Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

36 Тридцатилетняя война и ее последствия (Хамидуллина А.Ш.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета    История 
    Класс  10
    УМК (название учебника, автор, год издания)
    -«Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных  учебных заведений. Н.В. Загладин, 2004.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) базовый
    Тема урока    Тридцатилетняя война и ее последствия.  
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы-   1
    Место урока в системе уроков по теме  Третий   урок  главы «Позднее Средневековье: Европа на рубеже Нового времени». 
    Тип урока: урок формирования новых умений.
    Урок по  кейс- технологии
    Цель урока:   раскрыть способ доказательства того,  что главным итогом тридцатилетней войны является Новое время, что внешняя политика государств Европы стала основываться на новых интересах.
    Задачи урока:
    - направить деятельность учащихся на работу по выяснению причин территориальных изменений в XVI-XVII веках;
    -используя различные источники: исторические карты, учебник уметь находить нужную информацию; 
    -способствовать формированию коммуникативных умений. 
    Планируемые результаты: ориентироваться в особенностях международных конфликтов XVII—XVIII вв., понимать значимость для современной цивилизации выработанных в ходе этих конфликтов принципов международного права; выявлять причины и последствия гегемонии Габсбургов в начале XVI в. для других европейских стран; устанавливать причинно-следственные связи Тридцатилетней войны, определять её итоги и значение для системы международных отношений; структурировать текст учебника, выделять в нём результаты европейских конфликтов XVII—XVIII вв., оформлять работу в виде таблицы; работать в группе, эффективно сотрудничать и взаимодействовать, анализировать условия и планировать пути достижения целей в процессе выполнения познавательных заданий по истории европейских конфликтов XVII в.; в процессе учебной ролевой игры принимать на себя определённые социальные и исторические роли, высказываться и действовать в соответствии с выбранной ролью; осуществлять расширенный поиск учебного материала о Тридцатилетней войне XVII в. с использованием ресурсов библиотек и Интернета, оформлять результаты работы в виде ответов на вопросы и слайдов электронной презентации.
    Техническое обеспечение урока
    - Презентация «Международные отношения в Европе в XVI-XVII веках»
    - Историческая карта «Европа на рубеже XVI-XVII веков»
    - Историческая карта «Вестфальский мир в Европе»
    - Атласы по истории Нового времени (у обучающихся)
    - Историческая карта «Тридцатилетняя война в Европе».
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы):  
    История. Всеобщая история. Поурочные разработки. 10 класс : пособие для учителей общеобразо-
    ват. организаций / М. Л. Несмелова, В. И. Уколова,  А. В. Ревякин. — М. : Просвещение, 2014.
    Раздаточный материал, БИД (банк исторических данных).
    
    Готовимся к ЕГЭ по обществознанию
    
    Понятие
    Исторические примеры
    Социальный конфликт
    Проявлениями  социальных  конфликтов  в XVII—XVIII вв. являются многочисленные войны в Европе, которые велись по религиозным и территориальным причинам. В результате разрешения такого крупного конфликта, как Тридцатилетняя война, в Европе установился баланс сил, или «европейское равновесие»
    
    
                                              Ход урока:
    I. Оргмомент.
    II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
    Работа по карте « Карта Европы в начале XVI века».
    Посмотрите, пожалуйста, на две исторических карты: «Карта Европы в начале XVI века» и «Карта Европы в середине XVII века». Эти две карты показывают развитие Европы на протяжении полутора столетий.  Какие  изменения произошли?  
    На картах заметны территориальные изменения государств.
    Что послужило причиной таких изменений?
     Войны между государствами, переход территорий от одних государств к другим, возникновение новых государств. 
     Какова цель нашего сегодняшнего урока? 
    Обучающиеся формулируют цель: доказать,  что  внешняя политика государств Европы стала основываться на новых интересах, что главным итогом тридцатилетней войны является установление «европейского  равновесия».
    Ш. Усвоение новых знаний и умений.
    План:
    1. Причины обострения международных отношений в XVI-XVII веках.
    2. Тридцатилетняя война (1618-1648).
    3. Вестфальский мир 1648 года
    1.Причины обострения международных отношений в XVI-XVII веках.
    Мы с вами уже изучили историю отдельных государств в XVI веке, рассмотрели некоторые стороны их взаимодействия. И, возвращаясь, к главному нашему вопросу, вернее, к вашему ответу на причины изменения карты Европы, нам предстоит ответить на вопрос, почему же возникали войны в XVI-XVII веках.  
    Работа в группах с текстом учебника, презентацией, картой,  атласом, ресурсом Интернета.
    По окончании делаются записи в тетрадях:
            причины международных конфликтов XVI-XVII веков:
    1.создание крупных национальных государств (Франция, Испания, Англия);
    2.противоречия в торговле, «торговые войны» (Англия-Испания, Франция-Испания, Франция-Англия);
    3.религиозный вопрос: католичество (Габсбургская империя, Франция) – протестантизм (Англия, Дания, Швеция, Германские княжества);
    4.создание новых государств (Нидерланды);
    5.  гегемония Габсбургов: колонии в Америке - источник огромных богатств; император - старший по отношению к другим монархам; объединение  нескольких крупных монархий; опасения европейских монархов (Франция окружена владениями Габсбургов). 
    Итак, причинами территориальных изменений в Европе в XVI-XVII веках стали войны европейских государств по ряду причин, в том числе и религиозным, и  как проявления  социальных  конфликтов. 
    2. Тридцатилетняя война (1618-1648).
    Работа учащихся в группах с информацией: учебник, презентация, карта, атлас, документ « Мирный договор императорско-французского,или Мюнстерского» ( 24 октября 1648 г.), ресурсы Интернета  (наличие ноутбуков, планшетов и др.) с выходом в Интернет.
    Крупной войной в Европе стала Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.). 
    Работа с БИДом
    Каждая группа задает вопрос другой группе и сама тоже получает вопрос от нее. Поиск ответов с использованием различных источников. В результате на основе ответов учащихся выстраивается целостный рассказ о Тридцатилетней войне.
    Оформление таблицы 
    Запись в тетради:
    Тридцатилетняя война (1618-1648)
    Таблица: Тридцатилетняя война
    Дата                     Событие                                Результат
    1618г.              Восстание в Чехии.                     Складывание союзов, начало войны.
    1620г.              Битва у Белой горы.                    Католики воюют в Германии.
    1630г.           Вступление в войну Швеции.       Высадка швецкого десанта в Германии.
    1632г.                     Битва у г. Лютцен.                Победа Швеции.
    1634г.             Вступление в войну Фрацнии, Нидерландов.   Незначительные бои,
                                                                                  мародерство, народное сопротивление.
    1648г.              Заключение Вестфальского мира.     Окончание войны.
    Работа по карте: изменения в размерах государств (территориальные изменения).
    
