Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Проблемы войны и мира в 1920-е годы. Милитаризм и пацифизм (Балицкая А.Ф.)

Текст урока

  • Конспект

     Предмет: Всеобщая история XX век
    Класс: 11
    УМК курса: Загладин Н.В.  Всеобщая история. XX век: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – 9-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Проблемы войны и мира в 1920-е годы. Милитаризм и пацифизм.
    Общее количество часов: 68ч
    Место урока в системе уроков по теме: один урок в главе: «Мировое развитие и международные отношения: 1900-1945гг.» 
    Цель: изучение международного положения  после Первой мировой войны
    Задачи:
    Обучающие:
    а) выяснить этапы развития международных отношений в 20-е – 30-е годы;
    б) познакомить учащихся с проявлениями милитаризма и пацифизма в международной политике в 20-е – 30-е годы;
    в) узнать о нерешенных противоречиях, которые впоследствии привели ко Второй мировой войне.
    Развивающие:
    а) развивать  критическое мышление у старшеклассников;
    б) развивать умение анализировать и делать выводы;
    в) развивать картографические умения старшеклассников.
    Воспитывающая:
    а)Воспитывать чувство патриотизма.
    Планируемые результаты 
    - Уметь работать с историческими документами, анализировать их, извлекать информацию.
    Техническое обеспечение урока:
    компьютер, мультимедийный проектор,
    Карты:
     «Территориально-политический раздел мира с 1871 по 1914 гг.»,
         «Западная Европа после первой мировой войны (1918 - 1923 гг.)» 
    Учебник «Всеобщая история. XX век».
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    1. Учебник Загладин Н.В.  Всеобщая история. XX век: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – 9-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007
    2.  История. Поурочные планы по учебнику Н.В. Загладина «Всеобщая история . Конец  XIX- начало XXIвеков», М, ООО «ТИД Русское слово- РС», 2011год
    3.  Поурочные разработки по Новейшей истории  к учебнику Н.В. Загладина-М.,2010г.
    4. Пособие для учителя Загладин Н.В., Загладина Х.Т., Ермакова И.А. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2001.
    Содержание урока:
     Организационный этап.
    Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.
    Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового. (Мотивация)
    На прошлых занятиях мы с вами изучали Первую мировую войну, а сейчас, назовите годы Первой мировой войны.  
     - Покажите на карте страны, которые участвовали в Первой мировой войне.
    - Каковы результаты Первой мировой войны?  
    - Сегодня мы с вами рассмотрим новую тему, которая называется: «Проблемы войны и мира в 1920-е годы. Милитаризм и пацифизм» (первый слайд презентации).
    
    Обратите внимание, на вопрос записанный на доске, на которой вы ответите в конце урока: «Назовите нерешенные противоречия, которые привели ко Второй мировой войне».
    Ребята, как вы думаете, о чем у нас с вами на уроке будет идти речь? (второй слайд презентации).
    1. Антанта и советская Россия
    2. Мирный план Вудро Вильсона
    3. Итоги Первой мировой войны 
    4. Пацифизм 1920-х гг. 
    Учитель: 
    Во многих странах существовала надежда, что мировая война 1914—1918 гᴦ. будет последним военным столкновением подобного масштаба, что народы и правительства смогут мирным путем решать возникающие конфликты. 
    В годы войны страны Антанты приняли на себя ряд взаимных обязательств, в частности не заключать сепаратного мира и не выдвигать мирных условий, не согласованных с союзниками. В предварительном плане были достигнуты договоренности о перераспределении сфер влияния, территориальных изменениях, но выполнить в полном объеме этих договоренностей, было практически невозможным. 
    Одна из проблем была связана с Россией, выход которой из войны означал нарушение обязательств перед союзниками. Советское правительство отказалось от всех соглашений, заключенных прежними режимами. На ее территории возникли десятки никем не признанных самопровозглашенных государств. Каждый из лидеров антибольшевистского движения претендовал на роль спасителя страны.
    В итоге основы послевоенного миропорядка были заложены без России, ее интересы не были учтены, что вызвало будущий конфликт между СССР и странами-победительницами в мировой войне. (третий слайд презентации).
    Мирный план Вильсона 
    Определенную проблему для Великобритании и Франции создавали и условия мира, которые отстаивались президентом США В. Вильсоном. Вильсона принято считать одним из основоположников так называемого ʼʼполитического идеализмаʼʼ.
    Знакомство с биографией Томаса Вудро Вильсона Приложение1. (четвертый слайд презентации).
    - В основу Версальского мирного договора легли «14 основных принципов» будущего миропорядка  президента США Вудро Вильсона. (пятый слайд презентации).
    Работа с учебником :
    -Сделайте в тетради подзаголовок: «Основные принципы будущего миропорядка Вудро Вильсона».
    - Откройте второй пункт параграфа и выпишите эти принципы.
    Проверка работы учащихся (шестой слайд презентации).
    Образование Лиги Наций
    - Делегация США настаивала на создании новой международной организации – Лиги Наций. Ее главной целью должно было стать обеспечение прочного мира в будущем. Она образовалась в 1919 году.
    Работа с документом Из Статута (Устава) Лиги Наций, 28 июня 1919 ᴦ.: приложение 2:
    - На ваших столах  представлен документ – это устав Лиги Наций. Его нужно прочитать и перечислить обязательства членов Лиги Наций.
    - Какая организация, существующая в настоящее время, выполняет такие же функции, как и Лига Наций? 
    Давайте вспомним какие итоги первой мировой войны? (седьмой, восьмой, девятый слайд презентации).
    Вашингтонская конференция(1921-1922 гг.).
    - Назовите страны, которые оказались недовольны условиями Версальского договора.
    Работа с учебником:
    - Откройте страницу 127, последний абзац,  прочитайте и выясните самостоятельно условия Вашингтонской конференции.
    Обсуждение работы учащихся:
    - Назовите условия Вашингтонской конференции.
    -Была ли Япония довольна этими условиями и почему?
    -Была ли устойчива Версальско – Вашингтонская система и почему?
    Пацифизм
    - Как вы понимаете значение термина - пацифизм?
    - А теперь прочитайте на слайде обозначение термина пацифизм и проверьте себя: правильно ли вы ответили (десятый слайд презентации).
    - А почему это явление возникло именно после войны?
    -Правильно, молодцы.
    -Мы с вами перешли к следующему этапу развития международных отношений. Посмотрите на слайде, как назывался этот этап (возврат ко второму слайду презентации).
    - 1920-е гг. вошли в историю как «десятилетие пацифизма». На этой почве в 1924 году возник план Дауэса. План назван по имени одного из его авторов  –  американского банкира Чарлза Дауэса . (одиннадцатый слайд презентации).
    - А сейчас, ребята, внимательно послушайте, что предлагал Чарлз Дауэс, так как этой информации в учебнике нет, но этот вопрос есть в ЕГЭ. 
    - Во время Первой мировой войны американцы давали в долг своим  союзникам, то есть странам Антанты. Германия по условиям мирного договора должна была выплачивать репарации странам – победительницам, но денег не имела, так как экономика страны была разрушена войной. США давала в долг Германии, якобы для улучшения экономического положения страны, Германия в это время выплачивала репарации Англии и Франции. А Англия и Франция между тем выплачивала долг США. В результате получается, что США оказывалась в выгодном положении.
    Репарация - (от латинского «восстановление») в международном праве - вид материальной ответственности состоит в возмещении государством причиненного им ущерба в денежной или иной форме.  (двенадцатый, тринадцатый слайд презентации).
    - Ребята, у вас есть вопросы по данному факту?
    Если учащиеся задают вопросы, то учитель на них отвечает.
    - Как вы оцениваете действия США в данной ситуации?
    - В рамках «Эры пацифизма» в 1928 году по инициативе министра иностранных дел Франции Аристида Бриана и государственного секретаря США Фрэнка Келлога большинство государств мира подписали пакт об отказе от войны как средства политики.
    Работа с материалами из пакта Бриана – Келлога, 27 августа. Приложение 3
     ВОПРОСЫ 
    1. В каких международных условиях складывались основы послевоенного мира?
    2. На каких идеях базировались ʼʼ14 базовых принциповʼʼ В. Вильсона? Что новое они вносили в подходы к международным делам?
    3. Охарактеризуйте Версальско-Вашингтонскую систему. Кого и почему она не устраивала?
    4. Когда и с какой целью была создана Лига Наций? Выполнила ли она поставленные цели, какое имела значение?
    Подведение итогов урока. Рефлексия 
    Групповое написание исторического сочинения по пройденной теме. (каждой группе по критерию) обсуждение написанного.
    С 1924 -1925 годы началась полоса дипломатического признания Советской России другими странами.
    - Скажите, ребята, а почему до этого времени, после Первой мировой войны, Россию не принимали на международной арене?
    - А сейчас, возвращаемся к заданию, которое записано на доске: «Назовите нерешенные противоречия, которые впоследствии привели ко Второй мировой войне».
    Выставление оценок. 
    Домашнее задание § 14 (вопросы и задания к ним) Подготовьте сообщение: ʼʼДесятилетие пацифизма: процессы и проблемыʼʼ.(для сильных учащихся). 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Приложение 1
    БИОГРАФИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
    Томас Вудро Вильсон(1856—1924) — президент США от Демократической партии (1913—1921). Родился в штате Джорджия в религиозной семье, его отец был доктором богословия, пастором в городе Огаста и готовил сына к религиозной карьере. При этом, окончив один из самых престижных в США колледжей, Принстонский, и получив специальность юриста в университете штата Виргиния, В. Вильсон решил посвятить себя научной и преподавательской деятельности. Он написал ряд фундаментальных научных работ и стал одним из основателей политологии и теории государственного управления. В 1902 ᴦ. был избран ректором Принстона, который получил статус университета. В 1910 ᴦ. из-за конфликта с профессурой подал в отставку, но это не испортило ему карьеру: В. Вильсон был избран губернатором штата Нью-Джерси, а в 1912 ᴦ. он стал кандидатом в президенты США от Демократической партии и одержал победу.
    В качестве президента США В. Вильсон считал себя призванным придать новый облик Америке и всему миру. По его мнению, его избрание на данный пост было знаком высшей воли. В. Вильсон считал, что политика Америки должна быть воплощением высоких морально-этических идеалов, которые США призваны нести миру. Во внутренней политике В. Вильсон отстаивал идею социальной гармонии. В период его президентства были введены прогрессивные ставки подоходного налога, создана Федеральная резервная система, обеспечившая государственный контроль над денежным обращением в стране. Во внешней политике Вильсон был сторонником выхода США из самоизоляции, активной роли Америки в мировых делах, активизации ее внешнеторговой экспансии. Он выступал за учреждение международной организации, способной играть роль учителя, наказывающего драчливых учеников и разрешающего их споры. Еще до начала первой мировой войны по его инициативе были начаты переговоры о создании союза нордических, протестантских наций — США, Великобритании и Германии, коалиции европейских народов для ответа на будущий ʼʼвызовʼʼ Азии.
    Завершение первой мировой войны, казалось, создает шанс реализации идей нового миропорядка В. Вильсона, который лично принял участие в Парижской мирной конференции. При этом при определении конкретных условий Версальского мира последнее слово оставалось за Великобританией и Францией. Принятый ими, по настоянию Вильсона, проект учреждения Лиги Наций не получил поддержки в США, где Конгресс счел, что Америке невыгодно принимать на себя чересчур большие внешние обязательства. Отказ Конгресса от ратификации Версальского договора был серьезным ударом для В. Вильсона, который тяжело заболел. Последние 17 месяцев своего президентства он был парализован, руководство аппаратом Белого дома осуществляла его супруга. В историю В. Вильсон вошел как основоположник курса политического идеализма во внешней политике (перестройки мира согласно умозрительным схемам).
    Приложение 2
    ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
    Из Статута (Устава) Лиги Наций, 28 июня 1919 ᴦ.:
    ʼʼСтатья 8. Члены Лиги признают, что сохранение мира требует ограничения национальных вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением. Совет, учитывая географическое положение и особые условия каждого государства, подготовляет планы этого ограничения в целях рассмотрения и вынесения решения различными правительствами.
    Эти планы должны составить предмет нового рассмотрения, а в случае надобности, пересмотра, по меньшей мере, каждые десять лет. После их принятия различными правительствами предел вооружений, установленный таким образом, не должна быть превышен без согласия Совета <...>
    Статья 10. Члены Лиги обязуются уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги. В случае нападения, угрозы или опасности нападения Совет указывает меры к обеспечению выполнения этого обязательства.
     Статья 11. Определенно объявляется, что всякая война или угроза войны, затрагивает ли она прямо или нет кого-либо из членов Лиги, интересует Лигу в целом и что последняя должна принять меры, способные действительным образом оградить мир Наций. В подобном случае Генеральный секретарь немедленно созывает Совет по требованию всякого члена Лиги <...> Всякий член Лиги вправе дружественным образом обратить внимание Собрания или Совета на всякое обстоятельство, способное затронуть международные отношения и, следовательно, грозящее поколебать мир или доброе согласие между нациями, от которых мир зависит. Статья 12. Все члены Лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, могущий повлечь за собой разрыв, то они подвергнут его либо третейскому разбирательству, либо рассмотрению Совета. Οʜᴎ соглашаются еще, что ни в коем случае не должны прибегать к войне до истечения трехмесячного срока после решения третейских судей или доклада Совета <...>
    Статья 16. В случае если член Лиги прибегает к войне, в противность обязательствам <...> то он <...> рассматривается, как совершивший акт войны против всех других членов Лиги. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые или финансовые отношения, воспретить все сношения между своими гражданами и гражданами государства, нарушившего Статут, и прекратить всякие финансовые, торговые или личные сношения между гражданами этого государства и гражданами всякого другого государства, является ли оно членом Лиги или нет.
    В этом случае Совет обязан предложить различным заинтересованным правительствам тот численный состав военной, морской или воздушной силы, посредством которого члены Лиги будут, по принадлежности, участвовать в вооруженных силах, предназначенных для поддержания уважения к обязанностям Лиги <... > Может быть исключен из Лиги всякий член, оказавшийся виновным в нарушении одного из обязательств, вытекающих из Статута. Исключение выносится голосами всех остальных членов Лиги, представленных в Совете.
    Статья 17. В случае спора между двумя государствами, из которых лишь одно является членом Лиги или из которых ни одно не входит в нее, государство или государства, посторонние Лиге, приглашаются подчиниться обязательствам, лежащим на ее членах в целях урегулирования спора, на условиях, признанных Советом справедливыми <... >
    В случае если приглашенное государство, отказываясь принять на себя обязанности члена Лиги в целях урегулирования спора, прибегнет к войне против члена Лиги, то к нему применимы постановления статьи 16ʼʼ.
    Приложение 3
    Из текста пакта Бриана — Келлога, 27 августа 1928 ᴦ.:
    ʼʼСтатья 1 .Высокие Договаривающиеся Стороны торжественно заявляют от имени своих народов, что они осуждают метод обращения к войне для урегулирования международных конфликтов и отказываются в своих взаимоотношениях от войны в качестве орудия национальной политики.
    Статья 2. Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех разногласий или конфликтов независимо от характера их происхождения, которые могут возникнуть между ними, должны осуществляться только мирными средствами.
    Статья 3. Настоящий договор будет ратифицирован Высокими Договаривающимися Сторонами <... > и он войдет в силу в отношениях между ними, как только все документы о ратификации будут депонированы в Вашингтоне.
    Настоящий договор, как только он вступит в силу, как это предусмотрено в предыдущем абзаце, останется открытым так долго, как это потребуется для присоединения к нему других держав мираʼʼ.
    
    
     

    Автор(ы): Балицкая А. Ф.

    Скачать: История 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку