Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок № 38. Круговорот азота и форсфора в природе. Знакомство с минеральными удобрениями

Текст урока

  • Конспект

     Шустов Вячеслав Александрович 
    учитель химии 
    МОБУ «Петровская средняя общеобразовательная  
    школа имени Героя Советского Союза Супонина   
    Дмитрия Владимировича»
    Саракташский район
    Название предмета: Химия
    Класс: 9
    УМК: Новошинский, И. И., Новошинская, Н. С. Химия. 9 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений, М.: Русское слово, 2012
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Круговорот азота и фосфора в природе. Знакомство с минеральными удобрениями.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: Тема " Круговорот азота и фосфора в природе. Знакомство с минеральными удобрениями" является седьмой в изучении подгруппы азота.
    Цель урока: формирование знаний о круговороте азота и фосфора в природе. Знакомство с минеральными удобрениями, способах получения, физических, химических свойствах и применении; продолжать формирование у учащихся представления о веществах  и их использовании в жизни человека, развивать практические умения и навыки при работе с этими веществами, умения работать с книгой, записывать химические уравнения. 
    Задачи:
    Образовательная: знакомство с основными видами удобрений, их составом, названиями, физическими и химическими свойствами, способами получения, распознавания, значением для растений; показать необходимость внесения минеральных удобрений с целью восстановления плодородия почвы и повышения урожайности; формировать умения оформлять результаты исследования, делать выводы; учить школьников использовать знания в быту.
    Развивающая: знакомство с основными видами удобрений, их составом, названиями, физическими и химическими свойствами, способами получения, распознавания, значением для растений;. 
    Воспитывающая: формирование научного мировоззрения, убеждение в необходимости  привлечения химии к пониманию и описанию процессов происходящих в окружающей среде, воспитание осознанного отношения к своему здоровью и “здоровью” окружающей среды; создание комфортности присутствия на уроке; воспитание эстетического отношения к предмету; воспитание отстаивать свою точку зрения, подкрепляя ее имеющимися  или приобретенными знаниями.
    Тип урока: усвоения новых знаний
         Планируемые результаты: 
    Предметные: Рассмотреть нахождение азота и фосфора в природе, их биологическую роль, круговорот в природе. 
    Метапредметные: Продолжить развивать умение генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации.
    Личностные: Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: ПСХЭ Д.И. Менделеева, компьютер и проектор, карточки для работы у доски (приложение 1), презентация  (приложение 2, 3), дополнительный материал к уроку (приложение 4, 5, 6, 7, 8).
    Содержание урока
    №
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя 
    (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)
    Деятельность учащихся 
    (с указанием форм работы)
    1
    Организационный момент 
    создать условия для быстрого включения учащихся в деловой ритм, воспитания интереса к предмету.
    Приветствие, организация внимания учащихся, мотивация их  деятельности, формулирование темы и задач урока в сотрудничестве с учащимися.
    Приветствуют учителя, настраиваются на работу
    2
    Актуализация знаний и умений
    (Проверка знаний учащихся)
    Обеспечить понимание учащимися социальной и практической ценности изучаемого материала.
    Мы с вами жители села и хорошо знаем, что цель, к которой человек стремился во все времена -   получить высокий урожай сельскохозяйственных культур, будь это собственный огород или поле крупного агрохолдинга. 
    Поскольку мы будем говорить о веществах, необходимых растению, вспомните:
    - Какие вещества входят в состав растений?
    - Какие органические вещества вам известны? 
    - Какие неорганические вещества содержатся в организме растений? - Из каких элементов состоят все упомянутые вещества? 
    -Какие же химические элементы наиболее часто встречаются в растениях? 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Учащиеся отвечают на вопросы
    
    3
    Мотивация учебной деятельности 
    Обеспечить восприятие, осмысления  и первичное запоминание изучаемого материала.
    Также в больших количествах в растениях содержатся сера, калий, кальций и магний. Эти девять химических элементов, которые нужны растению в больших количествах, называют макроэлементами. Такие элементы, как железо, марганец, медь, цинк, хром и некоторые другие, нужны растению в небольших количествах. Их называют микроэлементами.
    - Откуда растения получают необходимые им элементы?
    - Откуда в растение поступает углерод? - Откуда растение может брать кислород и водород?
    - Что является источником азота для растений? 
    Учащиеся отвечают на вопросы
    4
    Изучение нового материала.
    Подвести учащихся к пониманию цели исследования; получить знания о составе и классификации минеральных удобрений
    
    Учащиеся читают доклады, анализируют схемы, изучают таблицы. 
    5
    Закрепление изученного материала        
    Закрепление нового знания и умения при решении типовых задач.
    Предлагает решить задачи практического характера
    Учащиеся решают задачи.
    Делают записи в тетрадях
    6
    Формулирование выводов по результатам работы.
    Установить, усвоили ли или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерности;
    устранить обнаруженные пробелы.
    Следит за работой класса и ответами учащихся
    При необходимости устраняет обнаруженные пробелы
    Выясняет число учащихся, правильно ответивших на вопросы
    Выставляет отметки в журнал
    
    7
    Подведение итогов урока, решение задач в новой ситуации.
    
    Предлагает ответить на вопросы теста. 
    Осуществляют взаимопроверку в парах. Обсуждают  результаты.
    8
    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
    Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.
    Сообщает домашнее задание, разъясняет его выполнение
    Записывают домашнее задание
    9
    Рефлексия
    Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психо – эмоционального состояния, мотивации, взаимодействия с учителем и учащимися.           
    Спасибо за сотрудничество! Урок окончен! До свидания!  Всем добра и успехов! "
    Учащиеся подводят итоги урока, высказывают мнение о том, что нового они узнали на уроке.
    
    Конспект урока
    Круговорот азота и фосфора в природе. Знакомство с минеральными удобрениями.
    «Сами, трудясь, вы многое сделаете для себя и близких.
                                                             А если при труде успеха не будет, будет неудача, 
                                                            не беда – попробуйте еще, и тогда придет успех» Д.И.Менделеев        
    Ход урока
    І. Организационный этап.
    Приветствие, организация внимания учащихся, мотивация их  деятельности, формулирование темы и задач урока в сотрудничестве с учащимися.
    Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и начать урок. Вы знакомы  с Периодическим законом и Периодической системой химических элементов великого русского химика Д.И.Менделеева, открытие которых оценивается в мире   как научный подвиг. А сегодня, на уроке вы познакомитесь еще с одним направлением деятельности   великого ученого.    
    ІІ. Актуализация знаний.
    Учитель. Мы с вами жители села и хорошо знаем, что цель, к которой человек стремился во все времена -   получить высокий урожай сельскохозяйственных культур, будь это собственный огород или поле крупного агрохолдинга. 
    «Мозговой штурм» (слайд 3, 4)
    Поскольку мы будем говорить о веществах, необходимых растению, вспомните:
    - Какие вещества входят в состав растений? (Ответ учащихся: Органические и неорганические вещества).
    - Какие органические вещества вам известны? (Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.)
    - Какие неорганические вещества содержатся в организме растений? (Вода и минеральные соли)
    - Из каких элементов состоят все упомянутые вещества? (В состав белков входят углерод, кислород, водород, азот, фосфор, сера; в состав жиров и углеводов — углерод, кислород, водород. Нуклеиновые кислоты состоят из углерода, кислорода, водорода, азота, фосфора. В составе воды есть кислород и водород. В растениях содержатся соли фосфорной и азотной кислот, они удерживают катионы калия, кальция, магния, железа, марганца, меди, цинка и многие другие.)
    -Какие же химические элементы наиболее часто встречаются в растениях? (Углерод, кислород, водород, азот, фосфор.)
    ІІІ. Мотивация учебной деятельности.
    Учитель. Также в больших количествах в растениях содержатся сера, калий, кальций и магний. Эти девять химических элементов, которые нужны растению в больших количествах, называют макроэлементами. Такие элементы, как железо, марганец, медь, цинк, хром и некоторые другие, нужны растению в небольших количествах. Их называют микроэлементами.
    «Мозговой штурм»(Слайд 5, 6)
    - Откуда растения получают необходимые им элементы? (Из почвы и воздуха)
    - Откуда в растение поступает углерод? (Из углекислого газа воздуха, а также из почвенного углекислого газа.)
    - Откуда растение может брать кислород и водород?
    - Что является источником азота для растений? (Воздух. В нем четыре пятых части азота — больше, чем кислорода.)
    ІV. Изучение нового материала.
       «Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее решение» С.  Бернар (Слайд 7)
    Учитель: Действительно, в воздухе много свободного азота, но растения не способны его усваивать. Это доказал наш соотечественник профессор П. С. Коссович. Многочисленными опытами он установил, что только бобовые растения, имеющие клубеньки с азотфиксирующими бактериями, способны усваивать азот воздуха. Все другие берут его из почвы. Из почвы вещества могут поступать в растение только в растворенном виде.  Что из этого следует? (Значит, все необходимые химические элементы должны находиться в почвенном растворе).
        Между литосферой, гидросферой, атмосферой и живыми организмами Земли постоянно происходит обмен химическими элементами. Этот процесс имеет циклический характер: переместившись из одной сферы в другую, элементы вновь возвращаются в первоначальное состояние. Круговорот элементов имел место в течение всей истории Земли, насчитывающей 4,5 млрд. лет
      В результате некоторых природных явлений азот и фосфор переходят в доступную для растений форму.
