Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок № 28 Оксид серы (VI). Серная кислота. Химизм промышленного способа получения серной кислоты

Текст урока

  • Конспект

     Столбоушкина Ольга Алексеевна
    учитель химии и биологии 
    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение 
    "Гавриловская средняя общеобразовательная школа"  
    Саракташского района Оренбургской области
    Название предмета: химия
    Класс: 9
    УМК (название учебника, автор, год издания): Новошинский И.И.,  Новошинская Н.С.  Химия 9 класс. – М.: ООО  «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 256 с.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный):базовый
    Тема урока: Оксид серы (VI). Серная кислота. Химизм промышленного способа получения серной кислоты.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы:1
    Место урока в системе уроков по теме: 5урок
    Цель урока:
    Общеобразовательные :Создать условия для ознакомления  учащихся с физическими свой­ствами оксида серы(VI) и серной кисло­ты. Систематизировать и углубить знания о химических свойствах этих соединений, отметить раз­личие свойств разбавленной и концентри­рованной серной кислоты, охарактеризовать области ее применения и способов получения.   Сформировать зна­ния о правилах разбавления концентриро­ванной серной кислоты водой. Уметь рас­познавать сульфат-ион. Совершенствовать умения учащихся работать с лабораторным оборудованием и реактивами.
    Развиваюшие :уметь применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ. Формировать умения сравнивать при изучении свойств оксида серы и серной  кислоты. Уметь применять дополнительный материал из информационных источников, компьютерных технологий, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Развивать умения работать в парах при самоанализе.
    Воспитывающие: развивать духовно - нравственные качества, воспитывать умение организовывать свой  учебный труд, соблюдать правила ТБ, правила работы в классном коллективе, на рабочем месте, Воспитывать убежденность в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде. 
    Задачи урока: изучить 
    1Физические и химические свойства окси­да серы(VI) и серной кислоты. 
    2.Окислитель­ные свойства разбавленной серной кислоты за счет атома водорода в степени окисления +1, концентрированной — за счет атома серы в максимальной степени окисления. 
    3.Взаимодей­ствие с металлами, расположенными в ряду активности до водорода и после водорода (медь, серебро, ртуть).
    4. Правила смешивания концен­трированной серной кислоты с водой. Гигрос­копические свойства серной кислоты.
    5. Действие концентрированной серной кислоты на организм.
    6. Качественная реакция на сульфат-ион. 
    7.Применение серной кислоты.
    Тип урока урок изучения нового материала.
    Планируемые результаты (требования к уровню подготовки): Знать свойства оксида серы(VI) и серной кисло­ты, область применения и способы получения  серной кисло­ты. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующие свойства серной кислоты сточки зрения ОВР.
    Техническое обеспечение урока: химические стаканы, пробирки, стеклянная палочка, мерная ложечка, химический стакан (высокий), компьютер учителя, проектор, мультимедийный экран
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) 1.Программа по химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 88
    2. Новошинский И.И.,  Новошинская Н.С.  Химия 9 класс. – М.: ООО  «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 256 с.
    3.Сборник самостоятельных работ по химии: 9 класс. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. – Краснодар. Советская Кубань, 2012.– 112 с.
    4. Программа курса, тематическое и поурочное планирование к учебнику И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской «Химия» для 9 класса общеобразовательных учреждений. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012 – 100 с.
    5. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 кл. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. – Москва ООО «Издательство Оникс»: 2004 –   80 с.
    6.Химия в таблицах. М., 2000.
    
    Содержание урока
    №
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)
    Деятельность учащихся (с указанием форм работы)
    1
    Организационный момент 
    Подготовить учащихся к работе на уроке психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке.
    
    Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку
       Готовность класса к   работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся.
     
