Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

21 Иван III – государь всея Руси. Русь между Востоком и Западом (Лемешкина Е.А.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: история 
    Класс: 10.
    УМК: История России с древнейших времен до конца XIX века». 10 класс. 2Ч., А.Н. Сахаров, Русское слово, 2007 г.
    Тема урока: Иван III – государь всея Руси.  Русь между   Востоком и Западом 
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 21
    Цели урока: обеспечить условия для совершенствования умения давать оценку деятельности исторической личности Ивана III, способствующей формированию его как государя всея Руси. 
    Задачи:Образовательные: раскрыть основные направления политики Московского княжества во времена Ивана III;
    сформировать представление о личности государя и о его роли в процессе образования Российского государства.
    Развивающие: развивать умения глубокого проникновения в суть исторических событий и явлений, а так же анализа исторических источников;
    вырабатывать самостоятельность оценочных суждений.
    Воспитательная: показать личность и деятельность Ивана III, как значительное явление в процессе образования Российского государства; 
    способствовать формированию патриотических чувств учеников при обсуждении вопросов, связанных с образованием Российского государства.
    Планируемые результаты: - систематизировать исторический материал по изученному периоду;
    - дать характеристику Ивана III.
    Тип урока: комбинированный.
    Техническое обеспечение урока: презентация по теме, компьютер, экран, проектор, карта, раздаточный материал.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1.http://www. prosv.ry- сайт издательства «Просвещение»
    Содержание урока:
    I.Организационный момент 
    Учитель: Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу.
    II. Актуализация знаний.
    Проверка задания: Смоделируйть ситуацию: по какому пути пошло бы развитие русских земель в случае победы противников Василия II?
    III.Целеполагания.
    Учитель: Сегодня нам предстоит рассмотреть одну из многих важных страниц  истории нашего Отечества. Речь пойдет о временах правления Ивана III.
    Для  обсуждения нашей темы мы сегодня будем работать в группах. Каждая группа будет заниматься изучением своей темы.
    1 группа - Пути  становления единого государства.
    2группа - Отношения русского  государства с Ордой.
    III. Изучение нового материала
    Учитель: проблемные  вопросы:
    1 группа: Какие изменения произошли в Московском государстве во время правления Ивана III ?
    2 группа: Как сложились отношения государства с Ордой?
    Вопросы к 1 группе: 
    1.Как изменилась политическая карта Северо – Восточной  и Северо - Западной Руси за годы правления Ивана III?  (Работа с картой) 
    2.Какими путями были присоединены  территории, ставшие единым государством?
    3.Скажите,  каким путем было присоединено Новгородское княжество?
    Вопросы ко 2 группе:
    1.Охарактеризуйте состояние Орды в середине XV века.
    2.Что способствовало разрыву  Ивана III с Ордой?
    Группы занимаются поиском ответов на вопросы.
    Ответы 1 группы.
    Учитель: Подведем итог: объясните значение создания единого Русского государства.     
      Группа 1 с учителем: Значение этого в том, что завершилось объединение русских земель, сложилась единая территория государства, сильная держава начала борьбу за воссоединение всех восточнославянских земель.  
    Учитель: Мы переходим к следующей проблеме - отношения между русским государством  и Ордой.
    Ответы 2 группы.
    Учитель: Дайте историческую оценку событиям на реке Угре в 1480 г.?        интересный факт, здесь было первое применение  русскими огнестрельного оружия в полевых условиях: пушки и пищали.
    Сколько времени продолжалось монгольская зависимость?
    Ответы групп. 
    Учитель:  И так мы проанализировали  несколько проблем, но после создания единого государства происходит формирование новой системы управления страной. Изучение этого вопроса мы осуществим путем заполнения кластера.
    Самостоятельная работа учащихся в парах по заполнению кластера  с использованием учебника (стр. 233-234). 
    Обсуждение  кластера.
    Учитель: создание централизованного управления страной было завершено принятием первого кодекса законов. Им стал «Судебник» принятый в 1497 году. Он содержал 98 статей. Хотелось бы отметить, что в Европе к этому времени начинается процесс освобождения крестьянства от всевластия феодалов.
     Учитель: Какими мерами Судебник 1497 года обеспечивал прикрепление крестьян к земле феодала? Индивидуальная работа учащихся. 
    Обсуждение учащихся с учителем и записи в тетрадь.
    1.Судебник закрепил единое устройство и управление в  государстве. 
    2.Ограничил привилегии бояр, церковных иерархов, монастырей в судебных и податных делах.
    3.Изменяется система комплектования войска: вместо дружин создаётся единая военная организация - московское войско, основу которого составляют дворяне-помещики. Они по требованию князя должны являться на службу с вооружёнными людьми из своих холопов или крестьян, в зависимости от величины поместья ( «конно, людно и оружно»).
    Учитель: Необходимо сказать и о государственных символах власти. Появляется титул – царь.     Гербом государства провозглашен  двуглавый  орел.     Что символизирует герб?
    Ответы учащихся. 
    Учитель:  Символами великокняжеской власти стали  скипетр - первоначально - это булава, ударное оружие, символ защиты суверенитета. Держава - (в виде шара) - символ единства, целостности государства. 
    Шапка Мономаха  - играет роль короны для венчания на царство.  Бармы (оплечья) - под Бармами обыкновенно разумеют оплечья, принадлежащие к украшениям княжеского или царского наряда.  Первое летописное известие о них встречается под 1216 г., где сказано что "облечье", шитое золотом, носится всеми князьями.
    Был введен пышный придворный церемониал. Целование руки царю.
    Учитель: Еще одно важное событие произошло при Иване III.   
    1448 г. – собором русских епископов, независимо от константинопольского патриарха, митрополитом был поставлен Иона (русская церковь становится автокефальной) Москва была объявлена -  Третьим  Римом.
    V. Применения знаний в условиях выполнения заданий, практикумов. Учитель:   Для подведения  итога урока используем прием Фишбоу
    Ученики заполняют  схему на листе контроля, групповая работа.     
      VI. Рефлексия.
    Учитель: Вот подошел к концу наш урок. Предлагаю вам изобразить итог нашего урока. 
    Напротив каждого пункта в плане урока поставьте знак 
    ?- синим цветом, там, где остались вопросы по теме
    !- красным цветом, там, где все 
    Ученики отмечают в списке. 
    Вопросы по теме:
    1. Пути объединения русского государства.
    2. Отношение с Ордой к концу XV века.
    3. Система управления государством.
    4. Судебник 1497г.
    5. Государственные символы власти.
    6. Москва - третий Рим.  
    VII. Домашнее задание
    §17. Вопросы 1-4
    Подготовить презентацию по теме «Культура и быт в XIV - XV веках»
    
     

    Автор(ы): Лемешкина Е. А.

    Скачать: История 10кл - Конспект.doc