Шустов Вячеслав Александрович
учитель химии
МОБУ «Петровская средняя общеобразовательная
школа имени Героя Советского Союза Супонина
Дмитрия Владимировича»
Саракташский район
Название предмета: Химия
Класс: 9
УМК: Новошинский, И. И., Новошинская, Н. С. Химия. 9 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений, М.: Русское слово, 2012
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Круговорот азота и фосфора в природе. Знакомство с минеральными удобрениями.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
Место урока в системе уроков по теме: Тема " Круговорот азота и фосфора в природе. Знакомство с минеральными удобрениями" является седьмой в изучении подгруппы азота.
Цель урока: формирование знаний о круговороте азота и фосфора в природе. Знакомство с минеральными удобрениями, способах получения, физических, химических свойствах и применении; продолжать формирование у учащихся представления о веществах и их использовании в жизни человека, развивать практические умения и навыки при работе с этими веществами, умения работать с книгой, записывать химические уравнения.
Задачи:
Образовательная: знакомство с основными видами удобрений, их составом, названиями, физическими и химическими свойствами, способами получения, распознавания, значением для растений; показать необходимость внесения минеральных удобрений с целью восстановления плодородия почвы и повышения урожайности; формировать умения оформлять результаты исследования, делать выводы; учить школьников использовать знания в быту.
Развивающая: знакомство с основными видами удобрений, их составом, названиями, физическими и химическими свойствами, способами получения, распознавания, значением для растений;.
Воспитывающая: формирование научного мировоззрения, убеждение в необходимости привлечения химии к пониманию и описанию процессов происходящих в окружающей среде, воспитание осознанного отношения к своему здоровью и “здоровью” окружающей среды; создание комфортности присутствия на уроке; воспитание эстетического отношения к предмету; воспитание отстаивать свою точку зрения, подкрепляя ее имеющимися или приобретенными знаниями.
Тип урока: усвоения новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные: Рассмотреть нахождение азота и фосфора в природе, их биологическую роль, круговорот в природе.
Метапредметные: Продолжить развивать умение генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации.
Личностные: Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: ПСХЭ Д.И. Менделеева, компьютер и проектор, карточки для работы у доски (приложение 1), презентация (приложение 2, 3), дополнительный материал к уроку (приложение 4, 5, 6, 7, 8).
Содержание урока
№
Этапы урока
Дидактическая задача
Содержание
Деятельность учителя
(с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)
Деятельность учащихся
(с указанием форм работы)
1
Организационный момент
создать условия для быстрого включения учащихся в деловой ритм, воспитания интереса к предмету.
Приветствие, организация внимания учащихся, мотивация их деятельности, формулирование темы и задач урока в сотрудничестве с учащимися.
Приветствуют учителя, настраиваются на работу
2
Актуализация знаний и умений
(Проверка знаний учащихся)
Обеспечить понимание учащимися социальной и практической ценности изучаемого материала.
Мы с вами жители села и хорошо знаем, что цель, к которой человек стремился во все времена - получить высокий урожай сельскохозяйственных культур, будь это собственный огород или поле крупного агрохолдинга.
Поскольку мы будем говорить о веществах, необходимых растению, вспомните:
- Какие вещества входят в состав растений?
- Какие органические вещества вам известны?
- Какие неорганические вещества содержатся в организме растений? - Из каких элементов состоят все упомянутые вещества?
-Какие же химические элементы наиболее часто встречаются в растениях?
Учащиеся отвечают на вопросы
3
Мотивация учебной деятельности
Обеспечить восприятие, осмысления и первичное запоминание изучаемого материала.
Также в больших количествах в растениях содержатся сера, калий, кальций и магний. Эти девять химических элементов, которые нужны растению в больших количествах, называют макроэлементами. Такие элементы, как железо, марганец, медь, цинк, хром и некоторые другие, нужны растению в небольших количествах. Их называют микроэлементами.
- Откуда растения получают необходимые им элементы?
- Откуда в растение поступает углерод? - Откуда растение может брать кислород и водород?
- Что является источником азота для растений?
Учащиеся отвечают на вопросы
4
Изучение нового материала.
Подвести учащихся к пониманию цели исследования; получить знания о составе и классификации минеральных удобрений
Учащиеся читают доклады, анализируют схемы, изучают таблицы.
5
Закрепление изученного материала
Закрепление нового знания и умения при решении типовых задач.
Предлагает решить задачи практического характера
Учащиеся решают задачи.
Делают записи в тетрадях
6
Формулирование выводов по результатам работы.
Установить, усвоили ли или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерности;
устранить обнаруженные пробелы.
Следит за работой класса и ответами учащихся
При необходимости устраняет обнаруженные пробелы
Выясняет число учащихся, правильно ответивших на вопросы
Выставляет отметки в журнал
7
Подведение итогов урока, решение задач в новой ситуации.
Предлагает ответить на вопросы теста.
Осуществляют взаимопроверку в парах. Обсуждают результаты.
8
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.
Сообщает домашнее задание, разъясняет его выполнение
Записывают домашнее задание
9
Рефлексия
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психо – эмоционального состояния, мотивации, взаимодействия с учителем и учащимися.
Спасибо за сотрудничество! Урок окончен! До свидания! Всем добра и успехов! "
Учащиеся подводят итоги урока, высказывают мнение о том, что нового они узнали на уроке.
Конспект урока
Круговорот азота и фосфора в природе. Знакомство с минеральными удобрениями.
«Сами, трудясь, вы многое сделаете для себя и близких.
А если при труде успеха не будет, будет неудача,
не беда – попробуйте еще, и тогда придет успех» Д.И.Менделеев
Ход урока
І. Организационный этап.
Приветствие, организация внимания учащихся, мотивация их деятельности, формулирование темы и задач урока в сотрудничестве с учащимися.
Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и начать урок. Вы знакомы с Периодическим законом и Периодической системой химических элементов великого русского химика Д.И.Менделеева, открытие которых оценивается в мире как научный подвиг. А сегодня, на уроке вы познакомитесь еще с одним направлением деятельности великого ученого.
ІІ. Актуализация знаний.
Учитель. Мы с вами жители села и хорошо знаем, что цель, к которой человек стремился во все времена - получить высокий урожай сельскохозяйственных культур, будь это собственный огород или поле крупного агрохолдинга.
«Мозговой штурм» (слайд 3, 4)
Поскольку мы будем говорить о веществах, необходимых растению, вспомните:
- Какие вещества входят в состав растений? (Ответ учащихся: Органические и неорганические вещества).
- Какие органические вещества вам известны? (Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.)
- Какие неорганические вещества содержатся в организме растений? (Вода и минеральные соли)
- Из каких элементов состоят все упомянутые вещества? (В состав белков входят углерод, кислород, водород, азот, фосфор, сера; в состав жиров и углеводов — углерод, кислород, водород. Нуклеиновые кислоты состоят из углерода, кислорода, водорода, азота, фосфора. В составе воды есть кислород и водород. В растениях содержатся соли фосфорной и азотной кислот, они удерживают катионы калия, кальция, магния, железа, марганца, меди, цинка и многие другие.)
-Какие же химические элементы наиболее часто встречаются в растениях? (Углерод, кислород, водород, азот, фосфор.)
ІІІ. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. Также в больших количествах в растениях содержатся сера, калий, кальций и магний. Эти девять химических элементов, которые нужны растению в больших количествах, называют макроэлементами. Такие элементы, как железо, марганец, медь, цинк, хром и некоторые другие, нужны растению в небольших количествах. Их называют микроэлементами.
«Мозговой штурм»(Слайд 5, 6)
- Откуда растения получают необходимые им элементы? (Из почвы и воздуха)
- Откуда в растение поступает углерод? (Из углекислого газа воздуха, а также из почвенного углекислого газа.)
- Откуда растение может брать кислород и водород?
- Что является источником азота для растений? (Воздух. В нем четыре пятых части азота — больше, чем кислорода.)
ІV. Изучение нового материала.
«Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее решение» С. Бернар (Слайд 7)
Учитель: Действительно, в воздухе много свободного азота, но растения не способны его усваивать. Это доказал наш соотечественник профессор П. С. Коссович. Многочисленными опытами он установил, что только бобовые растения, имеющие клубеньки с азотфиксирующими бактериями, способны усваивать азот воздуха. Все другие берут его из почвы. Из почвы вещества могут поступать в растение только в растворенном виде. Что из этого следует? (Значит, все необходимые химические элементы должны находиться в почвенном растворе).
Между литосферой, гидросферой, атмосферой и живыми организмами Земли постоянно происходит обмен химическими элементами. Этот процесс имеет циклический характер: переместившись из одной сферы в другую, элементы вновь возвращаются в первоначальное состояние. Круговорот элементов имел место в течение всей истории Земли, насчитывающей 4,5 млрд. лет
В результате некоторых природных явлений азот и фосфор переходят в доступную для растений форму.
Выступления учащихся:
1. Круговорот азота в природе (приложение 2).
2. Круговорот фосфора в природе (приложение 3).
Вывод: В природе устанавливается круговорот азота и фосфора, и растения получают достаточное количество их соединений. Но в результате деятельности человека этот круговорот нарушается.
И вот незадача - чем лучше был урожай в этом году, тем беднее осталась после него земля и тем хуже урожай можно ожидать в следующем. Так как «истощалась» почва. В середине ХIХ в. немецкий химик Ю. Либих (Слайд 8) писал: «Продавая урожай со своего поля, крестьянин продает само поле». Он доказывал, что химия может и должна помочь крестьянину вернуть его поле.
- Как это можно осуществить? (Расход питательных веществ нужно восполнять, добавляя их в почву путем внесения удобрений).
Конечно, вы опять правы. Сейчас это кажется совершенно понятным. Но в то время идея минерального питания Ю. Либиха считалась нелепой, вызывала смех. Как это возможно, чтобы какие- то порошки повысили плодородие почвы? Но многочисленные опыты Либиха и других ученых подтвердили справедливость теории минерального питания растений. Ю. Либих указывал, что если некоторые элементы содержатся в почве в избытке, то калий, фосфор и, как установили позднее, азот необходимо возвращать в почву.
Итак, азотом, фосфором почва обедняется больше всего. Значит, именно эти химические элементы нужно вводить в почву в составе удобрений.
Учитель. Попытайтесь сформулировать определение минеральных удобрений (Вещества, которые содержат азот, фосфор необходимые для питания растений)
Вещества, содержащие три питательных элемента – азот, фосфор, калий – и способные в почвенном растворе диссоциировать на ионы, называются минеральными удобрениями.
Минеральные удобрения принято классифицировать по двум признакам:
1) по питательному элементу;
2) по числу питательных элементов.
По первому признаку выделяют азотные, фосфорные, калийные удобрения, по второму – простые, содержащие один питательный элемент, и комплексные, содержащие два или три питательных элемента (схема слайд 9).
Комплексные удобрения делят на сложные и смешанные.
Сложные удобрения – это комплексные удобрения, в которых атомы питательных элементов образуют химические связи. Сложное удобрение – это одно вещество, его состав выражен одной химической формулой.
Смешанные удобрения – это комплексные удобрения, которые представляют собой смеси нескольких (двух-трех) различных веществ.
Ученики записывают в тетради схему «Классификация минеральных удобрений».
Существуют различные удобрения
Таблица 1. Минеральные удобрения (приложение 4).
Учащиеся знакомятся с таблицей (раздается на каждую парту)
- Какие удобрения знаете вы? Какие используете на своем огороде?
Учитель. А теперь узнаем, почему растениям необходимы питательные элементы N, Р, K и как они их получают.
Выступление ученика (приложение 5).
Учитель. Если мы видим, что растения отстают в росте, их листья приобретают грязно-зеленый цвет с фиолетовым оттенком, то мы делаем вывод о нехватке в почве фосфора.
Выступление ученика (приложение 6)..
Учитель. Получив данные о классификации минеральных удобрений, необходимо исследовать
их состав и свойства, научиться распознавать образцы важнейших удобрений; выяснить, какое влияние оказывают минеральные удобрения на питание растений.
Учитель. Теперь, когда мы вспомнили основные минеральные удобрения, давайте перейдем к таблице 2, в которой дана характеристика важнейших групп минеральных удобрений с точки зрения их питательной ценности и возможного вредного влияния на живые организмы. Перед каждым из вас лежит эта таблица. Изучим ее.
Таблица 2. Биологическая роль важнейших удобрений (слайд 10)
Изучив ее, легко прийти к выводу, что самый большой вред экологии и живым организмам наносят именно азотные удобрения.
Выступление ученика (приложение 7).
V. Закрепление изученного материала:
Задание прикладного характера
Задание №1 «Незадачливый фермер» (Слайд 11, 12)
Поздней осенью, распахав землю, фермер решил, что называется убить двух зайцев сразу: известковать участки с кислой почвой и провести подкормку ее суперфосфатом (все-таки поверил, что без химии не обойтись). Однако весной оказалось, что желаемый эффект не был достигнут. Почему?
(Ответ: Са(Н2РО4) 2+ 2Са(ОН) 2 = Са 3(РО4) 2 + 4Н2О)
осадок
Задание №2 «Опытный сосед» (Слайд 13, 14)
Опытный сосед, пожалев молодого фермера, предложил ему исправить ошибку, внеся в почву хорошо растворимое удобрение, содержащее фосфор. Он позабыл его название, но принес аккуратную запись результатов анализа (%): азота – 12,2, водорода – 5,5, фосфора – 27,0, кислорода – 55,6. Что же это за вещество?
Дано: Решение:
W(N) = 12,2% Отношение элементов в веществе
W(Н) = 5,5% N : Н : Р : О =
W(Р) = 27,0% 12,2/14 : 5,5/1 : 27,0/31 : 55,6/16 =
W(О) = 55,6% 0,87 : 5,5 : 0,87 : 3,47 =
______________ 1 : 6 : 1 : 4
Формула ? NН6 РО4 или NН4 Н2 РО4
Ответ: NН4 Н2 РО4 – дигидроортофосфат аммония
Задание №3 «Химическое производство» (Слайд 15, 16).
Сегодня химическая промышленность создает новые рецептуры удобрений с улучшенными качествами. Это – суперфосфат, аммофос, сильвинит и другие. Чтобы получить растворимый в почве суперфосфат, восстанавливают углем природный фосфат:
Продукт реакции – двойной суперфосфат (Ca(H2PO4)2) так называется из-за процесса, который идет в две стадии, а также он содержит около 50% Р2О5, а простой содержит 20%.
Составьте цепочку превращений от природного фосфата до двойного суперфосфата. Запишите уравнения реакций.
Ответ : Ca3(PO4)2 P P2O5 H3PO4 Ca(H2PO4)2
1.Ca3(PO4)2 + 5C + 3 SiO2 = 2P + 5CO + 3 CaSiO3
2.4P + 5O2 = 2P2O5
3.P2O5 + 3H2O = 2H3PO4
4.Ca3(PO4)2 + 4H3PO4 = 3Ca(H2PO4)2
VI. Формулирование выводов по результатам работы.
Учитель: Менделеев опытным путем доказал, что даже при неблагоприятных условиях в средней полосе России можно грамотно и выгодно вести дело.
И опыты Менделеева не пропали зря. Надо же такому случиться, что в тот год, когда проводил опыты Д.И. Менделеев, родился академик Дмитрий Николаевич Прянишников (1865-1948), химик, биохимик, физиолог растений и агроном широко известен как основоположник химизации отечественного хозяйства, внесший выдающийся вклад в создание и развитие российской промышленности минеральных удобрений
VII. Подведение итогов урока, решение задач в новой ситуации.
Задание: предлагаю ответить на вопросы теста «Минеральные удобрения», (Приложение 8). Осуществите взаимопроверку в парах. Обсудим результаты.
VIII. Домашнее задание:
Прочитать § 31, 32.
IX. Рефлексия
Учитель. Китайская мудрость гласит «Даже если вы достигли вершины горы, продолжайте карабкаться дальше» А какими словами обычно заканчиваются русские сказки? Многие
армянские сказки заканчиваются фразой: «… первое яблоко тому, кто рассказывал. Второе – тому, кто слушал. А третье-кому? Тому – кто понял». Я уверена, что сегодня с урока вы уходите с яблоками, хотя и виртуальным
Спасибо за сотрудничество! Урок окончен! До свидания! Всем добра и успехов!
Автор(ы): Шустов В. А.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docАвтор(ы): Шустов В. А.
Скачать: Химия 9кл - Приложение 1.pptxАвтор(ы): Шустов В. А.
Скачать: Химия 9кл - Приложение 2.pptАвтор(ы): Шустов В. А.
Скачать: Химия 9кл - Приложение 3.pptxАвтор(ы): Шустов В. А.
Скачать: Химия 9кл - Приложение 4-8.zip