Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

44 Реформы Петра I (Латыпов Э.Р.)

Текст урока

  • Конспект

     
    Название предмета: история
    Класс: 10 
    УМК: Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных  учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004.
    Уровень обучения: базовый
    
    Тема урока:  Реформы Петра I
    
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 часа
    
    Место урока в системе уроков по теме: раздел «Эпоха Петра I»
    
    Цель урока: осветить модернизацию государственной системы России
    
    Задачи урока:
    - выяснить причины петровских преобразований
    - развивать умение составлять таблицы, работать с учебником, сравнивать, анализировать, делать выводы.
    -воспитывать уважение к истории Отечества.
    Планируемые результаты:
    Личностные  - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,  развитие толерантности  как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другой культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
    Метапредметные -  развитие навыков использования  различных источников  информации, способности  решать творческие задачи, умения работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами
    Предметные - способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России
    
    
    Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карта «Российское государство в первой половине XVIII в.»; CD «Энциклопедия истории России. 862-1917 гг.»; CD «История России и ее ближайших соседей», таблица «Табель о рангах».
    
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:  тесты
    Тип урока: семинар
                                                              Ход урока:
    I. Оргмомент
    II. Проверка домашнего задания
    1.Тестирование учащихся по §1 «Начало правления Петра 1»
    
    
    Индивидуальные карточки с тестовыми заданиями.
    
    1. Стрелецкий бунт был поднят:
    а) Милославскими, б) Нарышкиными, в) Хованскими, г) Романовыми.
    2. Правление Софьи запомнилось:
    а) Крымскими походами 1687, 1689 гг.; б) заключением «вечного мира» с Польшей в 1686 г., в) стрелецким бунтом 1682 г., г) всеми перечисленными событиями.
    3. Петр стал единовластным правителем  в:
    а) 1692, б) 1682, в) 1689, г) 1699.
    4. Кто не входил в ближайшее окружение Петра:
    а) А.Д.Меншиков,  б) Ф. Лефорт, в) П. Гордон, г) Н.М. Зотов, д) Ф.Л. Шакловитый
    5.  Петр в селе Преображенском создал полки, которые назывались:
    а) потешными, б) ополченскими, в) гвардейскими, г) нового строя.
    6.  Великое посольство направилось в Европу в:
    а) 1672, б) 1682, в) 1689, г) 1697.
      
    
    III. Изучение нового материала. 
    
    1 Вступительное слово. Петровские преобразования 
    Проблема   Вспомните, какое событие определило порядок и ход петровских реформ. Они вспоминают, что именно Северная война стала стержнем петровских преобразований. Учитель отмечает, что у реформ были более глубокие предпосылки. 
    2. Объяснение учителя.
    
    Намеченный план петровских преобразований охватывал все сферы государственного устройства страны – экономику и хозяйство, военные вопросы, управление государством и церковью. Административная реформа, как важнейшая среди других, имела подготовительную цель - создать общие условия успешного исполнения остальных реформ.
    
    	3. Самостоятельный анализ текста и составление тезисного плана к нему. (работа в группах)
    
          А)Хронологическое расположение реформ, проведенных Петром 1
    
    Б) Военная реформа. Рекрутчина
    
     В) Губернская реформа 1708-1710.
    
    Г) Дворянство. Указ о единонаследии. 23 марта 1714 г.
    
          
    Д) Мануфактура и торговля. Принятие Таможенного тарифа 1724 г.
    
    
    Е)Государственный строй: Сенат. Коллегии
    
    
    4.Работа по схеме
    Система центрального управления при Петре I (схема)
    
     
     
    5. Просмотр видеоматериала (5 мин.)  Документальный фильм Л. Парфенова «Русские императоры». 1 серия. Фрагмент. «Военная реформа. Гражданский шрифт». 
    IV. Закрепление нового материала
    Обсуждение хода реформ (дискуссия)
       
        Переходя к рассмотрению реформ в разных сферах жизнедеятельности общества, учитель делит учащихся на группы, каждая из которых будет работать над отдельным направлением реформаторской деятельности Петра I. При наличии соответствующего оборудования группы при работе над заданиями могут использовать материалы предложенных CD по истории России, сайтов Интернета.
    
          Вопросы и задание группе 1: 1. Чем можно объяснить мероприятия Петра I в области экономического развития? 2. Охарактеризуйте этапы промышленной политики Петра I . 3. Какие изменения произошли в сельском хозяйстве и торговле в изучаемый период? 
    Для работы эта группа может использовать фрагменты документов после § 2. 
          
         Вопросы и задания группе 2: 1. Выявите основные тенденции развития политического строя России в первой четверти XVIII в. 2. Составьте схему государственного управления при Петре Великом. 3. Почему была создана Табель о рангах? Какую роль она сыграла в успехе петровских преобразований?
      Задания группе 3: 1. Охарактеризуйте преобразования Петра Великого в армии и на флоте. 2. Проследите этапы военных преобразований Петра I. Свой ответ оформить в виде таблицы.           
    Задания группе 4: 1. Проследите воздействие реформ Петра на изменение социального статуса, образа жизни различных социальных групп. Свой ответ представьте в виде сравнительного анализа.
    Далее учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: в каких сферах жизни общества реформы Петра оказались наиболее результативными? Согласны ли вы с выводами, что реформы Петра: были вынужденными; остались незавершенными, так как у государства не было сил менять общество целиком? 
    V. Итог урока.
    Подводя итоги урока, учитель обращает внимание учащихся на особенности реформ:
      1) проводились по европейскому образцу; 
      2) имели жесткий курс и быстрый темп; 
      3) отсутствовала система в их проведении; 
      4) проходили на базе государственной системы крепостного права; 
      5) охватили все сферы деятельности и жизни общества; 
      6) зависели от внешней политики. 
    VI. Рефлексия 
    Составить синквейн о Владимире Мономахе
    
     
    
    VII. Домашнее задание: 
    §2, заполнить таблицу с. 23. (Работа  учащихся по заполнению таблиц: перечислить, что Петр I резко изменил в жизни России и что он не тронул. 
        Свои выводы записать в таблицу. Написать эссе на тему «Петр I и современность». Индивидуальное задание : составить аннотацию к одной из прочитанных книг о Петре I, о его эпохе.
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Латыпов Э. Р.

    Скачать: История 10кл - Конспект.doc

Задания к уроку