Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Технический прогресс и новый этап индустриального развития (Курицына С.Н.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: Всеобщая история
    Класс 11
    УМК (название учебника, автор, год издания):
    Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. -§1;
    Загладин Н.В. Всемирная история XX век.11 класс.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. -§1,2;
    Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. -§1
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный)- базовый
    Тема урока: «Технический прогресс и новый этап индустриального развития».
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 часа
    Место урока в системе уроков по теме: 2 урок
    Цель урока:
    Образовательная: сформировать представление об ускорении развития техники в начале ХХ в.; сформировать представление об основных тенденциях и направлениях; продолжить работу над  понятиями, формированием умения выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать делать выводы, работать с опорным  конспектом, сжатой информацией.
    Развивающая: способствовать развитию аналитических умений учащихся, навыку работы с текстовой информацией, развивать навыки устной и письменной речи.
    Воспитательная: продолжить формирование навыков коллективного труда, чувства патриотизма и гордости за свою страну.
    Планируемые результаты: Систематизация знаний учащихся, выработка умений самостоятельной работы с фактическим и иллюстративным материалом.
    Техническое обеспечение урока: исторические документы, учебник, презентация «Технический прогресс в начале 20 в.», интерактивная доска, компьютер, экран.
    
    
    Содержание урока:
    
    
    1.Организационный момент. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку (наличие учебников, тетрадей и т.д.)
    2.Мотивационно-целевой момент. Учитель объясняет, что это занятие, основанное на работе с историческими источниками и учебником, ориентировано на развитие способностей работать с разными типами документов, критически анализировать историческую информацию. На таком занятии можно использовать разные организационные модели, позволяющие активизировать познавательную активность каждого учащегося.
    (Акцент переносятся с воспроизведения готовых знаний на обучение школьников приемам и процедурам самостоятельного поиска знаний, формирование их интеллектуальных, коммуникативных, оценочных умений. Учитель на этом этапе становится консультантом. Он помогает ученику, направляет и корректирует его деятельность.
    У учащихся в данном блоке познания формируются умения работы с текстом, источником, картой. Школьники учатся анализировать, сравнивать, выделять главное).
    
    Актуализация знаний.
    Проверка усвоения материала на базе теста (предлагается фронтально для всех учащихся, кроме тех, кто работает с кроссвордом) и кроссворда по пройденному материалу.
    1. Назовите фамилию ученого, который в 1895 году открыл х-лучи.
    a) Рентген
    b) Эйнштейн
    c) Резерфорд
    d) Планк
    2. Назовите фамилию ученого, который в 1897 году открыл элементарную частицу – электрон, а также в 1903 году предложил одну из первых атомных моделей.
    a) Резерфорд
    b) Томсон
    c) Бор
    d) Планк
    3. Назовите фамилию немецкого физика, который в 1900 году доказал, что излучение не является сплошным потоком энергии, а делится на отдельные порции – кванты.
    a) Томсон
    b) Бор
    c) Хан (Ган)
    d) Планк
    4. Назовите фамилию ученого, который в 1911 году предположил, что атом имеет сложное строение, где роль ядра играет положительно заряженная частица позитрон, вокруг которой, как планеты, движутся отрицательно заряженные электроны.
    a) Рентген
    b) Эйнштейн
    c) Резерфорд
    d) Томсон
    5. Назовите фамилию датского физика, который в 1913 году доказал, что электроны могут менять свои орбиты, выделяя или поглощая при этом кванты энергии.
    a) Томсон
    b) Бор
    c) Хан (Ган)
    d) Планк
    6. Назовите фамилию ученого, который в 1905 году опубликовал работу «К электродинамике движущихся тел», в которой изложил специальную теорию относительности, согласно которой при движении с околосветовой скоростью происходит замедление времени.
    a) Рентген
    b) Эйнштейн
    c) Резерфорд
    d) Томсон
    7. Назовите фамилию немецкого химика, который в соавторстве с ФритцСтрассманом (FritzStrassmann), разбили атом урана на две приблизительно равных части при помощи нейтронного излучения.
    a) Томсон
    b) Бор
    c) Хан (Ган)
    d) Планк
    8. Назовите фамилию ученого, который в 1915 - 1916 годах сформулировал выводы, касающиеся общей теории относительности, согласно которой скорость света в вакууме не зависит от скорости движения его источника, является абсолютной величиной.
    a) Рентген
    b) Эйнштейн
    c) Хан (Ган)
    d) Планк
    9. Назовите фамилию ученого, который в соавторстве с Фредериком Жолио-Кюри сформулировали идею о возможности цепной реакции с освобождением огромной энергии при радиоактивном распаде урана и плутония.
    a) Рентген
    b) Эйнштейн
    c) Хан (Ган)
    d) Ферми
    10. Назовите руководителя «Манхэттенского проекта», под руководством которого в 1942 – 1945 гг. была создана первая атомная бомба.
    a) Гровс
    b) Эйнштейн
    c) Резерфорд
    d) Томсон
    Обратимся слайдам 3-5 презентации, для соотнесения понятий из темы предыдущего урока.
    Кроссворд предлагается индивидуально нескольким учащимся (выполняется на отдельных листках).
    
    
    
    
    8
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Э
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Й
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    5
    
    
    Н
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Б
    
    
    Ш
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    О
    
    
    Т
    
    
    
    1
    
    
    
    
    3
    4
    Р
    Е
    З
    Е
    Р
    Ф
    О
    Р
    Д
    
    
    
    П
    
    
    10
    
    Й
    
    
    
    Е
    
    
    
    
    Л
    
    7
    Г
    А
    Н
    
    
    
    Н
    
    
    
    
    А
    
    
    Р
    
    
    
    
    2
    Т
    О
    М
    С
    О
    Н
    
    
    О
    
    
    
    
    
    Г
    
    
    9
    
    К
    
    
    В
    
    
    
    
    
    Е
    
    
    Ф
    
    
    
    
    С
    
    
    6
    Э
    Й
    Н
    Ш
    Т
    Е
    Й
    Н
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Р
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    М
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    И
    
    
    1. Назовите фамилию ученого, который в 1895 году открыл х-лучи.
    2. Назовите фамилию ученого, который в 1897 году открыл элементарную частицу – электрон, а также в 1903 году предложил одну из первых атомных моделей.
    3. Назовите фамилию немецкого физика, который в 1900 году доказал, что излучение не является сплошным потоком энергии, а делится на отдельные порции – кванты.
    4. Назовите фамилию ученого, который в 1911 году предположил, что атом имеет сложное строение, где роль ядра играет положительно заряженная частица протон, вокруг которой, как планеты, движутся отрицательно заряженные электроны. 
    5. Назовите фамилию датского физика, который в 1913 году доказал, что электроны могут менять свои орбиты, выделяя или поглощая при этом кванты энергии. 
    6. Назовите фамилию ученого, который в 1905 году опубликовал работу «К электродинамике движущихся тел», в которой изложил специальную теорию относительности, согласно которой при движении с околосветовой скоростью происходит замедление времени.
    7. Назовите фамилию немецкого химика, который в соавторстве с ФритцШтрасманом (Страссманом) (FritzStrassmann), разбили атом урана на две приблизительно равных части при помощи нейтронного излучения.
    8. Назовите фамилию ученого, который в 1915 - 1916 годах сформулировал выводы, касающиеся общей теории относительности, согласно которой скорость света в вакууме не зависит от скорости движения его источника, является абсолютной величиной.
    9. Назовите фамилию ученого, который в соавторстве с Фредериком Жолио-Кюри сформулировали идею о возможности цепной реакции с освобождением огромной энергии при радиоактивном распаде урана и плутония.
    10. Назовите руководителя «Манхэттенского проекта», под руководством которого в 1942 – 1945 гг. была создана первая атомная бомба.
    4.Работа по теме урока.
    Изучение материала с элементами лабораторной работы. (Презентация)
    План урока:
    А) Развитие наземного и морского транспорта.
    Б) Авиация и ракетная техника.
    В) Новые конструкционные материалы и энергетика.
    Г) Переход к индустриальному производству.
    Вопрос учащимся: Что включается в понятие «Научно-технический прогресс»? (слайд 2 презентации).
    В чем заключаются истоки НТП? (слайд 7).
    Как, на ваш взгляд научно-технический прогресс повлиял на жизнь людей? (слайд 8)
    Технический прогресс, связанный с прикладным использованием достижений науки, развивался на сотнях взаимосвязанных направлений, и выделение какой-то одной группы из них в качестве главной едва ли правомерно. В то же время очевидно, что наибольшее влияние на мировое развитие в первой половине XX века оказало совершенствование транспорта. Оно обеспечило активизацию связей между народами, дало стимул внутригосударственной и международной торговли, углублению международного разделения труда, вызвало настоящую революцию в военном деле.
    Развитие наземного и морского транспорта.Учитель обращает внимание на слайд  9 презентации.
    Первые образцы автомобилей были созданы еще в 1885—1886 гг. немецкими инженерами К. Бенцом и Г. Даймлером, когда появились новые типы двигателей, работающих на жидком топливе. В 1895 г. ирландец Дж. Данлоп изобрел пневматические резиновые шины из каучука, что значительно повысило комфортабельность автомобилей. В 1898 г. в США возникло 50 компаний, производивших автомобили, в 1908 г. их было уже 241. В 1906 г. в США был изготовлен трактор на гусеничной тяге с двигателем внутреннего сгорания, что значительно повысило возможности обработки земель. (До этого сельскохозяйственные машины были колесными, с паровыми двигателями.) С началом мировой войны 1914—1918 гг. появились бронированные гусеничные машины — танки, впервые использованные в военных действиях в 1916 г. На предприятии американского механика-самоучки Г. Форда, ставшего крупным промышленником, в 1908 г. был создан «Форд-Т» — автомобиль для массового потребления, первым в мире запущенный в серийное производство. Ко времени начала второй мировой войны в развитых странах мира эксплуатировалось свыше 6 млн. грузовых и более 30 млн. легковых автомобилей и автобусов. (Слайды 10,11).
    Удешевлению эксплуатации автомобилей способствовала разработка в 1930-е гг. германским концерном «ИГ Фарбиндустри» технологии производства высококачественного синтетического каучука.
    Развитие автомобилестроения предъявляло спрос на более дешевые и прочные конструкционные материалы, более мощные и экономичные двигатели, содействовало строительству дорог и мостов. Автомобиль стал наиболее ярким и наглядным символом технического прогресса XX века. (Слайд 12)
    Развитие автомобильного транспорта во многих странах создало конкуренцию железным дорогам, которые сыграли огромную роль в XIX веке, на начальном этапе развития индустрии. Общим вектором развития железнодорожного транспорта было увеличение мощности локомотивов, скорости движения и грузоподъемности поездов. Еще в 1880-х гг. появились первые электрические городские трамваи, метрополитен, обеспечившие возможности роста городов. В начале XX века развернулся процесс электрификации железных дорог. Первый дизельный локомотив (тепловоз) появился в Германии в 1912 г. (слайд 15)
    Для развития международной торговли большое значение имели увеличение грузоподъемности, скорости судов и уменьшение стоимости морских перевозок. С началом века стали строиться суда с паровыми турбинами и двигателями внутреннего сгорания (теплоходы или дизель-электроходы), способные пересечь Атлантический океан менее чем за две недели. Военно-морские флоты пополнились броненосцами с усиленной броней и тяжелым вооружением. Первый такой корабль, «Дредноут», был построен в Великобритании в 1906 г. Линейные корабли времен второй мировой войны превратились в настоящие плавучие крепости водоизмещением 40—50000 тонн, длиной до 300 метров с экипажем в 1,5 — 2 тыс. человек. Благодаря развитию электродвигателей стало возможным строительство подводных лодок, сыгравших большую роль в первой и второй мировых войнах. (Слайды 16,17,18)
    Авиация и ракетная техника.
    Учитель обращает внимание на то, что новым средством транспорта XX века, очень быстро приобретшим военное значение, стала авиация. Ее развитие, первоначально имевшее развлекательно-спортивное значение, стало возможным после 1903 г., когда братья Райт в США применили на самолете легкий и компактный бензиновый двигатель. Уже в 1914 г. русский конструктор И.И. Сикорский (впоследствии эмигрировал в США) создал четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец», не имевший себе равных. Он нес до полутонны бомб, был вооружен восемью пулеметами, мог летать на высоте до четырех километров. (Слайд 19)
    Большой стимул совершенствованию авиации дала первая мировая война. В ее начале самолеты большинства стран — «этажерки» из материи и дерева — использовались лишь для разведки. К концу войны истребители, вооруженные пулеметами, могли развивать скорость свыше 200 км / час, тяжелые бомбардировщики обладали грузоподъемностью до 4 тонн. В 1920-е гг. Г. Юнкерсом в Германии был осуществлен переход на цельнометаллические конструкции самолетов, что позволило увеличить скорость и дальность перелетов. В 1919 г. была открыта первая в мире почтово-пассажирская авиалиния Нью-Йорк — Вашингтон, в 1920 г. — между Берлином и Веймаром.В 1927 г. американский летчик Ч. Линдберг совершил первый беспосадочный перелет через Атлантический океан. (Слайд 20).
    
    В 1937 г. советские летчики В.П. Чкалов и М.М. Громов совершили перелет через Северный полюс из СССР в США. К концу 1930-х гг. линии воздушных коммуникаций связали большинство районов земного шара. Самолеты оказались более быстрым и надежным транспортным средством, чем дирижабли — летательные аппараты легче воздуха, которым в начале века предрекали большое будущее. (Слайд 21,22
    	На основе теоретических разработок К.Э. Циолковского, Ф.А. Цандера (СССР), Р. Годдарда (США), Г. Оберта (Германия) в 1920—1930-е гг. были сконструированы и испытаны жидкостно-реактивные (ракетные) и воздушно-реактивные двигатели. Группа по изучению реактивного движения (ГИРД), созданная в СССР в 1932 г., в 1933 г. запустила первую ракету с жидкостным ракетным двигателем, в 1939 г. испытала ракету с воздушно-реактивным двигателем. В Германии в 1939 г. был испытан первый в мире реактивный самолет Хе-178.  (слайд 23)
    	Новые конструкционные материалы и энергетика. Совершенствование транспорта во многом было обязано новым конструкционным материалам. Еще в 1878 г. англичанин С. Дж. Томас изобрел новый, так называемый томасовский способ переплавки чугуна в сталь, позволявший получать металл повышенной прочности, без примесей серы и фосфора. В 1898—1900-е гг. появились еще более совершенные дуговые плавильные электропечи. Улучшение качества стали и изобретение железобетона позволили возводить сооружения небывалых прежде размеров. Высота небоскреба Вулворта, построенного в Нью-Йорке в 1913 г., составляла 242 метра, длина центрального пролета Квебекского моста, построенного в Канаде в 1917 г., достигала 550 метров. (Слайд 24,25)
    	Переход к индустриальному производству.
    Вопрос: Как научные открытия в одной из областей знаний влияли на достижения в других областях. 
    Какое влияние они оказывали на развитие промышленности, сельского хозяйства, состояние финансовой системы? (Слайд 26,27)
    	Учащиеся анализируют материал, делают выводы.
    Важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности, таким образом, стал технический прогресс. Те корпорации, которые в наибольшей степени пользовались его плодами, естественно, обеспечивали себе преимущества над конкурентами.
    5.Подведение итогов урока.
    Анализ работы на уроке и выставление оценок
    6.Домашнее задание.§2, составление опорных конспектов по теме. 
    
    
    
     

    Автор(ы): Курицына С. Н.

    Скачать: История 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку