Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок № 12 Свойства и применение водорода

Текст урока

  • Конспект

     Петрунин Павел Иванович 
    Учитель химии 
    МОБУ "Каировская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза
    Гущина Николая Федоровича"
    Саракташского района Оренбургской области
    Название предмета: Химия
    Класс: 9
    УМК:  Химия: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/И.И. Новошинский, Н.С. Новашинская. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Свойства и применения водорода
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: «Свойства и применения водорода» изучается в курсе химии 9 класса, в разделе «Водород и его важнейшие соединения», является вторым по счету.
    Цель урока: Изучить методы получения водорода, физические и химические свойства, нахождение в природе и применение водорода.
    Задачи урока: 
    -Сформировать представление понятий водород - химический элемент, водород- простое вещество, познакомить с нахождением водорода в природе
    -Способствовать развитию умения мыслить логически и владеть химическим языком; развивать навыки наблюдения, выявления ошибок, решение разно уровневых и посильных заданий
    - Воспитание  положительной мотивации к  обучению и культуре поведения, общения и умственного труда
    Тип урока: комбинированный урок 
    Планируемые результаты: 
    - личностные: формирование: ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию  на основе мотивации к обучению и познанию; устойчивых познавательных интересов; уважительного отношения к труду; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
    - метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, делать выводы; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение преобразовывать знаки и символы для решения познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение;
    - предметные: овладение основами химической грамотности, способностью анализировать и объективно оценивать; приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов; формирование представлений о значении химической науки  в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
    Техническое обеспечение урока: Учебник, Переодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)
    
    Содержание урока
    №
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя                      (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)
    Деятельность учащихся                   (с указанием форм работы)
    1
    Организационный момент 
    Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
    - Добрый день, Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Желаю Вам приятного настроения во время работы на уроке.
    Настроиться на активную творческую работу; разработка плана работы, согласно выбранному девизу.
    2
    Мотивация учебной деятельности
    выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности
    Альтернативный тест «Да-Нет-ка»
    - Водород означает «кислотырождающий» (нет)
    - Самый распространенный во Вселенной (да)
    - Его валентность равна — II (нет)
    - В лаборатории получают при взаимодействии металлов с кислотами. (да)
    - Впервые получен Ж. Пристли. (нет)
    - Легче воздуха в 14,5 раз (да)
    - Взаимодействует с металлами и неметаллами. (да)
    - Простое вещество водород имеет формулу Н. (нет)
    - Восстанавливает металлы из оксидов. (да)
    - При горении образует много энергии. (да)
    
    - Итак, мы с вами вспомнили какими основными свойствами обладает водород , а как вы думаете благодаря этим свойствам где может применяться водород.
    - Подумайте и предложите свои идеи. Обменяйтесь своими мыслями в парах – представьте свои идеи от каждой пары.
    Соберем наши идеи в единый КЛАСТЕР
    
    Учащиеся отвечают на вопросы
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Работа в парах.
    Создание кластера.
    3
    Актуализация знаний и умений
    (Проверка знаний учащихся)
    Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
    Фронтальный опрос:
    - Охарактеризуйте положение водорода в Периодической системе химических элементов  Д.И.Менделеева.
    - Почему водород проявляет степень окисления +1 и -1?
    - Какое простое вещество образует химический элемент водород?
    -  Какова химическая формула простого вещества водорода? 
    - Каков тип химической связи в простом веществе?
    Учащиеся отвечают на вопросы
    4
    Постановка учебной задачи
    Постановка целей учебной деятельности
    Сообщает тему урока и просит учеников сформулировать цель урока. 
    Формулируют цели изучения нового материала
    5
    Освоение нового учебного материала
    Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
    По плану изучения нового материала составляют постер. На прошлом уроке мы с вами познакомились  с химическим элементов Водород. Это не металл, газ.
    А какие Ассоциации у вас вызывает слово ГАЗ
    1. Группа: Физические свойства водорода
    Водород – легкий бесцветный газ, без запаха, плотность при н.у. – 0,09 г/л, в 14,5 раз легче воздуха, tкип = -252,8С, tпл = — 259,2С. Водород плохо растворим в воде и органически растворителях, хорошо растворим в некоторых металлах: никеле, палладии, платине.
    По данным современной космохимии водород является самым распространенным элементом Вселенной. Основная форма существования водорода в космическом пространстве – отдельные атомы. По распространенности на Земле водород занимает 9 место среди всех элементов. Основное количество водорода на Земле находится в связанном состоянии – в составе воды, нефти, природного газа, каменного угля и т.д. В виде простого вещества водород встречается редко – в составе вулканических газов.
    
    2. Группа: Химические свойства простого вещества водорода
    Водород – очень интересное вещество. Он может легко окисляться – отдавать свои электроны атомам других элементов. Это происходит, когда водород сжигают в кислороде,
    (O2 + 2H2 = 2H2O, реакция протекает со взрывом, смесь двух объёмов водорода и одного объёма кислорода называется гремучим газом)
    Учитель:  Вот какая история произошла с французским химиком, директором парижского музея науки Пилатом де Розье.  Как-то он решил проверить, что будет, если вдохнуть водород.  До него никто такого эксперимента не проводил. Не заметив никакого эффекта, учёный решил убедиться, проник ли водород в лёгкие? Он ещё раз глубоко вдохнул этот газ, а затем выдохнул его на огонь свечи, ожидая увидеть вспышку пламени. Однако водород в лёгких экспериментатора смешался с воздухом и произошёл сильный взрыв. « Я думал, что у меня вылетели все зубы вместе с корнями», - так  Розье характеризовал испытанные ощущения. Эксперимент чуть не стоил ему жизни. 
     а также при реакции  водорода с галогенами, например с хлором
    (Cl2 + H2 = 2HCl, реакция протекает только на свету.)
    С другой стороны водород и сам может отнимать у других атомов электроны – так, как он это делает при встрече с атомами активных металлов, например натрия или кальция.
    (Na + H2 = 2NaH                                            Ca + H2 = CaH2 
    Гидриды — солеобразные, твёрдые вещества, легко гидролизуются:
    CaH2 + 2H2O = Ca(OH)2 + 2H2 ↑ )
    Оксиды восстанавливаются до металлов:
    CuO + H2 = Cu + H2O 
    Fe2O3 + 3H2 = 2Fe + 3H2O 
    WO3 + 3H2 = W + 3H2O 
    
    Активная форма работы вовлекая каждого в процесс отбора информации. Работа в парах.
    
    
    
    
    Работа в группе. Сбор и обработка информации, подготовка доклада.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Слушают, делают записи в тетради
    6
    Закрепление учебного материала
    Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
    Стратегия «Опрос рикошетом». Перебрасывайте вопросы между учениками в классе, для того чтобы достигнуть повышения степени понимания темы  и развить навыки рассуждения.
    Отвечают на вопросы
    7
    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
    Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
    П. 8, № 4,6
    Записывают домашнее задание
    8
    Рефлексия
    Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
    
    Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
    Самооценка  индивидуальный лист
    В конце урока подводим итоги. 
    Суммируем и получаем балл за урок. Если более 10 то оценка отличная за урок
    Заполняют листы самооценки
    
     

    Автор(ы): Петрунин П. И.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx