Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

35 Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича

Текст урока

  • Конспект (Теняков О.Я)

     История.
    10 класс.
    УМК – А.Н. Сахаров, А.Н Боханов. История России. XVII- XIXвека. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2004 (ч.2).
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока:  Внутренняя  и внешняя политика Алексея Михайловича.
    Часы отведенные на изучение темы:1.
    Место урока в системе уроков по теме:4.                                                                                                           Тип урока: комбинированный.
     Цель: дать характеристику внутренней и внешней политике царя Алексея Михайловича, сформировать представление о при­чинах проблем образованный между церковью и государством, раскрыть причины церковного раскола.
    Задачи: 
    Повторить и обобщить материал предыдущих уроков, выделить главные проблемы истории ХVII века.
    Продолжить формирование учебно-логических умений обобщать, анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать исторические личности, события, явления общественной жизни.
    Способствовать воспитанию уважения учащихся к прошлому нашей страны.
    Совершенствовать коммуникативные навыки. Способствовать    формированию навыков конструктивного сотрудничества и общения в процессе решения продуктивных и творческих задач.
    Планируемые результаты: предметные- формировать понятийный аппарат, уметь применять исторические знания для характеристики народных восстаний, понимать их причины и значение; метапредметные- умение читать историческую карту и использовать ее как исторический источник, представлять текстовую информацию в табличной форме, выявлять общие черты и различия путем сравнительного анализа; личностные- приобретать опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого.
      Оборудование:  карта «Россия в конце XVI –начале XVII в.»,  мультимедийный проектор, презентация,  учебник А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов «История России XVII-XIXвека.
      План урока
         1.Проверка домашнего задания.                                                                                                                                                                                                                                 2. Церковь и государство.                                                                                                                                                                     3. Укрепление самодержавия.                                                                                                                                                                  4. Внешняя политика государства.                                                                                                                                                 5. Закрепление. 
    Этапы   урока.
    1.Организационный момент.
    2. Постановка цели и задач урока. 
    3. Актуализация знаний.
    4.Изучение нового материала. 
    5. Закрепление. 
    6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
    7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.                                                               8. Подведение итогов урока.
          Хорд урока.
    1. Организационный момент.
    2. Постановка целей и задач. 
    Вступительное слово учителя:                                                      
        Цель нашего урока – охарактеризовать историческую эпоху Алексея Михайловича и рассмотреть внешнюю и внутреннюю  политику, проводимую в годы его  правления.           
    Перед классом ставятся задачи:                                                                 
    1.     Разобрать церковный раскол XVII - века                                                       
    2.     Определить хронологические рамки  и выделить этапы национально – освободительной борьбы Украинского и Белорусского народа.
    3. Актуализация знаний  (сл.-1-4) .Устные ответы на вопросы.                                                                                                                                                                                                                             4. Изучение нового материала.   (сл.-4-6)    
    1) Внутренняя политика.                                          
                       В XVII- веке происходили изменения, которые были направлены на усиление власти православной церкви в объединение её с украинской церковью. Поводом к церковным преобразованием явилась необходимость исправления богослужебных книг. Одни церковные служители считали, что за основу надо брать решения Стоглавого Собора 1551 года/ который провозгласил незыблемость древнерусских обрядов.
                      Другие служители церкви считали, что за основу надо брать греческие оригиналы, с которых делались русские переводы богослужебных книг.
    Конец 40-х годов – XVII века создаётся кружок « Ревнителей древнего благочестия».
    Цель кружка – разработка церковной реформы в основу которой были положены греческие образцы.
     (Самостоятельная  индивидуальная работа с текстом учебника стр.,-70-72 по плану представленному ниже).
        Учащиеся конспектируют основные положения церковного раскола, по плану: 
    1. Суть церковной реформы.
    2. Ее инициатор.
    3. Причина церковного раскола.
    4. Цель реформ Никона.
    5. Последствия раскола.
    4.1 Первичная проверка понимания, выполнения задания. (Проверка конспектов. Один из учащихся зачитывает полученную информацию. Другие дополняют при необходимости).
    2) Внешняя политика (сл-7-8). Раскрывается учителем
    Доклад ученика: «Состояние российской армии 17 века».
    Учитель указывает направление внешней политики. При помощи презентации раскрывается западное направление.(сл.-7)
                      В 1569 году по Люблинской Унии Польша и Литва объединяются в государство Речь Посполитая. Украина и Белоруссия входят  в состав этого государства и испытывают три формы гнёта:
    - крепостнический, национальный, религиозный. В 40 – 50 годы XVII – века центром борьбы становится Запорожская Сечь.
    Доклад ученика: «О Богдане Хмельницком и национально- освободительной борьбе украинского и белорусского народа».
                      В 1653году по решению Земского собора принимается решение о принятие в состав России Украины. Переяславская рада в 1654 году принимает решение о воссоединении Украины с Россией.
                      Русско – Польская вона – 1654 – 1667 года.
    Итоги войны:
    1667 год – подписание Андрусовского мира по которому России отошли Смоленские и Черниговские земли, утерянные Россией в период смутного времени, левобережная Украина и Киев на правом берегу.
     
    5.Закрепление. 
    Закончи предложение: «Реформы Никона дали…», « Присоединение Левобережной Украины имело…»
    - Какие изменения в жизни страны в период правления Алексея Михайловича говорят об укреплении царской власти?
    6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
    7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.   
        Параграф № 7, вопросы и задания в учебнике стр.-82, вопрос №8 письменно                                                         8. Подведение итогов урока.
    Дополнительный материал к уроку.
    Приложение 1
    1. « Алексей Михайлович такой государь, какого бы желали иметь все христианские народы, но не имеют многие» (Ретенфельс).
    2. «добрейший и мудрейший государь» (Коллинз)
    3. «царь одарен необыкновенными талантами, имеет прекрасные качества и украшен редкими добродетелями…он покорил себе сердца всех своих подданных, которые столько любят его, сколько и благоговеют перед ним» (Лизек)
    4. «при неограниченной власти своей в рабском обществе, царь Алексей не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь» (Майерберг) ( Пресняков А.Е. Российские самодержцы. М., 1990)
    5. « 13 июля 1645 г. русским царем стал старший сын Михаила Федоровича царевич Алексей. Он был одним из самых образованных людей своего времени. Он сам писал и редактировал многие указы. И первым из русских царей стал собственноручно их подписывать. Он составил «Уложение сокольничья пути», пробовал писать воспоминания о польской войне. Кроткий и религиозный, новый царь был чрезвычайно любим в народе, за что и получил прозвище «Тишайший»…(С. 73).
    Василий Осипович Ключевский о царе Алексее Михайловиче:
    6. « Царь Алексей…чтобы не выбирать между стариной и новшествами… не разрывал с первой и не отворачивался от последних. Привычки, родственные и другие отношения привязывали его к стародумам; нужды государства, отзывчивость на все хорошее, личное сочувствие тянули его на сторону умных и энергичных людей, которые во имя народного блага хотели вести дела не по-старому. 
    Царь и не мешал этим новаторам, даже поддерживал их, но только до первого раздумья, до первого энергичного возражения со стороны стародумов. Увлекаемый новыми веяниями, царь во многом отступил от старозаветного порядка жизни, ездил в немецкой карете, брал с собой жену на охоту, водил ее и детей на иноземную потеху, комедийные действа» с музыкой и танцами, поил допьяна вельмож и духовника на вечерних пирушках, причем немчин в трубы трубил и в органы играл; дал детям учителя, западнорусского ученого монаха (Симеона Полоцкого), который повел преподавание дальше Часослова, Псалтыря и Октоиха, учил царевичей латинскому и польскому.
    Но царь Алексей не мог стать во главе нового движения и дать ему определенное направление, отыскать нужных для этого людей, указать им пути и приемы действия. Он был не прочь срывать цветки иноземной культуры, но не хотел марать рук в черной работе ее посева на русской почве» (Ключевский В.О. Сочинения: в 9 т. Т.3, с.309)
    7. «По природе своей, слишком мягкий, Алексей Михайлович не мог уступить большого влияния окружающим его людям…Излишняя доверчивость к людям недостойным; власть, им уступленная, проистекали от слабости характера, а не то недостатка понимания людей. Но мягкость природы царя Алексея Михайловича никак не уменьшала значения власти великого государя. Алексей Михайлович имел такое же возвышенное понятие о своих правах как и Иоанн IV: « Бог благословил и предал на государю править и рассуждать люди своя на востоке и на западе и на юге и на севере вправду»…
    Не имея сил действовать прямо и открыто, Алексей Михайлович, как и все люди его характера, уходит, прячется, распоряжается тайком, чтобы избежать сопротивлений, неудовольствий; он заводит свой собственный приказ, приказ Тайных дел, из которого посылает бумаги, собственноручные письма, наказы, о содержании которых никто не должен знать кроме получающего. …
    ( Соловьев С.М. Об истории Древней России. Т.12, гл. 5.- М.: Просвещение, 1993.)
    Приложение 2
    
    Современный историк В.Я.Хуторской пишет:
    «Перед патриархом стояли … чисто практические задачи. Россия была единственным независимым православным государством. Покровительства царя стали искать другие православные народы: греки, сербы, украинцы, белорусы, грузины. С русской помощью они хотели освободиться от иноземного гнета. У Москвы появился шанс объединить весь православный мир. А Никон вознамерился стать его духовным главой. Национально-обрядовые различия могли помешать достижению этой цели. Недолго думая патриарх распорядился исправить русские церковные книги и обряды по греческому образцу…
    Светская власть санкционировала религиозные преобразования. Реформа отвечала политическим интересам России. То, что она началась в тот год, когда было принято решение о воссоединении с Украиной, не являлось простым совпадением» (Н. И. Ворожейкина. Дидактические материалы по истории России с древнейших времен до конца XVIII в.: 6-7 кл.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,2003, с.59-60)
    Отрывок из произведения протопопа Аввакума
    « Стойте твердо в вере и незыблемо, страха же человеческого не убойтесь, не ужасайтесь, Господа же Бога нашего святите в сердцах ваших.
    Когда же был патриархом злой змей (Никон), и начал казнить правоверие, повелевая тремя перстами креститься, а пост великий в церкви в пояс творить поклоны. Мы же, со отцы и братиею, не умолчав, начали обличать еретика.
    А все то кобель борзой Никон, враг, умыслил, будто живые писать (иконы), устраивает все по-фряжескому, то есть по-немецкому.
    Святые образа изменили и все церковные уставы и поступки: да еще бы христианам милым не горько было! Сгорят все за Христа Иисуса, а вас, собак, да не послушают. Да и надобно так правоверным всем: сгореть, да и в будущем вечно живы будем во Христе Иисусе» Из послания протопопа Аввакума: « Он же (патриарх Никон) нас мучил много, и разослал в ссылку всех. …А Соловецкий монастырь в осаде 7 лет от никониан сидит…А иные ревнители закона собираются во дворы с женами и детьми, и сжигаются огнем своею волею… Боярыня Феодосья Прокопьевна Морозова и сестра ее Евдокия Прокопьевна княгиня Урусова в Боровске, в землю живы закопаны, во многих муках, и пытках, и домов разорение, алчут и голодают». 
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Теняков О. Я

    Скачать: История 10кл - Конспект (Теняков О.Я).docx
  • Конспект (Шатурова О.В.)

     Название предмета История России
    Класс 10
    УМК История России ХVII-ХIХ века. А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов,2004.
    Уровень обучениябазовый
    Тема урокаВнутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы9
    Цель урока  способствовать формированию у учащихся национального самосознания.
    Задачи урока: 
    -познакомить учащихся с внутренней  и внешней политикой Алексея Михайловича.
    -развивать у учащихся навыки работы с картой, умение выделять существенное в изучаемом материале.	
    -способствовать формированию у учащихся  уважения к историческому наследию России. 
    Планируемые результаты: выявлять особенности перехода к Новому времени в России в ХVIIв.; определять черты экономического строя;  храрактеризовать причины и сущность церковного раскола; определять черты сходства и различия этого явления с Реформацией в Европе.
    Техническое обеспечение урок: Карта «Россия в XVIIвеке»,стенд « Сегодня на уроке »,(газета, посвящённая теме урока), доска, мел.
    Содержание урока
    Ход урока.										
    1. Организационный момент.								
    2. Проверка домашнего задания по  параграфу №6( 3 человека), работа  по карточкам ( 2 человека).										
    3. Объяснение нового материала.						
    - Вступительное слово учителя:								
       Ребята! Цель нашего урока – охарактеризовать историческую эпохуАлексея Михайловича и рассмотреть внешнюю и внутреннюю  политику, проводимую в годы его  правления.		
    Перед классом ставятся задачи:							
    1.     Разобрать церковный раскол XVII - века						
    2.     Определить хронологические рамки  и выделить этапы национально – освободительной борьбы Украинского и Белорусского народа.
    Беседа учителя с классом .
    1)     Характеристика личности царя.
    2)     Церковный раскол
    	В XVII- веке происходили изменения, которые были направлены на усиление власти православной церкви в объединение её с украинской церковью. Поводом к церковным преобразованием явилась необходимость исправления богослужебных книг. Одни церковные служители считали, что за основу надо брать решения Стоглавого Собора 1551 года/ который провозгласил незыблемость древнерусских обрядов. 
    	Другие служители церкви считали, что за основу надо брать греческие оригиналы, с которых делались русские переводы богослужебных книг.
    Конец 40-х годов – XVII века создаётся кружок « Ревнителей древнего благочестия». 
    Цель кружка – разработка церковной реформы в основу которой были положены греческие образцы.
    Внутренняя   политика: 
    	Реформу возглавил избранный на патриарший престол архиерей Никон. Он разрывает с членами кружка, проводит реформу. В ходе которой меняется обрядовая часть. (  меняется два перста на три, при службе повторяется слово « АЛИЛУЕ» не два а три раза…. итд). 
    	В 1654 году церковный Собор одобрил все нововведения. 
    Усиливается противостояние между Никоном и Аввакумом. В 1656 году люди, не принявшие  реформу были преданы анафеме и ссылались. ( Рассказ о боярыне Морозовой), использовать  картину Сурикова.
    	« Священство »  выше « Царства », что приводит к конфликту между царём и Никоном. Никон  ссылается вВоскресенский монастырь, в 1666 году лишается патриаршего сана и высылается в Кирилло-Белозёрский монастырь, где умер в 1681 году. В 1971 году с раскольников было снято проклятие.  
    Внешняя политика:
    	В 1569 году по Люблинской Унии Польша и Литва объединяются в государство Речь Посполитая. Украина и Белоруссия входят  в состав этого государства и испытывают три формы гнёта: 
    - крепостнический, национальный, религиозный. В 40 – 50 годы XVII – века центром борьбы становится Запорожская Сечь. 
    Доклад ученика: «О Богдане Хмельницком и национально- освободительной борьбе украинского и белорусского народа».
    	В 1653году по решению Земского собора принимается решение о принятие в состав России Украины. Переяславская рада в 1654 году принимает решение о воссоединении Украины с Россией.
    	Русско – Польская вона – 1654 – 1667 года.
    Итоги войны:
    1667 год – подписание Андрусовскогомира по которому России отошли Смоленские и Черниговские земли, утерянные Россией в период смутного времени, левобережная Украина и Киев на правом берегу.
     
    	Итог урока: 
    - Проверка цели, поставленной  перед классом в начале урока.
    - Записать даты по данной теме (запомнить).
    - По карте показать основные события национально – освободительной борьбы украинского и белорусского народа.
    - В ходе урока было показано, что  в области внутренней  политики Алексеем Михайловичем была проведена церковная реформа, а в области внешней политики Россия вернула себе земли, утерянные в период смутного времени, произошло воссоединение Украины с Россией.
    - Даётся оценка работы учащихся на уроке.
    - домашнее задание – параграф № 7
    
    
     

    Автор(ы): Шатурова О. В.

    Скачать: История 10кл - Конспект (Шатурова О.В.).docx