    3.Конспект. На основе пункта «Вестфальский мир 1648 г.», информации компьютерной составить конспект по следующим позициям: перечисление условий мира; решение религиозных вопросов; территориальные изменения; отношения между германскими князьями и императором; отношения между государствами Европы; значение Вестфальского мира в развитии международного права.
    Вестфальский мир 1648г.
    Страна                            Территория
    Швеция                             Бремен, Западная Померания.
    Франция                           Эльзас, Лотарингия  
    Бранденбург                     Мангдебург, Восточная Померания.
    Саксония                                  Лужицы.
    Бавария                                Верхний Пфальц.
    Брауншвейг                           Оснабрюк.
    Гессен                                    Херсфельд.
    Нидерланды                       Получили независимость.
    Швейцария                            Получила независимость.
    Европейские государства в международных
    отношениях XVII в.
    Страна
    Международные	конфликты
    Результаты
    Монархия
    Габсбургов
    
    Тридцатилетняя
    война
    
    Ослабление  могущества  Габсбургов; увеличение территорий некоторых протестантских государств за счёт конфискации земель у католической церкви; сохранение принципов отношений между германскими князьями  и  императором,  расширение самостоятельности князей (во внешней политике); провозглашение принципа веротерпимости
    Швеция
    Тридцатилетняя война
    
    Приобретение обширных земель в устьях Одера и Эльбы
    Франция
    Тридцатилетняя война
    Расширение  владений  на  левом берегу Рейна: получение прав на крепости Мец, Туль и Верден в Лотарингии; присоединение земель в Эльзасе
    Россия
    Помощь Швеции в Тридцатилетней войне
    Увеличение влияния в международных делах, экономия сил и ресурсов
    	Вывод записывается в тетрадь:
    Укрепили свои позиции и стали главными странами Европы Франция и Швеция, а также укрепили положения некоторые германские государства. 
       Первая общеевропейская война, началась как религиозное столкновение,  но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе. 
    Внешняя политика государств Европы стала основываться на новых интересах, главный итог тридцатилетней войны является Новое время. В результате разрешения такого крупного конфликта, как Тридцатилетняя война, в Европе установился баланс сил, или «европейское равновесие».
    IV.Закрепление.  Вопросы 5,6 стр 213
    VI. Рефлексия.
       ПОПС – формула: этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения ученика.   Предлагается выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому что…». Подтверждается эта мысль словами  «Я могу это подтвердить…». И, делается вывод: «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить.
    П – позиция              Я считаю, что… 
    О – обоснование      Потому, что… 
    П – пример               Например, … 
    С – следствие           Поэтому… 
    5. Домашнее задание  §27, вопросы,  на выбор: подготовить  сообщение о лидере Тридцатилетней войны, электронную презентацию о Тридцатилетней войне XVII в .
    
    Приложение 1
    Отрывок из Мирного договора императорско-французского,или Мюнстерского.
     24 октября 1648 г. (по итогам Тридцатилетней войны)
    Статья 69. Для вящего укрепления мира и дружбы между императором и христианнейшим королём и лучшего обеспечения общественной безопасности с согласия совета и воли курфюрстов, князей и чинов империи для блага мира решено...
    Статья 70. Французскому королевству уступается епископство Метц, Туль и Верден...
    Статья 73. Император за себя и за весь светлейший Австрийский дом и империю отказывается от всех прав собственности, власти, обладания и права на суд, какие до сих пор принадлежали ему, империи и Австрийскому дому в городе Брейзах, ландграфстве Верхнего и Нижнего Эльзаса…
    
    
     

    Автор(ы): Хамидуллина А. Ш.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку