Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок № 20. Фтор, бром, йод

Текст урока

  • Конспект

     Литвинов Геннадий Васильевич
     учитель  химии
    Муниципальное общеобразовательное 
    бюджетное учреждение
    «1- Федоровская основная общеобразовательная школа имени полного кавалера ордена Славы 
    Лазарева Ильи Семеновича»
    Саракташского района Оренбургской области
    
    Наименование предмета: химия
    Класс: 9
    УМК: учебник химия 9 класс Новошинский И.И. Новошинская Н.С. Москва «Русское слово» 2012.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Фтор, бром, йод 
    Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 4
    Место урока в системе уроков:20 
    Цель урока: изучить получение, применение и свойства фтора, брома, иода. 
    Задачи урока: 
    Образовательная: ознакомить обучающихся с действие на организм фтора, брома, иода и их соединений. Сформировать умение распознавать иод, бромид- и иодид-ионы в растворах. Охарактеризовать области применения этих галогенов.
    Развивающая: Развивать умение применять знания на практике. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Развивать приемов наблюдения.
    Воспитательная: Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
    Тип урока: комбинированный
    Планируемые результаты: Обучающиеся систематизировали и углубили знания о галогенах на основании их сравнительной характеристики. Сформировали понятие о физических и химических свойствах галогенов.  
    Техническое обеспечение урока: компьютер, иодид калия, хлорная вода, бромид натрия, крахмал, разбавленный раствор иода, нитрат серебра.
    Дополнительные методическое и дидактическое обеспечение урока: таблица «ПСХЭ  Д.И.Менделеева», таблица «Галогены».
    Содержание урока усвоения нового знания:
     
    
    Содержание урока
    №
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)
    Деятельность учащихся (с указанием форм работы)
    1
     Организационный этап
    Создание благоприятного эмоционального настроя
    Приветствие. Готовность к уроку. Визуальный контроль.
    Приветствие.
    2
    Мотивация учебной деятельности учащихся
    Стимулирование познавательной деятельности обучающихся для формулирования темы и целей урока.
    Ребята, как вы считаете, полезен ли фтор для наших зубов? 
    
    
    
    Слышали ли вы выражение “врач прописал мне пить бром”? Что это означает?  
    Ответ: фтор – необходимый микроэлемент, в небольших дозах полезен для зубов, ногтей, костей, волос, но в больших дозах – это яд, имеющей обратное действие.
    Лекарство от бессонницы, успокоительное содержит бромид натрия.
    3
    Актуализация знаний и умений (проверка знаний учащихся)
    Проверка знаний о галогенах
    Фронтальный опрос:
    1) Как меняется цвет лакмуса в растворе соляной кислоты? 
    2) Какова растворимость хлороводорода в воде? 
    3) Как в промышленности получают хлор, хлороводород? 
    
    4) Какие физические свойства хлора и хлороводорода похожи? 
    
    
    5) Как получить хлор и хлороводород в лаборатории? 
    6) Упражнение на соответствие (работа в парах):
    Cl2 + Na  
    
    ZnCl2
    Cl2 + Ca  
    
    NaCl + I2
    Cl2 + Fe  
    
    NaCl
    Cl2 + Cu  
    
    SbCl3
    Cl2 + Zn  
    
    KСl + I2
    Cl2 + Au  
    
    FeCl3
    Cl2 + P  
    
    CuCl2
    Cl2 + Sb  
    
    HCl + HClO
    Cl2 + KI  
    
    реакция невозможна
    Cl2 + NaI  
    
    PCl5
    Cl2 + NaF  
    
    CaCl2
    Cl2 + H2O  
    
    реакция невозможна
    Cl2 + H2  
    
    AuCl3
    Cl2 + O2  
    
    HCl
    7) Задача: Сколько граммов соли получится при действии 65 граммов цинка на избыток соляной кислоты? (Решаем вместе с образцом у доски)
    8) Написать уравнения реакции согласно схеме:
    
    
    Ответы:
    
    Красный
    
    500 л на 1 л воды.Хлор получают электролизом водного раствора или расплава хлорида натрия; хлороводород сжиганием водорода в хлоре.
    Это газы хорошо растворимые в воде, водные растворы которых имеют кислую среду, оба газа тяжелее воздуха, имеют резкий запах.
    В лаборатории хлор получаю действием концентрированной соляной кислоты на сильные окислители оксид марганца (IV), перманганат калия 4 HCl +2MnO2 —> MnCl2 + Cl2 + 2H2O; хлороводород получают нагреванием хлорида калия с концентрированной серной кислотой H2SO4. Смесь этих веществ реагирует уже при комнатном температуре, но при этом образуется гидросульфат калия: КCl + H2SO4—> КHSO4 + НС1. При сильном нагревании получается сульфат калия 2КCl + H2SO4—>К2SО4 + 2НС1
    