    Выступления учащихся:
    1. Круговорот азота в природе  (приложение 2).
    2. Круговорот фосфора в природе  (приложение 3).
    Вывод: В природе устанавливается круговорот азота и фосфора, и растения получают достаточное количество их соединений. Но в результате деятельности человека этот круговорот нарушается. 
      И вот незадача - чем лучше был урожай в этом году, тем беднее осталась после него земля и тем хуже урожай можно ожидать в следующем. Так как «истощалась» почва. В середине ХIХ в. немецкий химик Ю. Либих (Слайд 8) писал: «Продавая урожай со своего поля, крестьянин продает само поле». Он доказывал, что химия может и должна помочь крестьянину вернуть его поле. 
    - Как это можно осуществить? (Расход питательных веществ нужно восполнять, добавляя их в почву путем внесения удобрений).
      Конечно, вы опять правы. Сейчас это кажется совершенно понятным. Но в то время идея минерального питания Ю. Либиха считалась нелепой, вызывала смех. Как это возможно, чтобы какие- то порошки повысили плодородие почвы? Но многочисленные опыты Либиха и других ученых подтвердили справедливость теории минерального питания растений. Ю. Либих указывал, что если некоторые элементы содержатся в почве в избытке, то калий, фосфор и, как установили позднее, азот необходимо возвращать в почву. 
    Итак, азотом, фосфором почва обедняется больше всего. Значит, именно эти химические элементы нужно вводить в почву в составе удобрений.
      Учитель. Попытайтесь сформулировать определение минеральных удобрений (Вещества, которые содержат азот, фосфор необходимые для питания растений)
       Вещества, содержащие три питательных элемента – азот, фосфор, калий – и способные в почвенном растворе диссоциировать на ионы, называются минеральными удобрениями.
    Минеральные удобрения принято классифицировать по двум признакам:
    1) по питательному элементу;
    2) по числу питательных элементов.
      По первому признаку выделяют азотные, фосфорные, калийные удобрения, по второму – простые, содержащие один питательный элемент, и комплексные, содержащие два или три питательных элемента (схема слайд 9).
    Комплексные удобрения делят на сложные и смешанные.
    Сложные удобрения – это комплексные удобрения, в которых атомы питательных элементов образуют химические связи. Сложное удобрение – это одно вещество, его состав выражен одной химической формулой.
    Смешанные удобрения – это комплексные удобрения, которые представляют собой смеси нескольких (двух-трех) различных веществ.
    Ученики записывают в тетради схему «Классификация минеральных удобрений».
    Существуют различные удобрения 
    Таблица 1. Минеральные удобрения (приложение 4).
    Учащиеся знакомятся с таблицей (раздается на каждую парту)
    - Какие удобрения знаете вы? Какие используете на своем огороде? 
    Учитель. А теперь узнаем, почему растениям необходимы питательные элементы N, Р, K и как они их получают.
    Выступление ученика (приложение 5).
        Учитель. Если мы видим, что растения отстают в росте, их листья приобретают грязно-зеленый цвет с фиолетовым оттенком, то мы делаем вывод о нехватке в почве фосфора.
    Выступление ученика (приложение 6).. 
       Учитель. Получив данные о классификации минеральных удобрений, необходимо исследовать 
    их состав и свойства, научиться распознавать образцы важнейших удобрений; выяснить, какое влияние оказывают минеральные удобрения на питание растений.
    Учитель. Теперь, когда мы вспомнили основные минеральные удобрения, давайте перейдем к таблице 2, в которой дана характеристика важнейших групп минеральных удобрений с точки зрения их питательной ценности и возможного вредного влияния на живые организмы. Перед каждым из вас лежит эта таблица. Изучим ее. 
    Таблица 2. Биологическая роль важнейших удобрений (слайд 10)
    Изучив ее, легко прийти к выводу, что самый большой вред экологии и живым организмам наносят именно азотные удобрения. 
    Выступление ученика (приложение 7).
    V. Закрепление изученного материала:
    Задание прикладного характера 
    Задание №1 «Незадачливый фермер» (Слайд 11, 12)
    Поздней осенью, распахав землю, фермер решил, что называется убить двух зайцев сразу: известковать участки с кислой почвой и провести подкормку ее суперфосфатом (все-таки поверил, что без химии не обойтись). Однако весной оказалось, что желаемый эффект не был достигнут.  Почему?
    (Ответ: Са(Н2РО4) 2+ 2Са(ОН) 2 =  Са 3(РО4) 2 + 4Н2О)
                                                                  осадок
    Задание №2 «Опытный сосед»            (Слайд 13, 14)
    Опытный сосед, пожалев молодого фермера, предложил ему исправить ошибку, внеся в почву хорошо растворимое удобрение, содержащее фосфор. Он позабыл его название, но принес аккуратную запись результатов анализа (%): азота – 12,2,  водорода – 5,5, фосфора – 27,0,  кислорода – 55,6. Что же это за вещество?
    Дано:                                      Решение:
    W(N) = 12,2%                Отношение элементов в веществе   
    W(Н) = 5,5%                               N : Н : Р : О = 
    W(Р) = 27,0%                       12,2/14 : 5,5/1 : 27,0/31 : 55,6/16 = 
    W(О) = 55,6%                            0,87 : 5,5 : 0,87 : 3,47 = 
    ______________                             1  :  6  :  1  :  4
    Формула ?                           NН6  РО4  или  NН4 Н2 РО4 
                                            Ответ:  NН4 Н2 РО4  – дигидроортофосфат аммония
    
    Задание №3 «Химическое производство»     (Слайд 15, 16).   
    Сегодня химическая промышленность создает новые рецептуры удобрений с улучшенными качествами. Это – суперфосфат, аммофос, сильвинит и другие. Чтобы получить растворимый в почве суперфосфат, восстанавливают углем природный фосфат:
    Продукт реакции – двойной суперфосфат (Ca(H2PO4)2) так называется из-за процесса, который идет в две стадии, а также он содержит около 50% Р2О5, а простой  содержит 20%.
    Составьте цепочку превращений от природного фосфата до двойного суперфосфата. Запишите уравнения реакций.
    Ответ :    Ca3(PO4)2    P    P2O5      H3PO4    Ca(H2PO4)2
    1.Ca3(PO4)2 + 5C + 3 SiO2 = 2P + 5CO + 3 CaSiO3
    2.4P + 5O2 = 2P2O5
    3.P2O5 + 3H2O = 2H3PO4
    4.Ca3(PO4)2 + 4H3PO4 = 3Ca(H2PO4)2
    VI. Формулирование выводов по результатам работы.
    Учитель: Менделеев опытным путем доказал, что даже при неблагоприятных условиях в средней полосе России можно грамотно и выгодно вести дело. 
    И опыты Менделеева не пропали зря. Надо же такому случиться, что в тот год, когда проводил опыты Д.И. Менделеев, родился академик Дмитрий Николаевич Прянишников (1865-1948), химик, биохимик, физиолог растений и агроном широко известен как основоположник химизации отечественного хозяйства, внесший выдающийся вклад в создание и развитие российской промышленности минеральных удобрений 
    VII. Подведение итогов урока, решение задач в новой ситуации.
    Задание: предлагаю ответить на вопросы теста «Минеральные удобрения», (Приложение 8). Осуществите взаимопроверку в парах. Обсудим результаты.
    VIII. Домашнее задание:
    Прочитать § 31, 32.
    IX. Рефлексия 
    Учитель. Китайская мудрость гласит «Даже если вы достигли вершины горы, продолжайте карабкаться дальше» А какими словами обычно заканчиваются русские сказки? Многие
     армянские сказки заканчиваются фразой: «… первое яблоко тому,  кто рассказывал.  Второе – тому, кто слушал. А третье-кому? Тому – кто понял».  Я уверена, что сегодня с урока вы уходите с яблоками, хотя и виртуальным
    Спасибо за сотрудничество! Урок окончен! До свидания!  Всем добра и успехов! 
    
    
     

    Автор(ы): Шустов В. А.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.doc

Презентация к уроку

Другие материалы