     
    
    2
    Мотивация учебной деятельности 
    Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности
    Проверяет готовность обучающихся к уроку, проводит параллель с ранее изученной темой, создает эмоциональный настрой
    Постановка проблемного вопроса. Гипотеза к обсуждению : Согласно Библии, Содом и Гоморра - древние города в районе Мёртвого моря по мнению греческого географа Страбона  были уничтожены дождём из серной кислоты ПрезентацияСлайд № 2
    
    Обсуждают гипотезу ,выдвигают свои предположения.
     Определяют личную  значимость изучаемого материала для себя: 
    зная свойства оксида серы(VI) и серной кисло­ты, можно прогнозировать их  использование и практическое   применение                           
    
    3
    Актуализация знаний и умений
    (Проверка знаний учащихся)
    Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи
    На прошлом уроке мы изучили оксид серы(IV) и сернистую кислоту, их физические  и химические свойства. 
    Устный опрос. Вопросы ( флипчарт №1)ПрезентацияСлайд № 3
    Графический диктант«Сернистый газ, сернистая кислота»:  да «+»,   нет «-»
    ( флипчарт №2) ПрезентацияСлайд № 4,  работа в парах, проводится на листочках, по окончании работы проверку проводит сосед по парте
    Презентация .Слайд № 5(ответы на графический диктант «Сернистый газ, сернистая кислота» критерии оценки: нет ошибок — 5; одна-две ошибки — 4; три-четыре ошибки — 3.
    
    
    Отвечают на вопросы.
    
    Выполняют графический диктант Работа в парах, проводится на листочках, по окончании работы проверку проводит сосед по парт Проверить работы друг у друга, поставить оценки самостоятельно. 
    
    
    4
    Первичное усвоение новых знаний
    Постановка целей учебной деятельности.
     Освоение новых знаний и умений
    Химическая загадка:(слайд 6)
    3.1 Оксид серы (VI)  - SO3  (серный ангидрид)
     Физические свойства
    Химические свойства 
      Подтверждают ли рассмотренные свойства оксида серы(VI)  гипотезу урока?ПрезентацияСлайд № 6
    Вопрос учащимся: Как по вашему мнению, возможно ли подтверждение гипотезы Страбона с точки зрения рассмотренных свойств оксида серы(VI)?
    Давайте теперь подробно рассмотрим физические и химические свойства серной кислоты. 
    3.2 СЕРНАЯ КИСЛОТА - H2SO4
    Физические свойства
    Химические свойства
    Свойства разбавленной  и концентрированной серной кислоты несколько различаются 
    Химические свойства разбавленной серной кислоты
    H2SO4 - сильная двухосновная кислота, водный раствор изменяет окраску индикаторов (лакмус и универсальный индикатор краснеют)
     Диссоциация протекает ступенчато:
    H2SO4→ H+ + HSO4- (первая ступень, образуется гидросульфат – ион)
    HSO4- → H+ + SO42-  (вторая ступень, образуется сульфат – ион)
    H2SO4 образует два ряда солей - средние (сульфаты) и кислые (гидросульфаты). Взаимодействие с металлами: Взаимодействие с основными и амфотерными  оксидами: Взаимодействие с основаниями:
    Качественная реакция на сульфат-ион: Образование белого осадка BaSO4 (нерастворимого в кислотах) используется для идентификации серной кислоты и растворимых сульфатов. Ион бария реактив на сульфат –ион.
    BaCl2 + H2SO4 → BaSO4↓ + 2HCl
    Ba2+ + SO42- → BaSO4↓ 
    
    3.3Химические свойства концентрированной серной кислоты  Демонстрация: Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром.ПрезентацияСлайд №: 7 Учитель выполняет следующий опыт: к сахарной пудре приливает концентрированную  серную  кислоту, перемешивает всю массу. Наблюдаем, что сахар чернеет (обугливается), а получившийся уголь частично окисляется в оксид углерода (IV). Выделяющиеся газообразные продукты вспучивают всю массу, которая выходит из стакана. 
    C12H22O11 = 12C + 11H2O
    Серная кислота хорошо растворяется в воде.Помните! При разбавлении концентрированной серной кислоты необходимо вливать кислоту тонкой струйкой в воду, а не наоборот!
    Видео "Разбавление серной кислоты водой"
    
    
    
    4 Применение серной кислоты  Презентация Слайд № 8
    Применение солей серной кислоты (слайд 11)
    Производство серной кислоты
    (слайд 12)
    
    Отвечают на вопрос.
    Работа в парах .Изучение физических и химических свойств оксида серы .  .с.109
    
    
    Работа в парах .Изучение физических и химических свойств серной кислоты.  .с.110
    
    
    
    
    
    Записывают уравнения реакций в тетрадь.
    
    Отвечают на вопрос.
    
    Работа в группах по заданиям.
    
    
    
    
    1-я группа.
    
    
    
    2-я группа.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    3-я группа.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    4-я группа.
    Наблюдают .Делают выводы.
    Записывают уравнение в тетрадь.
    
    
    
    
    
    
    Работа с учебником с.113-114 самостоятельно.
    Просмотр слайдов .
    Делают вывод о применении серной кислоты.
    Записывают в тетради стадии производства серной кислоты.
    
    5
    Первичная проверка понимания
    Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
    Выводы: (слайд 13)
    
    Объясняет выполнение теста.
    
    Делают выводы.
    
    Выполняют тест.
    
    
    6
    Первичное закрепление
    Закрепление нового знания и умения при решении типовых задач
    Задания для закрепления
    1. Осуществите превращения по схеме:
    1) Zn -> ZnSO4 -> Zn(OH)2 -> ZnSO4 -> BaSO4
    2) S -> SO2 -> SO3 -> H 2SO4 -> K 2SO4
    2. Лабораторный  опыт №8 Качественная реакция на сульфат-ион
    
    
    Записывают цепочку превращений по вариантам.
    1-й 
    
    
    2-й
    Выполняют опыт.
    7
    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
    Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения
    Изучить §25, задания 1-4письменно. Творческое задание: напишите сказку, сочинение, стихотворение о серной кислоте.
    
    Записывают дом.задание прослушивают инструктаж по его выполнению
    8
    Рефлексия
    Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности.
    Объяснение  задания. Приложение 3.
    Отвечают на вопросы.
    
    
    Приложение 1
    Тест.
    . Элемент находится в 3 периоде и имеет 6 электронов на внешнем энергетическом уровне. Формула его высшего гидроксида:
    а)  Н2SО3           б)  Н2SО4        в)  Н2S             г)  Н2SеО4
    2. С разбавленной серной кислотой могут реагировать оба вещества:
    а) медь и гидроксид меди (11)   
    б) железо и гидроксид железа (111)
    в) углерод и оксид углерода (1V)  
    г) серебро и оксид серебра
    3. Суммы коэффициентов в молекулярном и сокращенном  ионном уравнении реакции разбавленной серной кислоты с цинком соответственно равны:
    а) 5 и 4           б) 5 и 5             в) 4 и 4               г) 4 и 5
    4. С помощью какого иона можно обнаружить сульфат-ион
    а) Н+           б) ОН¯               в) Ва2+                  г) Аg+
    5. При взаимодействии  серной кислоты и  цинка  образуются следующие вещества:
    а)  сульфит цинка и водород         б) сульфат цинка и водород              в)  сульфат цинка и вода            г)  сульфат цинка, вода, водород
    
    Приложение 2
    
    . Лабораторный  опыт №8 Качественная реакция на сульфат-ион
    Повторение правил техники безопасности при работе в химическом кабинете
    Инструктивная карточка для проведения лабораторного  опыта находятся в учебнике стр. 114
    Алгоритм выполнения работы: 
    1. В  три пробирки налейте по 1 см3  растворов сульфата натрия,  хлорида натрия и  нитрата натрия.
    2.  В каждую из пробирок добавили по несколько капель хлорида бария. 
    3.  Что наблюдаете? Наблюдение запишите в тетради. Объясните наблюдаемое.
    4. Составьте сокращённое ионно- молекулярное уравнения реакции.
    5. В выводе отметьте, что является реактивом на сульфат-ион SO42-
    6. После выполнения работы тетради с лабораторным опытом сдаются на проверку
    
    Приложение 3.
    
    (Распечатывается заранее на каждого учащегося) Вопросы к ученику
    Дата ___________________ Класс ______________________
    Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы:
    № п/п
    Вопросы
    Ответы
    1
    Какова была тема урока?
     
    2
    Какая цель стояла перед тобой на уроке?
     
    3
    Каков вывод урока?
     
    4
    Как работали на уроке твои одноклассники?
     
    5
    Как работал ты на уроке?
     
    6
    Как ты думаешь, ты справишься с домашним заданием, полученном на уроке?
     
    
     

    Автор(ы): Столбоушкина О. А.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx