Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

СССР в 1939 -1941 гг.

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: история
    
    Класс:11
    
    УМК (название учебника, автор, год издания):
    Учебник «Всеобщая история XX век», авторская группа: Н.В. Загладин С.И., издательство М., «Русское слово»,2011год. Программа курса «Всеобщая история XX век» авторская группа: Н.В. Загладин, С.И Козленко, издательство М., «Русское слово», 2012год.
    Уровень обучения: базовый 
    Тема урока: «СССР в 1939 -1941 гг».
    Общее количество часов, отведенных на изучение темы:1час
    Место урока в системе уроков по теме: урок № 10
    Цель урока: изучить политику СССР накануне Великой Отечественной войны
    Задачи:
    Образовательные:
    Познакомить с новыми понятиями – план «Барбаросса», план «Вайс», линия Маннергейма, «дело Тухачевского», проанализировать степени готовности СССР к отпору врага; охарактеризовать подготовку Германии к войне с СССР;
    Развивающие:
    а) развивать критическое мышление у старшеклассников;
    б) развивать умение анализировать и делать выводы;
    в) развивать картографические умения старшеклассников.
    Воспитательные:
    формирование мировоззренческой позиции учащихся с гуманистической точки зрения на события войн; содействие воспитанию нравственных качеств учащихся, стоящих на пороге зрелости; содействие воспитанию патриотизма и гражданственности; активной жизненной позиция с учетом этических норм при оценке событий прошлого.
    Тип урока: Урок освоения новых знаний
    Планируемые результаты: 
    Учащиеся узнают степень о готовности СССР к отпору врага, об идеологической и моральной подготовке СССР к войне. 
    Учащиеся научатся 
    устанавливать причинно-следственные связи и причины противоречий в международной политике, планировать свою деятельность по подготовке сообщения и работы с документами, аргументированно высказывать своё мнение, делать самостоятельно вывод.
    Техническое обеспечение: компьютер, проектор.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: документы, презентации; карта «Советско-финская война», рабочий лист урока
    
    Содержание урока
    I. Орг.момент. Здравствуйте. Надеюсь: все готовы к уроку. Если так, то начнём урок.
    II. Проверка домашнего задания.
    Охарактеризуйте положение СССР на мировой арене перед Второй мировой войной.
    Какие из внешнеполитических акций Советского Союза оказали наибольшее влияние на развитие международных событий?
    III. Актуализация знаний.
    Итак, на прошлом уроке мы говорили, что в Европе и на Дальнем Востоке возникают два очага военной напряженности. И СССР занимает проблема отношений с агрессивными фашистскими государствами и Японией. Сталин ведет двойную дипломатию в установлении отношений с западными государствами. В мире открыто запахло войной.
    – Тема нашего урока - «СССР в 1939 -1941 гг.». Нам сегодня предстоит выяснить, какую политику проводил СССР накануне Великой Отечественной войны». Дать оценку плану «Барбаросса».
    IV. Первичное восприятие и усвоение новых знаний.
    1.  Политика СССР в начальный период Второй мировой войны.
    Учитель: Какую выгоду Сталин видел в сближении с Германией, подписав пакт о ненападении?
    Предполагаемые ответ учащихся: Главным выигрышем от пакта о ненападении Сталин считал стратегическую паузу.
    Учитель.  1 сентября 1939 г. германские войска вторглись в Польшу (план «Вайс»). Великобритания и Франция объявили Германии войну. Началась  Вторая мировая война   1939-1945 гг.
    
    2. Составление хронологической таблицы «Расширение границ СССР в 1939-1941 гг.» на основе учебника (стр.211-112)
    17 сентября 1939 г.
    -  Восточные земли Польши 
    Сентябрь 1939 г.
    Июль 1940 г. 
    Западная Украина, Западная Белоруссия, Бессарабия, Северная Буковина
    Август 1940г.
    Литва, Латвия, Эстония
    12 марта 1940 г.
    Часть территории на Карельском перешейке (Результат войны с Финляндией)
    
    Учитель: Сталин не забывает о стратегической задаче – сохранить нейтралитет войны на максимально длительный срок.
    – Что нового вы узнали из источников о советско-германских отношениях накануне ВОВ?
    – Как использовала фашистская Германия экономику СССР?
    3. Подготовка Германии к войне. План «Барбаросса» 
     (Директива № 21. План «Барбаросса»; нем. Weisung Nr. 21. Fall Barbarossa, в честь короля Германии и императора Священной Римской империи Фридриха I Барбаросса) - разработан в 1940-1941 гг. план нападения Германии на СССР и военная операция, осуществлявшаяся в соответствии с этим планом на начальной стадии Великой Отечественной войны.
    Учитель организовывает лабораторную работу с источником и картой «Великая Отечественная война Советского Союза».
    4.Подготовка Красной Армии к войне
    Сообщения учащихся по проблеме, выводы оформляются в тетради:
    1. «Экономический потенциал в накануне войны»
    2.«Военно-промышленный комплекс»
    3.«Вооруженные силы. Дело Тухачевского»
    4.Роль идеологии как фактора подготовки к войне.
    Работа в учебнике стр.218
    Учитель: Прочитайте текст и выделите недостатки состояния Красной армии накануне войны. (Учащиеся составляют тематический план в тетрадях, обсуждение состояния СССР перед войной)
    
    VI. Итог урока
    Учитель: Охарактеризуйте обороноспособность СССР на начало Великой Отечественной войны.
    Дискуссия: По мнению политологов западных стран, СССР является одним из главных виновников начала второй мировой войны. Согласны ли вы с этой точкой зрения? 
    
    Домашнее задание: § 22, тезисы в тетради
    
    Рефлексия:
    Я узнал…
    Мне нужно повторить….
    
    
     

    Автор(ы): Кадысева Е. П.

    Скачать: История 11кл - Конспект.docx