Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Научно-технические достижения и революция в естествознании (Курицына С.Н.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: Всеобщая история
    Класс 11 
    УМК (название учебника, автор, год издания): 
    Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. -§1;
    Загладин Н.В. Всемирная история XX век.11 класс.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. -§1,2;
    Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. -§1
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный)- базовый
    Тема урока: «Научно-технические достижения и революция в естествознании»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 часа
    Место урока в системе уроков по теме: 1 урок
    Цель урока: 
    Развивающая: развитие умений анализа информации, представленной в визуальном ряде, поиска и извлечения нужной информации по заданным заранее вопросам в сети Интернет, использования ИКТ для представления результатов своей работы, представление результаты работы на уроке в форме конспекта и таблицы.
    Образовательная: понимание учащимися роли и особенностей научно-технического прогресса в первой половине ХХ века, обусловленности резкого скачка в НТП в этот период.
    Воспитательная: воспитание уверенности в себе, стремления к сотрудничеству с учителем, библиотекарем, сокурсниками в ходе подготовки к уроку.
    Планируемые результаты: 1. Материал параграфа хорошо структурирован, выделена основная и дополнительная информация, курсивом выделены опорные слова. Это создает предпосылки для самостоятельной работы с текстом дома (опережающее задание) и на уроке, для достаточно быстрого чтения на уроке.
    2. На обложке и форзаце учебника размещены иллюстрации, среди которых символы технического прогресса XX века. Используются для реализации развивающих целей.
    3. Работа с учебником позволяет развивать навыки, позволяет активизировать мыслительные процессы учащихся (иллюстративный ряд «Революция в естествознании», «Символы технического прогресса»)
    Техническое обеспечение урока: компьютер, экран, интерактивная доска.
    
    Содержание урока:
    
    В качестве опережающего домашнего задания были предложены вопросы учебника, направленные на реализацию целей урока:
    Какое место в мировой науке занимали достижения российских ученых. Приведите примеры из учебника, используя сеть Интернет. Составьте визуальный ряд.
    Заполните таблицу: «Основные открытия  в естествознании в начале XX в.» С. 15.
    Опережающие задания (выступления на уроке).
    Задание выдается не менее чем за 2 недели до урока.
    1. Составить на основе учебников и конспектов перечень наиболее значимых открытий и изобретений нового времени; подобрать соответствующие иллюстрации в сети Интернет; оформить результаты работы с помощью приложений MS Office.
    2. Прочитать: Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. -§1. Подготовить «фотоальбом», презентацию о наиболее значимых событиях, с вашей точки зрения событиях истории НПТ в XX веке, которые повлияли на жизнь человека; дать название и объяснить его.
    3. Найдите иллюстративный ряд по ссылке . Дайте комментарии на основании материала . §2 Загладин Н.В. Всемирная история XX век.11 класс.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
    Почему, с вашей точки зрения, авторы называют эти достижения в качестве символа прогресса?
    4. Найдите иллюстративный ряд по ссылке. Назовите открытия эти ученых. Каким, на ваш взгляд было влияние их открытий на жизнь общества и человека в XX века.
    5. Составить вопросы и провести опрос для исследования отношения родителей, родственников, учителей, сверстников к научно-техническим достижениям первой половины XX века. Выявить 5 «полезных» и 5 «негативных» изобретений; представить результаты работы с использованием приложений MS Office.
    Для разработки вопросов прочитать: Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. -§1 и Загладин Н.В. Всемирная история XX век.11 класс.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»§2 2008.
    6. Организовать и провести небольшое исследование на темы:
    Как автомобиль завоевал признание?
    Кто изобрел автомобиль?
    Другие темы, предложенные учащимися
    Представить результаты работы с использованием приложений MS Office
    
                               Общее задание.
    Что такое научно-технический прогресс?
    Какие технологические революции в истории человечества вы знаете?
    Повторить вопрос необходимо было при помощи таблицы (Приложение 2), которая заполняется с урока «Этапы развития человеческого сообщества»
    
    
    
    
    Ход урока
    1. Организационный этап.
    Задачи: проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания учащихся.
    Форма организации деятельности учащихся: фронтальная.
    Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе: организация внимания учащихся, приветствие; визуальный контроль готовности рабочего места, внимание учащихся.
    2. Проверка выполнения домашнего задания.
    Задачи: актуализация знаний учащихся для установления внутрипредметных связей, проверка умения анализировать визуальный ряд и переводить информацию в текст.
    Домашнее задание:
      Повторить технические достижения XIX вв.
      Что такое научно-технический прогресс?
      Какие технологические революции в истории человечества вы знаете?
    Форма организации и виды деятельности учащихся.
    Индивидуальная форма: выполнение письменного задания.
    Фронтальная беседа: устный ответ на вопросы преподавателя.
    Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе.
    1. Демонстрация задания для письменной работы (презентация).
    Задание: Просмотрите «фотоальбом» и перечислить технические достижения XIX вв., их авторов. Запишите ответ в таблице (с.15 учебника).
    Задание разработано совместно с учащимися, которые выбрали опережающее задание 1. Задача преподавателя обеспечить методический аспект (временные рамки, последовательность, и т.д.)
    2. Организация беседы по вопросам:
    Что такое научно-технический прогресс?
    Движение вперед человеческого общества в развитии науки и техники.
    Какие технологические революции в истории человечества вы знаете?
    Повторить вопрос необходимо было при помощи таблицы (приложение 2), которая заполняется с урока «Этапы развития человеческого сообщества».
    3. Организация промежуточного контроля.
    Оценивается наличие, аккуратность, заполнение строк 1,2 и граф 1-4, правильность заполнения.
    Успешность выполнения задания для письменной работы по результатам самопроверки. 
    Оценивается правильность ответов, отсутствие ошибок в терминах и фамилиях, умение анализировать визуальный ряд и переводить информацию в текст.
    Отметить результат работы учащихся с опережающим заданием 1.
    3. Мотивация, целеполагание.
    Задачи:
    Привлечь внимание учащихся к привычным сегодня вещам, появившимся только в XX веке, вызвать интерес к теме урока, определить задачи урока для учащихся и пути их достижения (рассказ учителя, самостоятельная работа по учебнику, выступления учащихся).
    Форма организации и виды деятельности учащихся.
    Фронтальная беседа, отвечают на вопрос преподавателя.
    Просмотр слайд-шоу, которое было подготовлено учащимися – опережающее задание 2, названное авторами «7 шагов». Шаг,с их точки зрения, – это событие в истории НТП в первой половине XX века. Они не позволили остаться миру прежнему.
    Запись темы урока.
    Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе.
    Организация совместного рассуждения о значении НТП в XX веке на основе имеющихся знаний и опыта по вопросам:
    Без каких вещей, предметов, мы не представляем нашу жизнь сегодня?
    Знаете ли вы, когда они были изобретены?
    Представляете ли вы, какими были привычные сегодня вещи в момент их изобретения: телефон, автомобиль, высотное здание и т.д.?
    90% всех предметов, созданных человеком и окружающих сегодня нас, были придуманы в XX веке. Наука и техника радикально изменили весь наш образ жизни. Вы дающийся русский ученый В.Вернадский считал, что наука и техника превратили деятельность человека в особую геологическую силу, преобразовавшую всю поверхность Земли, существенно повлиявшую на биосферу. Они изменили структуру и характер общественных процессов, весь образ жизни человека.
    Демонстрация презентации «7 шагов», слайды 1,2 презентации преподавателя
    Задачи: 1. Составить конспект занятия по предложенным вопросам в ходе рассказа преподавателем, самостоятельного выполнения работы с учебником.
    2. Сделать вывод о роли и особенностях научно-технического прогресса в первой половине ХХ века и заполнить строку 3 в таблице «Технологические революции в истории человечества»
    Необходимо напомнить о наличии правил составления и оформления конспекта.
    4. Изучение нового материала
    Задачи:
    Развить опыт извлечения и передачи нужной информации по теме, перевод информации из одной знаковой системы в другую, презентации опережающих заданий с помощью ИКТ; понять причины ускорения, основные направления, самые значимые открытия, обусловленность перехода к крупномасштабному индустриальному производству
    Формы организации и виды деятельности учащихся:
    1.Оформление записей в тетради в соответствии с правилами составления конспекта и оформления текста в ходе рассказа преподавателя.
    2.Выполнение самостоятельной работу по учебнику с целью проверки сформированности умения внимательно читать текст и выделять главное, продолжить записи в тетради.
    3. Представление результатов работы над опережающим домашним заданием. Дополнение конспектов на основе выступлений других учащихся.
    В конспекте должны быть отражены следующие вопросы:
    Причины ускорения НТП в начале XX века (рассказ учителя, слайды)
    Основные направления научно-технического прогресса (рассказ учителя)
    Имена ученых, чьи открытия в наибольшей степени повлияли на развитие НТП в начале XX века (учебник, с.11–13, выступления учащихся – задания 3,4)
    Обратить внимание: Г.Форд, Ф.Тэйлор, В.К. Рентген, Э. Резерфорд, Н. Бор, А. Эйнштейн (учебник с.11–13, выступления учащихся)
    Страны, которые охватил научно-технический прогресс (учебник,§1)
    Переход к индустриальному типу производства (учебник, с.14–16; выступления учащихся – задание 7)
    Обратить внимание: массовое потребление, конвейерное производство, система Тейлора (с.11, 14–15, выступление учащихся)
    Приложение 7 – один из вариантов конспекта.
    Основные виды деятельности преподавателя на данном этапе.
    1. Рассказывает (слайды 4–10 учительской презентации).
    О причинах ускорения НТП в начале XX века.
    О направлениях научно-технического прогресса.
    2. Организует самостоятельную работу учащихся по учебнику по вопросам.
    Назвать основные направления НТП в начале XX века и наиболее значимые научные открытия XX века и имена их авторов.
    Дать определение терминам «массовое производство», » система Ф.Тейлора», «конвейерное производство».
    В чем причина перехода к крупномасштабному индустриальному производству?
    Назвать страны, которые охватил научно-технический прогресс.
    3. Дает необходимые пояснения учащимся по ходу выполнения самостоятельной работы.
    4. Следит за соблюдением регламента выступлений учащихся.
    5. При оценивании работ учащихся оцениваются: степень самостоятельности в поиске информации в сети Интернет, точность раскрытия темы задания, наличие и правильность оформления ссылок, использование средства MS Office при выступлении, своевременность выполнения работы.
    5. Закрепление, обобщение нового материала.
    Задачи:
    Проверить степень усвоения знаний по теме урока, сделать вывод по теме.
    Форма организации деятельности учащихся.
    1. Выполняют задание (по выбору учащихся – индивидуально или в парах):
    Составьте:
    список из пяти научно-технических достижений, которые изменили мир в лучшую сторону;
    список из пяти научно-технических достижений, которые вы оцениваете негативно.
    2. Сравнивают ответы с результатами опроса, который был проведен как одно из опережающих заданий – задание 3 и представлен учащимися на уроке
    3. Совместный вывод об особенностях научно-технического прогресса, о влиянии его на изменение мира в первой половине XX века и соответствующие записи в конспекте.
    Основные виды деятельности преподавателя на данном этапе.
      Контроль правильности суждений учащихся, анализ допущенных ошибок в ходе представления работ.
      Совместный вывод об особенностях научно-технического прогресса, о влиянии его на изменение мира в первой половине XX века.
      На этом этапе оценивается умение выслушать точку зрения других, аргументировать свой ответ.
      Делает заключение.
    6. Домашнее задание.
      Прочитать §1учебника Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – §1.
      Какое место в мировой науке занимали достижения российских ученых. Приведите примеры из учебника, используя сеть Интернет. Составьте визуальный ряд.
      Заполните таблицу: «Достижения НТП в начале XX в. и их внедрение» С. 17
    Форма организации деятельности учащихся.
      Записывают домашнее задание.
    Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе.
      Визуальный контроль, наличие записей о домашнем задании.
      Установление правильного понимания сути заданного на дом учащимися.
    7. Подведение итогов.
    Задачи:
    Подвести итоги учебного занятия (оценить работу группы на уроке).
    Форма организации и виды деятельности учащихся: фронтальная беседа.
    Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе:
      Выставление отметок.
      Характеристика лучших работ, отметить продвижение учащихся в сравнении с аналогичной предыдущей работой.
      Оценка общего стиля и темпа работы.
    
     

    Автор(ы): Курицына С. Н.

    Скачать: История 11кл - Конспект.doc

Презентация к уроку