    Ответ: Zn + 2HCl = ZnCl2 +H2
    n(Zn)=65г/65 г/моль = 1 моль, n(ZnCl2) = 1 моль, m(ZnCl2) = 136 г
    Ответ:2HCl + Zn —> H2 + ZnCl2,
    H2 + Cl2 —> 2HCl,
    2HCl + CuO —> CuCl2+ H2O,
    CuCl2 + Zn —> Cu + ZnCl2,
    HCl + NaOH—> NaCl + H2O
    4
    Первичное усвоение новых знаний
    Систематизация и углубить знания о галогенах на основании их сравнительной характеристики
    5. Изучение нового материала и первичное закрепление.
    История открытия галогенов:
    1886 г. Мауссан (Франция) фторос (греч.) – разрушающий – реагирует со всеми веществами активно со взрывом или воспламенением (выражение “гори оно все синим пламенем” относится к реакции 2F2 + 2H2O = 4HF + O2)
    1826 г. Балар (Франция) бромос (греч.) – зловонный – запах простого вещества Br2
    1811 г. Куртуа (Франция) иодес (греч.) – фиолетовый – цвет паров иода I2
    Свойства галогенов: самый активный неметалл окислитель – F2
    F2 > Cl2 > Br2 > I2
    Допишите реакции, зная, что предыдущий галоген вытесняет следующий
    а) Сl2 + KBr =
    б) Сl2 + LiI =
    в) Br2 + KI =
    г) Br2 + KCl =
    Действие на организм: разрушает зубы, ногти, приводит к ломкости костей, хотя в небольших количествах фтор, бром и иод – важные микроэлементы для животных и растений. СаF2 входит в состав зубной эмали, поступает фтор с питьевой водой и пищей. Но избыток фторидов действует более разрушающе на эмаль, чем недостаток.
    Применение: фреоны CCl2F2, смазочные материалы термостойкие, тефлон.
    Бром образует подобно хлору бромную воду, но бром менее активен, бурая вонючая жидкость, токсична,
    Применение:необходим для синтеза красителей и лекарств содержащих NaBr (бессонница, расстройства нервной системы), для получения черно-белой фотографии 2AgBr = (свет) 2Ag + Br2
    Иод менее активен, чем бром, не растворим и не реагирует с водой, черно-фиолетовый кристаллы, легко возгоняется (эксперимент – возгонка иода при нагревании)
    Применение:спиртовая настойка иода – антисептик, кровоостанавливающее средство, необходим для функционирования щитовидной железы, содержится в воде и воздухе морском, луке, рыбе и креветках. Йодированная соль – это NaCl + NaBr. Избыток вызывает отравление, раздражает кожу.
     Качественные реакции – действие раствора нитрата серебра AgNO3
    Галогенопроизводные соли серебра выпадают в осадок. Пользуясь таблицей растворимости определите цвет осадков разных галогенопроизводных солей
    В присутствии иода – простого вещества – крахмал синеет.
    Лабораторный опыт 1.Распознавание хлорид-, бромид-, иодид- ионов в растворах.Налейте в одну пробирку немного раствора хлорида натрия, в другую бромида натрия, в третью – иодида калия. Отметьте, что все растворы прозрачны и бесцветны.
    - Затем в каждую пробирку добавьте по капле раствора нитрата серебра (или свинца).
    Демонстрация различной растворимости иода в воде, водном растворе иодида калия и бензоле.
    Лабораторный опыт 2. Распознавание иода. К раствору иодида калия прилейте хлорную воду, затем добавьте несколько капель раствора крахмала. Что вы наблюдаете?
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ответ: реакция г) невозможна.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ответ учащихся:
    AgI – желтый осадок
    AgBr – бледно-желтый
    AgCl – белый творожистый осадок
    Фторид серебра растворим.
    
    
    Учащиеся пишут уравнения реакций. Делают вывод, какой ион является реактивом на соответствующий галогенид-ион.
    5
    Первичная проверка понимания
    Выявление уровня усвоения материала
    Учащиеся кладут перед собой  готовые сигнальные карты со знаками химических элементов – фтор, хлор, бром, йод.
    Учитель читает вопрос, ученики поднимают карточку того химического элемента, для которого справедливо данное утверждение.
    -  название этого элемента в переводе с греческого означает «фиолетовый» 
    - единственный неметалл, находящийся при о.у. в жидком состоянии 
    - какой из галогенов не обладает окислительно-восстановительной двойственностью? 
    - входит в состав зеленого пигмента растений 
    - за получение этого элемента ученый был удостоен Нобелевской премии 
    - недостаток его в организме вызывает «зобную болезнь» 
    - содержится в морской капусте 
    - его название переводится как «разрушающий» 
    - его водный раствор применяют для дезинфекции помещений 
    - недостаток вызывает кариес, а избыток разрушение зубов 
    - его открыли раньше любого другого галогена 
    - этот галоген открыл кот 
    - его ионы, соединяясь с ионами серебра, дают осадок желтоватого цвета 
    - входит в состав желудочного сока 
    - в нем горит вода
    
    
    
    
    
    
    
    йод
    
    
    бром
    фтор
    
    
    хлор
    
    
    
    фтор
    йод
    
    бром, йод
    фтор
    
    
    хлор
    
    
    фтор
    
    
    хлор, 1774, К.Шееле
    
    йод
    бром
    
    хлор
    
    фтор
    6
    Первичное закрепление
    
    Что узнали нового для себя? 
    Фтор, бром, иод – необходимые микроэлементы, в больших количествах являются разрушающими веществами, ядами. Для галогенов характеры свойства типичных неметаллов, используют для синтеза красителей, лекарств, термостойких смазочных материалов.
    7
    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
    Разъяснение домашнего задания
    П.13 упр.3 на стр.64
    
    8
    Рефлексия
    Осмысление результатов работы на уроке. Комментирова
    ние выставлен
    ных оценок.
    На все вопросы о галогенах мы получили ответ?
    Какие методы познания мы применили на уроке? Выставление оценок за урок по результатам работы.
    
    
    
     

    Автор(ы): Литвинов Г. В.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.rtf