Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Международная безопасность: Россия и политические вызовы современности. (Имашева Р.С.)

Текст урока

  • Конспект

     Конспект урока 
    Название предмета   История
    Класс   11
    УМК (название учебника, автор, год издания)  Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. Всеобщая история. ХХвек: Учебник для 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений. – М.: «ТИД « Русское слово – РС», 2007
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) базовый
    Тема урока: Международная безопасность: Россия и политические вызовы современности.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы:  2
    Место урока в системе уроков по теме  второй урок по теме
    Цель урока: Развитие у учащихся способности определять: свою мировоззренческую позицию, исходя из исторической обусловленности изменений, происшедших в мире и в России в начале XXI века; возможности выхода из кризисных ситуаций путем гражданского мира
    Задачи урока 
    Образовательные: формирование критического мышления учащихся (навыков системного анализа, формулирования собственной позиции, искусства аргументации, навыков работы с историческими источниками, умений сравнивать, делать выводы)
    Воспитательные: воспитывать любовь к отчизне, чувство национальной гордости и толерантности
    Развивающие: развитие умения формулировать свою точку зрения, быть внимательным к мнению других, делать самостоятельные выводы, обобщения, умения работать с  различными источниками
    Планируемые результаты 
    Личностный результат - осознавать ответственность за судьбу Родины, понимать, в чём опасность национализма, экстремизма, терроризма
    Метапредметный результат - уметь анализировать текстовую, графическую  информацию, уметь критически мыслить, приводить аргументы и доказательства; формулировать собственную позицию, устанавливать логические связи
    Предметный результат  -  знать основные события, связанные с новым миропорядком; понимать, в чём опасность биполярного и однополярного мира и суть многополярного мироустройства, провозглашенного в Концепции внешней политики России; каковы последствия и уроки локальных конфликтов современности; уметь работать с  различными источниками; извлекать нужную информацию.
    Техническое обеспечение урока: ПК, проектор, политическая мира, презентация, раздаточный материал
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) 
    1.Дорожкина Н.И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций: 5-11 классы.- М.: ВАКО, 2009
    2.Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология) Методическое пособие-М.: Педагогическое общество России, 2011
    3.Орлова Л. Всемирная история в таблицах и аннотациях: Полное руководство / Л. Орлова. – М.: Харвест, 2010
    4.Отечественная история XX- начала XXI века: док. и справ. материалы: пособие для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждеий /авт.-сост. Г.Е. Гиголаев, Д.В. Фомин-Нилов; под общ. ред. А.О. Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2009
    5. Интернет-ресурсы: http://hr onos.km.ru/  www.rusrevolution.info, http://histrf.ru/  
    Содержание урока
    Предварительная работа. На предыдущем уроке дано задание на повторение материала, изученного на уроках географии и обществознания о   деятельности международных организаций (МО) в решении глобальных проблем современности. (Задание №1 страница 378) 
    Ход урока
    1.Организационный момент. 
    Эпиграф:
    Чтобы управлять людьми, нужна голова: 
    для игры в шахматы мало одного добросердечия.
    Шамфор 
    
    2.Актуализация знаний.
    1 вариант Беседа по материалу параграфов 47 и 48 Слайд №4
    1.Как вы понимаете термин «устойчиво-безопасное развитие»?
    2.Какую роль в достижении устойчиво-безопасного развития играют противоречия «Север-Юг»?
    3.Согласны ли вы с оценкой современного состояния мира как кризиса цивилизации?
    2 вариант Проверка выполнения творческих заданий по параграфам 47 и 48
    Примеры синквейнов Слайд №5
    1.Глобальные проблемы
    Разрушительные, губительные
    Приобретают, обостряют, объединяют
    Сопоставимы с мощью природных сил
    Перестройка ноосферы
    2.Военная угроза
    Непоправимый, 
    Приобрело, оказывался, удалось
    Может завершиться уничтожением человечества
    Распространение ядерного и обычного оружия
    3.Экология и развитие
    Наносимый, ориентированный
    Способны, не имеют, стремятся
    Не найдено решение демографических проблем
    Путь спасения человечества
    Подводя итог обсуждению ранее изученного материала отметить, что достижение устойчиво-безопасного развития мировой цивилизации становится основной задачей человечества. К сожалению, многие ученые характеризуют складывающуюся в мире обстановку, связанную с глобальными проблемами человечества, как кризис цивилизации, акцентируя внимание на неизбежности ее краха, если связанные с развитием и экологией проблемы не найдут в наступившем 21 веке качественно нового решения. 
    -Как же не допустить гибели человечества? К чему должно стремиться здравомыслящие руководители стран и просто рядовые граждане?
    Формулировка темы, целей и задач урока Слайд №1
    3.Изучение новой темы Слайд №2
    3.1. Роль международных организаций в современном мире
    3.2.Проблемы нового миропорядка
    3.3.РФ и международная безопасность
    Проблемный вопрос: правомерно ли называть современное состояние мира «новым мировым беспорядком?» Слайд №3
    3.1. Роль международных организаций в современном мире
    Во вступительном слове можно отметить, что в результате распада СССР сложилась качественно новая геополитическая обстановка: рухнула система биполярного мира, когда стабильность международных отношений в период «холодной войны» поддерживалась взаимоотношениями двух сверхдержав - СССР и США. В такой переходной обстановке формировалась с 1992 г. внешняя политика Российской Федерации. На внешнеполитический курс российского руководства в 1990-е гг. влияло тяжелое экономическое и сложное внутриполитическое положение страны, когда вопросы внешней политики отступали на второй план перед неотложными задачами реформирования всех сфер жизни общества. Это проявилось в поддержке действий США и НАТО против Ирака («Буря в пустыне») и Югославии, ослабление влияния России на Ближнем Востоке. Но сейчас спустя четверть века после распада Советского Союза руководство нашей страны активно включилось в борьбу за обеспечение мировой  безопасности и в своей работе в этом направлении опирается на деятельность международных организаций (МО). 
    -Вспомним классификации МО, изученных вами на уроках географии и обществознания. 
    Слайд №6-10 (по усмотрению учителя)
    Материал о функциях МО для мотивированных учащихся, делаются краткие записи в тетради
    Задание: раскройте значение деятельности МО в решении глобальных проблем современности. Какие из них играют наибольшую роль? (проверка задания по повторению о МО, данное на предыдущем уроке, вопрос №1 страница 378)
    Подводя итог, отметить, что, к сожалению, причины «нового мирового беспорядка» в значительной мере связаны с перестройкой структуры МО, с изменением облика мира, требующих качественно новых подходов, к которым оказались не готовы многие политики. Но будем надеяться, что здравый смысл и добрая воля станут определяющими факторами в деятельности  политиков, населения и МО. Приложение №2
     Поговорим о проблемах нового миропорядка
    3.2.Проблемы нового миропорядка
    Работа в парах. 
    Задание: изучить документы на странице 377 и ответить на вопросы: Приложени№1
    1.О какой проблеме нового миропорядка говорят авторы источников?
    2.Чем объясняет бывший госсекретарь  активизацию внешней политики США в постсоветскую эпоху?
    3. Каково было, по мнению авторов, отношение большинства американцев к статусу США, как «единственной сверхдержавы» после распада СССР?
    4.Изменилось ли, по вашему мнению, отношение американцев к этой проблеме в наши дни? Ответ обосновать
    Обобщая ответы обучающихся отметить, что «политика правящих кругов США дает основания для сомнений в способности адекватно воспринимать новые реальности мирового развития». 
    Задание: найти в учебном тексте на странице 375-376 факты, подтверждающие этот тезис
    Обсуждение сопровождается работой по карте мира 
    1992 г.- неудачная операция США в Сомали  «Возрожденная надежда» 
    Конец XX- начало XXI века – вмешательство США в конфликты на Балканах, Ближнем Востоке. Курс на расширение состава НАТО 
    -Многие политики еще в конце 90-х годов XX века опасались, что страны Запада и США в будущем могут попытаться оказать силовое давление на Россию. Насколько оправдались их предположения? Что может наша страна противопоставить политике США и их союзников в Европе? Переходим к следующему вопросу
    -Назовите основные направления  внешней политики России на рубеже XX – XXI вв.?
    Слайд №13
    1.Какие новые тенденции появились во внешней политике России по сравнению с 90-ми годами XX века? Работа по схеме Слайд №14 Записи в тетради
    2.Какое событие нашего времени привело к обострению международной обстановки?
    Рассказать о Концепции внешней политики РФ и ее основных направлениях
     Слайды №15-17
    4.Насколько обоснованы обвинения западной пропаганды в адрес России в проблеме Крыма?
    5.В чем вы видите опасность международного терроризма? Слайд № 18 (проверка выполнения опережающего задания)
    В начале второго десятилетия XXI в. перед Россией по-прежнему остро стоит выбор поиска ее геополитической самоидентификации, определения своего места и роли в современном мире. Задача ее нынешнего руководства состоит в том, чтобы, опираясь на предшествовавший исторический опыт страны, обеспечить поступательное развитие России вперед, превратить ее в сильную державу, пользующуюся уважением на международной арене. «Свобода и власть требуют ответственности» - сказал Джавахарлал Неру, известный индийский политический деятель. Нам бы всем хотелось, чтобы эти слова стали руководством к действию для современных политиков. Россия возродилась, уверенно двигается вперед. На пути развития будут вставать новые вопросы, задачи, проблемы. И решать их будете вы, новое поколение. Дерзайте!
    Закрепление
    Обсуждение проблемного вопроса: Правомерно ли называть современное состояние мира «новым мировым беспорядком?» Слайд №3 (мини-дискуссия, учащиеся приводят аргументы «за» и «против», обосновывают свою точку зрения)
    Рефлексия
    Я знал, что…
    Я узнал, что..
    Задание на дом: пар. 49, в., повторить термины, даты, имена
    Творческое задания (по желанию учащихся): сообщение «Роль личности в новейшей истории человечества» или историческое сочинение по периоду 1990-2015 гг.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Приложени№1 
    Работа в парах. 
    Задание: изучить документы на странице 377 и ответить на вопросы:
    1.О какой проблеме нового миропорядка говорят авторы источников?
    2.Чем объясняет бывший госсекретарь  активизацию внешней политики США в постсоветскую эпоху?
    3. Каково было, по мнению авторов, отношение большинства американцев к статусу США, как «единственной сверхдержавы» после распада СССР?
    4.Изменилось ли, по вашему мнению, отношение американцев к этой проблеме в наши дни? Ответ обосновать
    
    Приложение №2 (для самостоятельной работы дома)
    Поэтому целесообразно на завершающем этапе урока познакомить школьников с некоторыми из этих международных организаций. Предваряя обсуждение вопроса, уместно предложить девятиклассникам рассказать о положении России в ООН после распада Советского Союза.
    1) «Большая восьмерка». Международный клуб наиболее экономически развитых демократий мира (США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия) и России. «Большая восьмерка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Поэтому решения «восьмерки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идет о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определенные подходы в решении тех или иных вопросов.
    2) Совет Европы - старейшая в Европе международная политическая организация. Цель - построение единой Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона. Совет Европы не следует путать с Европейским советом и Европейским союзом: это совершенно разные организации, причем Европейский Совет является внутренним органом Европейского союза. Совет Европы был создан 5 мая 1949 г. Устав Совета Европы был подписан в Лондоне десятью государствами: Бельгией, Данией, Ирландией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Великобританией, Францией и Швецией. Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
    Консультативный орган - Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ)
    3) Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) - крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии. Прежнее название — «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ)
    4) Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)	
    Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — международная (региональная) экономическая организация. Образовано в 1989 в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС. Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона, особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Россия участвует в АТЭС с 1997 г. В ноябре 2012 года планируется проведение саммита АТЭС в России. Саммит должен пройти во Владивостоке на острове Русском.
    5) Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – международная экономическая организация ряда постсоветских государств, занимающаяся формированием общих внешних таможенных границ, выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих функционирования общего рынка. Состав: Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан.
    6) Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркоторговлей, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. Штаб-квартира ШОС - Пекин.
     
     

    Автор(ы): Имашева Р. С.

    Скачать: История 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку