Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

23 Культура и быт в XIV-XV вв. (Лемешкина Е.А.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: история 
    Класс: 10.
    УМК: История России с древнейших времен до конца XIX века». 10 класс. 2Ч., А.Н. Сахаров, Русское слово, 2007 г.
    Тема урока: Культура и быт в XIV-XVвв.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 23
    Цели урока: углубить знания, умения и навыки учащихся по теме «Культура и быт в XIV - XV веках».
    Задачи: Образовательные: сформировать представление у учащихся об особенностях русской культуры изучаемого периода;
    - охарактеризовать главные достижения русской культуры в данный период;
    - показать отражение патриотических чувств людей в произведениях литературы, искусства данного периода;
    -обратить внимание учащихся, на то, что с возрождением и подъемом Руси развивалась и русская культура, отражая все перемены в жизни государства.
    Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы подбора материала на заданную тему;
    способствовать развитию у учащихся познавательного интереса к достижениям культуры народа России, творческих способностей учащихся. 
    Воспитательная: формировать у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре.
    .
    Планируемые результаты: знать особенности культуры и быта конца 14 – 15в.
    Тип урока: изучение нового материала.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, экран, проектор, карта.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1.http://www. prosv.ry- сайт издательства «Просвещение»
    Содержание урока:
    I. Организация начала урока.
    - приветствие
    - проверка присутствующих учеников на уроке. 
    Проверить готовность сообщений и слайдов.
    II. Целеполагания.
    Учитель:  Главной задачей сегодняшнего урока будет ответить на вопрос: Каковы особенности русской культуры в 14 - 15 вв.? Но сначала, давайте вспомним события сопровождающие этот период?
    Ученики: раздробленность, усобицы, монгольская зависимость, вторжение крестоносцев, победа Дмитрия Донского на Куликовом поле, укрепление положения Москвы как центра, стремление к единству, национальный подъем жителей Руси, образование единого государства - России при Иване III.
    Учитель: Все эти события, отразились на развитии, русской культуры в 14 - 15 вв.
    IV. Первичное восприятие и усвоения нового материала.
    1)Фольклор.
    Учащийся заранее подготовил сообщение и слайд.
    Ответ учащегося.
    Учитель:  В 14-15 веках русский народ вел борьбу за единство Руси, за освобождение от монгольской зависимости. В это трудное время шло дальнейшее формирование русской национальной культуры. Что и отразилось в устном народном творчестве. Многие народные поэтические произведения на эту тему, вошли в переработанном виде в письменную литературу.
    2) Литература.
    Учитель: Переходим к следующему пункту нашего сегодняшнего урока - «Литература» . 
     О развитии литературы в данный период нам расскажут учащиеся, которые работали в этом направлении.
    Доклад учащихся.
    Учитель: Со второй половины 14 века в русских землях наметился общий подъем, начало восстанавливаться хозяйство. Благодаря хозяйственному подъему увеличить потребности в деловых записях. В 14 веке началось использование бумаги вместо дорогого пергамента. Рост потребностей в записях, появление бумаги повлекло за собой ускорение письма. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью и торжественностью, приходят полууставы - более беглое и свободное письмо, а с 15 века - скоропись, близкая современному письму. Огромную роль в развитии культуры Руси в эту эпоху сыграли великие духовные пастыри Алексий и преподобный Сергий Радонежский. Более 40 монастырей было основано этими сподвижниками и их учениками. Монастыри стали центрами духовного возрождения России.
    3) Зодчество
    Учитель: Приглашаю следующих учащихся.
    Презентация учащихся.
    Учитель: Трудно до конца представить урон, который нанесло монгольское завоевание
    русской земле, и без того ослабленной усобицами. Города были сожжены дотла или
    разграблены, памятники искусства уничтожены, художники, ремесленники убиты или уведены
    в плен. 
    Возрождение городов, оживление торговли начинается в середине 14 века. Необходимость обороны объединяло русские силы, способствовало объединению русских земель, ускоряло процесс образования русского государства и формирование русской народности. В этом процессе главенствующее место безраздельно перешло к Москве. Разгром Византии усилило значение Московской Руси как центра православия. И тем самым происходит освобождение от Византийского влияния на русскую культуру. 
    4 ).Живопись
     Ответ учащихся, сопровождается показом слайдов.
    Учитель: В конце 14 - начале 15 века в Москве складывается русская национальная школа живописи.
    В живописи данного периода как мы сейчас увидели отражались идеи единства, гуманности.
    
    5) Быт
    Учитель:  Мы переходим к последнему пункту нашего сегодняшнего урока - «быт».
    Доклад учащихся.
     IV. Применения знаний в условиях выполнения заданий, практикумов. 
    Учитель: Монгольское  завоевание затормозило культурное развитие русских земель. Однако уже в 14 веке наблюдается новый подъем в связи с их объединением вокруг Москвы. В 13 - 15 веках происходил процесс складывания великорусской народности. В области русской культуры отчетливо обнаружилось слияние местных художественных школ в общерусскую культуру. 
    	Какие выводы мы можем сделать на основании данных сведений?
    Ответы учащихся.
    V.Рефлексия 
    Заполняем таблицу: В графу «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке. В графу «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным. В графу «интересно»- все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме.
    Плюс
    Минус
    Интересно
    
    
    
    
    VI. Домашнее задание
    §19 вопросы 1, 6, 9. 
    
    
     

    Автор(ы): Лемешкина Е. А.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx