гипотезах  происхождения человека
    -  ознакомиться с  направлениями эволюции человеческого рода
    - закрепить изученный материал
    Развивающие:
    - развитие речемыслительной деятельности
    - развитие умений воспринимать информацию зрительно, на слух
    - развитие умений сотрудничать во время работы в группах, парах; умений слушать и слышать
    - развитие внимания учащихся, наблюдательности
    - научиться черпать информацию из разных источников
    Воспитательные:
    - воспитание культуры речи и общения; толерантности, внимательного отношения к окружающим людям
    - привить уважение и интерес к истории как науке.
    Планируемые результаты: объяснять причины поиска древними людьми ответов на вопросы о происхождении мира и человека, формулировать собственное суждение об этическом значении этих вопросов; сравнивать исторический период развития человечества и предысторию, выявлять отличия; объяснять критерии периодизации древнейшей истории человечества; сравнивать человека современного с первобытным, выявлять существенные отличия, составлять сравнительную таблицу; характеризовать основные формы первобытной религии, уметь применять теоретические знания о первобытных формах религии к анализу исторических ситуаций; структурировать текст учебника, выделять существенные признаки неолитической революции, оформлять результаты в опорную схему; формулировать и аргументировать собственное мнение по проблеме происхождения человека, участвовать в коллективном её обсуждении.
    Техническое обеспечение урока
    - компьютер 
    
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы):  
    История. Всеобщая история. Поурочные разработки. 10 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / М. Л. Несмелова, В. И. Уколова,  А. В. Ревякин. — М. : Просвещение, 2014.
    Раздаточный материал, БИД (банк исторических данных: имена, даты. словарь).
                                       Готовимся к ЕГЭ по обществознанию
    Понятие
    Исторические примеры
    
    Отличия человека от животного
    Человек современного вида появился на Земле от 100 до 40 тыс. лет назад. Существенными отличительными его чертами являются: прямохождение, отсутствие волосяного покрова, противопоставленный большой палец руки, больший по объёму и сложнее организованный мозг, членораздельная речь, способность к общению, совместной и целенаправленной деятельности
    Этнические общности: род, племя
    
     В первобытном обществе элементарной хозяйственной ячейкой была община, состоящая из разных родов (для регулирования брачных отношений)
    Религия
    Первыми формами религии были тотемизм, фетишизм, анимизм
    Революция
      Неолитическая революция как коренное изменение хозяйственной деятельности, социальных отношений, образа жизни и религиозных верований
    Паранаука
    Теория внешнего вмешательства: появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте люди считаются прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время
    
    
                                                                     
    Содержание
    1. Оргмомент.  Эпиграф: 
    Приход наш и уход загадочны – их цели
    Все мудрецы Земли осмыслить не сумели.
    Где круга этого начала, где конец,
    Откуда мы пришли, куда уйдем отсель
    Омар Хайям
    2. Мотивация. Постановка цели. 
    Справедливо ли высказывание Ф. Энгельса о том, что «труд сделал из обезьяны человека»? 
    Какие наиболее распространенные гипотезы о происхождении человека  вы знаете?
    3. Актуализация знаний. 
    1. Почему существуют различные точки зрения на происхождение человека?
    2. Где, по мнению современных учёных, возник человек современного вида?
        4. Изучение новой темы.
    Урок проводится в форме дискуссии.
    Вопросы дискуссии:
    1.Взаимоотношения  человека с природой принципиально отличаются от взаимоотношений с природой животных. 
    2. Какие органы главным образом изменялись у предков человека в процессе их эволюции
    3. В каком направлении изменялся образ жизни предков человека в процессе их эволюции? 
    4. В каком направлении происходило совершенствование орудий труда? 
    5. Как совершенствовались орудия труда предков человека в зависимости от изменения их анатомии и образа жизни? 
    6. В чём принципиальное отличие эволюции человека от эволюции животных? 
         Для подготовки к участию в дискуссии можно воспользоваться дополнительной                 литературой и ресурсами Интернета.
    Зубов А. А. Палеоантропологическая родословная человека. —М., 2004.
    Марков А. Эволюция человека. В 2 кн. Кн. 1. Обезьяны, кости и гены. — М., 2011.
    Шубин Н. Внутренняя рыба: История человеческого тела с древнейших времён до наших дней. — М., 2010.
    Портал проекта «Элементы» (http://elementy.ru) — на сайте представлены актуальные проблемы современной науки.
    Научно-просветительский портал Антропогенез.ру (http://antropogenez.ru/) — собрание научных материалов (статей, описаний и фотографий находок, карт и т. п.) по проблеме антропогенеза.
    Учащиеся делятся на три группы, каждая из которых изучает одну из предложенных ниже точек зрения на происхождение человека и подбирает аргументы, подтверждающие её. На уроке представители групп излагают свои аргументы и контраргументы к другим точкам зрения. 
    План урока.
    1. Происхождение человека. 
    2. Периодизация первобытности.   
    3. Древнейшие формы социальной и духовной жизни.
    4. Неолитическая революция.
         1. 1. Происхождение человека. 
                                           Материалы к дискуссии
    Основные теории антропогенеза 
    Эволюционная теория (научная). Является наиболее распространённой в современном научном сообществе. Она исходит из идеи о том, что человек произошёл от высших приматов — человекоподобных существ путём постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Эволюционисты оперируют разнообразным арсеналом доказательств: палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и т. д. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать её.
    Теория творения, или креационистская (религиозная). Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги. Данная теория возникла на заре человеческой истории, у древних народов. В разных философских, теологических учениях древности акт творения человека приписывался различным божествам.
    Теория  внешнего  вмешательства  (паранаучная). Согласно этой теории, появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте люди считаются прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время. Более сложные варианты предполагают скрещивание инопланетян с предками людей; порождение человека разумного методами генной инженерии; создание первых людей гомункулярным способом; управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума; эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.
    Мифы народов мира о происхождении человека
    Вавилонская мифология
    Египетская мифология
    Миф древних индийцев
    Миф древних китайцев
    Греческая мифология
    Миф народов Центральной Америки
    Миф индейцев Мексики
    Скандинавская мифология
                            В ходе урока учащиеся заполняют схему
    «Отличия человека современного вида (Homo sapiens sapiens) от животного (обезьяны)»
    
    Современный человек
    животное
    Биологические характеристики
    Прямохождение.
    Отсутствие волосяного
    покрова на теле
    Мозг больше по объёму и сложнее организован (больше извилин).
    Членораздельная речь
    Позвоночник  более тонкий, имеет изгибы, позволяющие  сохранять равновесие в вертикальном  положении
    Большой палец руки
    противопоставлен остальным 
     Стопа имеет свод
    Позвоночник  более тонкий, имеет изгибы, позволяющие  сохранять равновесие в вер-
    тикальном  положении
    
    социальные
    Способность  к  общению, совместному труду, целенаправленной
    деятельности  (сознательная постановка цели деятельности), не только
    приспособление к окружающей  среде,  но  и
    способность  создавать
    социокультурную среду
    
    
                                        
         
    Линии сравнения                 
    Предыстория       
                                                              История
    
    Период 
    4—3 млн лет назад
      — ру-
    беж IV—III тыс. до н. э.
    
    Рубеж IV—III тыс. до н. э. —
    настоящее время
    
    Содержание
    Формирование  человека как биологического вида
    с его психофизическими и
    социальными  характеристиками
    
    Возникновение  цивилизаций, т. е. государственности, письменности, осознания  обществом  своего прошлого
    
       
    2. Периодизация первобытности.  
    Задание.  1.  Какие науки изучают происхождение человека? 2. Какие факты используют современные учёные для обоснования вывода о том, что человечество, несмотря на существенные внешние различия (расовые и национальные), является биологически единым видом?
     Вопрос  для дискуссии: изменения в жизни людей  повлияли  на  становления человеческого общества, позволили выявить этапы каменного века.
    В ходе обсуждения делают записи.
    П а л е о л и т : выделение  человека  из животного состояния. Изготовление грубо обработанных каменных орудий (рубила, ножи, скребки, наконечники копий). Овладение огнём. Формирование основной ячейки общества — небольшой родовой общины. Зарождение человека как биологического  вида  и начало становления человеческого общества.   Распространение на Земле Homo sapiens sapiens. Появление  метательных орудий (дротики, гарпуны). Существование  небольших жилищ. Зарождение религии. Возникновение искусства (танец, музыка, наскальная живопись). Освоение новых материков — Америки и Австралии. Обеспечение  пропитанием  и  необходимыми средствами к жизни. Становление человека как духовного существа. Основные расы людей.
    Мезолит: появление микролитов — миниатюрных  каменных инструментов. Вероятное  приручение собаки как помощника в охоте. Расширение  возможностей охоты.
    Неолит: образование  соседской общины. Неолитическая революция. Усложнение  живописи.   Расширение  возможностей обеспечения пропитанием и средствами к жизни. Начало перехода к образованию государственности.
    3.Древнейшие формы социальной и духовной жизни.
      Задание. Определите, о какой форме первобытной религии идёт речь в описании Дж. Фрезера из книги «Золотая ветвь».
    1. Индейцы британской Колумбии питаются в основном рыбой, которой изобилуют их моря и реки. Если рыба не приходит в нужное время и наступает голод, шаман племени делает чучело рыбы и опускает его в воду в направлении, откуда обычно приходит рыба. Этот обряд, сопровождаемый молитвой, призван побудить рыбу незамедлительно появиться. (Магия.)
    2. Все первобытные народы соблюдают запрещение будить спящего: ведь душа его отсутствует и может не успеть возвратиться, и человек, если он проснётся без души, заболеет. Если разбудить спящего абсолютно необходимо, делать это следует постепенно, чтобы у души было время вернуться... (Анимизм.)
    3. Когда охотники, выехавшие на байдаре, находят стадо моржей, сидящих на льду, и байдара, ударяясь о мелкие льдины, производит шум, тогда человек, произносящий заклинание, говорит:«О, моржи! Я кладу ваши уши на широкую железную сковородку,
    чтобы вы не могли услышать шуршащего звука подъезжающей байдары». (Магия.)
    4. В Норвегии до конца ХVIII в. существовал обычай собирать круглые камни, которые каждый четверг вечером мыли, смазывали маслом перед огнём, клали на почётное место, а в определённые дни купали в пиве, чтобы они послали в дом счастье и довольство. (Фетишизм.)
    5. Когда на острове Ниас попадается в ловушку дикая свинья, животное извлекают из западни и натирают ему спину девятью упавшими листьями в уверенности, что как девять листьев упали с дерева, так девять других диких свиней попадут в западню. (Магия.)
    6. Однажды кто-то из аборигенов убил ворону. Три или четыре дня спустя умер человек по имени Лерри из клана вороны. Хворал он уже несколько дней, но умерщвление вороны ускорило его кончину. (Тотемизм.)
    7.  На двух экваториальных островах… где в полдень предметы очень мало или совсем не отбрасывают тени, жители придерживаются правила в полдень не выходить из дома. (Анимизм.)
    8. На молодом вожде — мальчике лет одиннадцати — была маска в виде волчьей головы. Члены каждого клана имеют обыкновение носить на себе какую-нибудь часть своего животного.(Тотемизм.)
    12. Дакоты поднимают с земли простые булыжники, раскрашивают их и приносят им жертвоприношения, называя дедами.(Фетишизм.)
     Работа с БИДом : анимизм, тотемизм,   фетишизм, магия 
    4. Неолитическая революция.
    Вопрос для дискуссии: изменения в хозяйственной жизни дали основание говорить о неолитической революции.
    Работа с БИДом: неолитическая революция, IX—IV тыс. до н. э.
    Самостоятельная работа. Задание. Выделенные в учебнике (параграф 5 ) признаки неолитической революции сгруппируйте по сферам жизни общества.
                                                         «Признаки»
    Экономическая
    сфера
    
    Социальная
    сфера
    
    Политическая сфера
    
    Духовная
    сфера
    
    Появление новых
    Многофункциональ
    Ных орудий труда из камня; переход к регулируемому возделыванию злаков и выращиванию животных; выделение ремесла; появление пахотного земледелия;
    изобретение и освоение
    сохи и плуга; выделение строительства как особой сферы хозяйственной деятельности;
    появление индивидуального (семейного) хозяйства и зачатков частной собственности
    Создание
    постоянных
    поселений,
    деревень,
    городищ —
    предшественников городов;
    переход к
    соседской
    общине;
    расслоение
    внутри общины;
    формирование
    крупных
    межобщинных
    объединений — племён
    Превращение
    управления
    в особую
    сферу труда;
    появление
    зачатков
    администра-
    ции, власти
    вождя;
    расширение
    военных
    столкнове-
    ний между
    племенами
    Усложнение
    и дифферен-
    циация ре-
    лигиозных
    верований;
    возникнове-
    ние племен-
    ных богов;
    формирова-
    ние полите-
    изма (мно-
    гобожия)
    
    
    
                                                     РЕЗУЛЬТАТЫ
    Возникло имущественное и социальное неравенство, выделилась особая группа знатных и богатых людей
     
    Вывод по теме. 
    V. Итоги урока. Рефлексия 
    Ответы на вопросы:
    Сегодня я узнал….
    Мне было особенно трудно…
    Мне было легко…
     VI. Закрепление. Заполнение таблицы стр. 23 к параграфу 2 
    VII. Д\З  Параграф 4-5, на выбор: мини сочинение на тему: «Человек – это высшая ступень эволюции или всего лишь высокоразвитое животное?», эссе«Моя точка зрения происхождения человека»,  презентация.
    
    
    
     

    Автор(ы): Хамидуллина А. Ш.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx