Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Вторая мировая и Великая Отечественная войны (Матвиенко Л.П.)

Текст урока

  • Конспект

     
    
    
    Предмет: история
    
    Класс: 11
    
    УМК: Учебник Н.В. Загладин «Всеобщая история » Москва – «Русское слово» 2009г 
    
    Уровень обучения: базовый
    
    Тема урока «Вторая мировая и Великая Отечественная войны»
    
     Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 6 часов
    
      Место урока в системе уроков по теме: 1
    
    Цели урока
    -    Обучающая - познакомить учащихся с началом Второй мировой войны и Великой Отечественной войны, определить их причины;             сформировать представления о событиях первого периода Второй мировой войны, о роли СССР в этом периоде;
    -   Развивающая - продолжить   формирование навыка работы с историческим источником, анализировать источник, делать выводы на основании источника
    -   Воспитательная - воспитание  патриотических чувств, уважения к истории своего народа
    
    Планируемые результаты:
    на основе событий и документов углубить знания учащихся о Второй мировой войне, ее причинах; выяснить роль антигитлеровской коалиции во II мировой войне ; способствовать пониманию необходимости объединения усилий в борьбе с опасным противником, продолжить развитие аналитических способностей учащихся через работу с историческим документом, патриотическое и нравственное воспитание. 
    Оборудование: источники. задания для групп,
    1.Всемирная история ХХ- начало ХХ1 вв., Н.В. Загладин., М., «Русское слово», 2009 г.
    
    
    
    Ход урока:
    
    1.Организационный момент.
    
    2.Проверка уровня усвоения предыдущего материала.
    
    1.Подготовка развернутого ответа:
    -Какие соображения побуждали лидеров стран Запада проводить политику умиротворения Германии?
    -Охарактеризуйте дипломатические шаги Запада в ответ на агрессивные действия Германии, Италии, Японии
    Как вы считаете, почему был заключен советско-германский пакт о ненападении 
    
    2.Задания по карточкам (3 ученика).
    
    1. Первая в мире международная организация, имевшей целью сохранение мира?
    Ответ:  Лига Наций
    2. Какие политические режимы установились в мире? 
    Ответ: Демократический; Авторитарный, Тоталитарный 
    3. В каких государствах Демократический? 
    Ответ: Англия, США, Франция;
    4.  В каких государствах Авторитарный? 
     Ответ: Япония, Испания;
    5. В каких государствах Тоталитарный? 
    Ответ: СССР, Германия, Италия
    6. Кто пришёл к власти в Италии в 1922 году? 
    Ответ: Бенито Муссолини
    7. Кто пришёл к власти в Германии в 1933 году?  
    Ответ: Адольф Гитлер
    8. Страны, избравшие агрессивную внешнюю политику? 
    Ответ: Германия, Италия, Япония
    3. Актуализация знаний.
    Война страшное и жестокое историческое явление, которое оставляет после себя жертвы и разрушения. Из 5000 лет  цивилизации только 395 были мирными; более 4 млрд. человеческих жизней погибло в пламени войн.   
    
    4. Изучение нового материала (Вступительное слово учителя)
        - Сегодня на уроке мы начнём с вами наш разговор об одной из самых кровопролитных войн XX века – Второй мировой войне. Вы должны уяснить историческое значение победы и её цену. Сделать определённые выводы о трагизме и сокрушительной силе любых войн.
    
         Изучение нового материала пройдет по плану:
    
    -Первый этап войны 1939- 1941 год.
    
    -Нападение Германии на СССР.
    
    -Создание антигитлеровской коалиции.
    1. Работа в группах по 3 человека с учебником.
    Каждой группе раздаются карточки с вопросами.
     Группа работает над ответом на вопрос.
     Карточки:
    1. Первый этап Второй мировой войны. Что такое «странная война», чем  она обернулась а) для Польши, б) для Франции? (уч. стр. 150- 151)
    2. Какие цели и задачи ставила Германия после нападения на СССР?
    3. Причины и повод создания антигитлеровской коалиции. (уч. стр. 154- 155)
    
    1. И так, первый наш вопрос – Очаги военной опасности и сближение  агрессоров.   Первый этап войны 1939-1941год. 
    Беседа о начале Второй мировой войны.
     Составление хронологической таблицы «Вступление в войну мировых держав»
     (работа с учебником):
    Хронологическая таблица:
    дата
    событие
    1 сентября 1939г.
    Вторжение Германии на территорию Польши
    9 апреля 1940г.
    Вторжение Германии на территорию Дании и Норвегии
    Апрель 1940г.
    Вторжение Италии на территорию Греции
    10 мая 1940г.
    Вторжение германских войск на территорию Бельгии, Голландии, Люксембурга
    Июнь 1940г.
    Вторжение германских войск на территорию Франции
    Лето 1940г.
    Попытка захвата Италией британских колоний в Северной Африке
    Апрель 1941г.
    Вторжение Германии на территорию Югославии
    22 июня 1941г.
    Нападение германских войск на СССР
    7 декабря 1941г.
    Нападение Японии на военно-морскую базу США на Гавайских островах (Пёрл-Харбор)
    8 декабря 1941г.
    Объявление США войны Японии
    11 декабря 1941г.
    Объявление войны Германией и Италией США
    
    
    Физкультминутка.
    Исходное положение – сидя на стуле.
    1. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. (Повтор 4 раза).
    
    Исходное положение – сидя, руки на поясе.
    2. Поворот головы вправо.
       Исходное положение.
       Поворот головы влево.
       Исходное положение
       (Повторить 6 раз).
    
    - Какие выводы можно сделать по составленной  хронологической таблице? 
    (Ответы учеников)
    В начальный период войны успех сопутствовал странам-агрессорам. Германия смогла захватить практически всю Европу. Италия и Япония также вели захватническую политику. Несмотря на пакт о ненападении, Германия всё же напала на СССР. США гораздо позже вступила в войну.
    
    2.Нападение Германии на СССР.     
    Работа с  документом. 
    Приложение 
    
    Анализ исторических документов.
    
    Из директивы № 21. План «Барбаросса»
    
    Ставка фюрера, 18 декабря 1940 г.
    Германские вооруженные силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании еще до того, как будет закончена война против Англии. (Вариант «Барбаросса».)
    Сухопутные силы должны использовать для этой цели все находящиеся в их распоряжении соединения, за исключением тех, которые необходимы для защиты оккупированных территорий от всяких неожиданностей. <...>
    Приказ о стратегическом развертывании  вооруженных сил против Советского Союза я отдам в случае необходимости за восемь недель до намеченного срока начала операции. Приготовления, требующие более продолжительного времени, если они не начались, следует начать уже сейчас и закончить к 15,5.41 г.
    
    I. Общий замысел.
    Основные силы русских сухопутных войск, находящиеся в Западной России, должны быть уничтожены в смелых операциях посредством глубокого, быстрого выдвижения танковых клиньев.
    Отступление боеспособных войск противника на широкие просторы русской территории должно быть предотвращено.
    Путем быстрого преследования должна быть достигнута линия, с которой русские военно-воздушные силы будут не в состоянии совершать налеты на имперскую территорию Германии.
    Конечной целью операции является создание заградительного барьера против Азиатской России по общей линии Волга – Архангельск. Таким образом, в случае необходимости последний индустриальный район, остающийся у русских на Урале, можно будет парализовать с помощью авиации.
    В ходе этих операций русский Балтийский флот быстро потеряет свои базы и окажется, таким образом, не способным продолжать борьбу.
    Эффективные действия русских военно-воздушных сил должны быть предотвращены нашими мощными ударами уже в самом начале операции. <...>
    
    Замечания и предложения по генеральному плану «Ост» рейхсфюрера СС Гимлера.
    
    Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве… Дело заключается скорее всего в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их…
    а) Прежде всего надо предусмотреть разделение территории, заселяемой русскими, на различные политические районы с собственными органами управления, чтобы обеспечить в каждом из них обособленное национальное развитие…
    б) Вторым средством… является ослабление русского народа в расовом отношении…
    Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа… Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается… в руководстве.
    
    Вопросы к документам:
    1. Какие цели и задачи ставило перед собой фашистское руководство Германии в войне против СССР? Раскройте понятие «молниеносная война».
    2. Охарактеризуйте план «Ост».
    
     Рассмотрите следующую таблицу и сделайте выводы о степени военной, экономической готовности СССР к надвигающейся войне.
    
    
    
    Подготовка СССР к войне
    Достижения 
    Просчеты, ошибки 
    Резко увеличены военные ас­сигнования (на 43 % в 1941 г.) на базовые отрасли промыш­ленности. 
    Просчеты при распределении воен­ных ассигнований — незначитель­ный рост объемов производства. 
    Меры по повышению произво­дительности труда (восьмичасо­вой рабочий день при семи­дневной рабочей неделе; запре­щен самовольный уход рабочих и служащих с предприятий). 
    Не удалось увеличить производи­тельность труда за счет использова­ния административного ресурса. 
    Созданы образцы оружия, пре­восходящие мировые аналоги (истребители Як-1 и МиГ-3; штурмовик Ил-2; бомбардиров­щик Пе-2; танки Т-34 и КВ; пис- 
    толет-пулемет Г. С. Шпагина и ДР-)- 
    Массовые репрессии 1930-х гг. со­кратили квалифицированные управ­ленческие и инженерные кадры. Погибли или оказались в лагерях многие ведущие конструкторы военной техники. Новая военная техника медленно внедрялась в производство.  
    В 1939 г. введена всеобщая во­инская повинность. 
    Репрессии ослабили командный со­став Красной Армии, привели к сни­жению уровня управления войсками. 
     
    Укомплектованность новых соедине­ний техникой, средствами связи бы­ла недостаточной. 
    
    
    
    Итог подводят ученики совместно с учителем.
    
    3.Создание антигитлеровской коалиции. 
    
    Учащиеся составляют таблицу «Создание антигитлеровской коалиции»
    
    дата
    Страна,    цели
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Вывод  делают  ученики совместно с учителем.
    
    5.Закрепление 
    Для закрепления полученных знаний учащимся задаются вопросы: 
    1. Почему началась Вторая мировая война?
    2. Каким событием начинается война, когда оно произошло?
    
    6.Итог урока. Обобщение по вопросам – обязательная отработка ответов вслух. А также проверка на правильность выполнения задания.
    В начальный период войны успех сопутствовал странам-агрессорам. Германия смогла захватить практически всю Европу. Италия и Япония также вели захватническую политику. Несмотря на пакт о ненападении, Германия всё же напала на СССР. США гораздо позже вступила в войну.
    7.Рефлексия: Выразить свое отношение к уроку в одном, двух предложениях.
    8.Домашнее задание.
    1. Параграф 17. Ответить на вопрос № 2, 4 .
    2. В чем были причины Второй Мировой войны? 
    3. Как повлиял пакт о ненападении на международную обстановку предвоенных лет?
    9. Выставление оценок.
    -  А сейчас, я вам предлагаю оценить свою работу на уроке.
     Оцени свою работу на уроке:
    Фамилия Имя
         «5»
       «4»
       «3»
          «2»
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Матвиенко Л. П.

    Скачать: История 11кл - Конспект.docx