Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок № 29 Практическая работа №3Решение экспериментальных задач по теме "Подгруппа кислорода"

Текст урока

  • Конспект

     Столбоушкина Ольга Алексеевна
    учитель химии и биологии 
    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение 
    "Гавриловская средняя общеобразовательная школа"  
    Саракташского района Оренбургской области
    Название предмета: химия
    Класс: 9
    УМК: Новошинский И.И.,  Новошинская Н.С.  Химия 9 класс. – М.: ООО  «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 256 с.
    Уровень обучения:базовый
    Тема урока: Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».Практическая работа №3.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1час 
    Место урока в системе уроков по теме: 5 
    Цель урока:
    – общеобразовательные:создать условия для проверки  знаний учащихся полученных при изучении темы «Подгруппа кислорода» и закрепить их практически с помощью опытов; продолжить формировать умения и навыки работать с лабораторным оборудованием и реактивами соблюдая технику безопасности;
    – развивающие:уметь применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ. Формировать умения сравнивать при изучении свойств оксида серы и серной  кислоты. Уметь применять дополнительный материал из информационных источников, компьютерных технологий, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Развивать умения работать в парах при самоанализе;
    – воспитывающие:развивать духовно - нравственные качества, воспитывать умение организовывать свой учебный труд, соблюдать правила ТБ, правила работы в классном коллективе, на рабочем месте; воспитывать убежденность в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде. 
    Задачи урока:
    1. Изучить физические и химические свойства оксида серы(VI) и серной кислоты. 
    2.Изучить окислительные свойства разбавленной серной кислоты за счет атома водорода в степени окисления +1, концентрированной - за счет атома серы в максимальной степени окисления. 
    3.Изучить взаимодействие с металлами, расположенными в ряду активности до водорода и после водорода (медь, серебро, ртуть).
    4. Изучить правила смешивания концентрированной серной кислоты с водой. Гигроскопические свойства серной кислоты.
    5. Изучить действие концентрированной серной кислоты на организм.
    6. Изучить качественная реакция на сульфат-ион. 
    7.Изучить применение серной кислоты.
    Тип урока: урок практикум
    Планируемые результаты (требования к уровню подготовки): уметь исследовать свойства изучаемых веществ; наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии; делать выводы из результатов проведённых химических экспериментов.
    Техническое обеспечение урока: штатив для пробирок, пробирки, набор реактивов: серная кислота, соляная, гидроксид натрия, лакмус, хлорид бария, нитрат серебра.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    1. Новошинский И.И.,  Новошинская Н.С. Химия 9 класс. – М.: ООО  «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 256 с.
    2. Программа курса, тематическое и поурочное планирование к учебнику И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской «Химия» для 9 класса общеобразовательных учреждений. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012 – 100 с.
    3.Химия в таблицах. М., 2000.
    
    Содержание  урока 
    
    №
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя                      (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)
    Деятельность учащихся                   (с указанием форм работы)
    1
    Организационный момент 
    Подготовить учащихся к работе на уроке психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке.
    
    Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку
    Готовность класса к   работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся.
     
    
    2
    Мотивация учебной деятельности
    Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности
    Проверяет готовность обучающихся к уроку, проводит параллель с ранее изученной темой, создает эмоциональный настрой.
    Повторение техники безопасности.
    Сами учащиеся ставят цель урока.
    3
    Актуализация знаний и умений
    (Проверка знаний учащихся)
    Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи
    Фронтальный опрос по пройденной теме.
    Повторение техники безопасности.
    
    Отвечают на вопросы.
    Повторяют правила техники безопасности.
    4
    Постановка учебной задачи
    Постановка целей учебной деятельности.
    
    «Просто знать – ещё не всё, знания нужно уметь использовать» Вопрос. Вчера я  приготовила для вас практическую работу, приготовила реактивы,  вещества, с которыми нужно поработать, все реактивы были подписаны….  А сегодня, я обнаружила, что  этикетки отсутствуют, а пробирки просто пронумерованы. 
    Сами учащиеся ставят цель урока. Она такова: практически решить задачи знания по темы «Подгруппа кислорода», соблюдая технику безопасности и оформить работу.
    Обсуждают порядок работы.
    Оформляют работу в тетрадь. На столе находится оборудование для практической работы. Один из учащихся перечисляет, называет его, остальные записывают в тетрадь.
    Далее учащиеся вычерчивают в тетради таблицу такого плана.(приложение 1)
    
    
    5
    Освоение нового учебного материала
    Освоение новых знаний и умений
    Прежде, чем приступить к выполнению задач, учитель предоставляет слово учащимся для определения цели к каждому опыту, корректирует и записывают в таблицу цели сразу для 3-х опытов. В таблице в графе «Формула и название вещества» просит одного из учащихся назвать какие вещества будут использованы в работе, остальные записывают в тетрадь 
    Далее выслушивается ход работы учащимися, с дополнением и уточнением с учетом ТБ.
    По желанию предоставляется возможность выполнения первой задачи под наблюдением учителя.
    Рассказывается ход работы задачи 4 и затем учащиеся выполняют ее в парах. 
    
    Работа выполняется в парах.
    
    6
    Закрепление учебного материала
    Закрепление нового знания и умения при решении типовых задач.
    
    Оказание помощи индивидуально.
    Коррекция выполняемой работы.
    По окончании работы учащиеся оформляют отчет о проделанной работе, т.е.заполняют таблицу.
    
    
    7
    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
    Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
    Повторить п.20-25 Задача 4 с.119. Творческое задание: сообщение по теме Биологическая роль серы.
    
    Записывают дом.задание прослушивают инструктаж по его выполнению.
    8
    Рефлексия
    Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности.
    Работа может быть оценена с учетом подготовки к практической работе, выполнения опытов и оформления
    Обсуждают результаты проделанной работы. Достижение поставленной цели урока.
    
    Приложение1.
    
    Инструкция, по выполнению практической части
    
    
    Цель опыта
    Формула и название вещества
    Что делали, наблюдали, уравнения реакций
    Выводы
    
    
    II. Выполнение работы.
    Задача 1. Провести реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Написать уравнения реакции.
    Задача 4. Даны три пробирки с растворами. Определить в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
    Задача 3.Определите ,содержит ли поваренная соль примесь сульфатов.
    
    
    Вывод: (формулируют самостоятельно)
    
    Приложение 2.
    
    
    Цель опыта
    Формула и название вещества
    Что делали, наблюдали, уравнения реакции
    Выводы
    1.Доказать, что H2SO4 состоит из H+ и сульфат-ионов
    H2SO4 – серная кислота, лакмус,  BaCl2 – хлорид бария, 
    Раствор H2SO4, находящийся в пробирке, делим на 2 части, т.е. отливаем в другую пробирку. В одну пробирку добавляемлакмус, раствор стал красным, значит среда кислая. Кислая среда определяется наличием ионов H+.
    Во вторую пробирку приливаем раствор BaCl2, выпадает белый осадок, значит там присутствуют сульфат-ионы.
    H2SO4 + BaCl2 → BaSO4↓+ 2HCl
    белый
    2 H+ + SО42- + Ba2+ + 2Cl- → BaSO4↓ + 2H+ + 2Cl-
    Ba2+ + SO42- → BaSO4↓
    
    H2SO4 состоит из ионов H+, т.к. при действии лакмуса раствор красный, это говорит о наличии H+; и из сульфат-ионов, т.к. BaCl2 является качественным реактивом на сульфат-ионы.
    2.Определить вещества в пронумерованных пробирках
    HCl – соляная кислота, H2SO4 – серная кислота, NaOH- гидроксид натрия, AgNO3 – нитрат серебра
    Берем пробы из 3х пронумерованных пробирок, т.е. отливаем небольшое количество реактива в чистые пробирки. В эти пробы добавляем лакмус. В 2х пробирках раствор красный, в третьей – синий, значит там, где синий раствор – это щелочь, т.е. NaOH. Допустим это пробирка под № 3. Оставляем ее, т.е. мы ее определили. От оставшихся 2х пробирок вновь берем пробы и в эти пробы добавляем AgNO3, наблюдаем, что в I (допустим) пробирке выпал белый творожистый осадок, значит там находится HCl. 
    HCl + AgNO3 → AgCl↓+ HNO3
                                                 белый
    Н+ +Cl- +Ag+ + NO-3→ AgCl↓ + Н+ + NO-3
    Ag+ + Cl- → AgCl↓
    К оставшейся пробирке №2 приливаем BaCl2 – выпадает белый осадок, значит там серная кислота.
    H2SO4 + BaCl2 → BaSo4↓ + 2HCl
    2 H+ + SО42- + Ba 2+ + 2Cl- → BaSO4↓ + 2H+ + 2Cl-
    Ba2+ + SO42- → BaSO4↓
    
    В I пробуйте HCl, т.к. при действии AgNO3 выпадает белый творожистый осадок,
    во II - H2SO4, т.к. при действии BaCl2 выпал белый осадок, в III пробирке –NaOH, т.к. при добавлении лакмуса раствор стал синим, среда щелочная
    3.Определить ,содержит ли поваренная соль примесь сульфатов.
    NaCl-поваренная соль, BaCl2- хлорид вария.
    К водному раствору поваренной соли необходимо прибавить несколько капель хлорида бария
    Если раствор помутнеет, сульфаты присутствуют.Na2SO4+BaCl2=2NaCl+BaSO4 здесь и дальше стрелочка вниз2Na(+)+SO4(2-)+Ba(2+)+2Cl(-)=2Na(+)+2Cl(-)+BaSO4Ba(2+)+SO4(2-)=BaSO4 если раствор остается прозрачным - сульфатов нет
    
    Вывод: На сегодняшнем уроке мы научились решать экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода».
    
    Приложение 3
    Практическая работа №3.
    Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
    Цель: (обучающиеся ставят самостоятельно)
    Оборудование и реактивы:Оборудование: штатив для пробирок,  пробирки, набор реактивов: серная кислота, соляная, гидроксид натрия, лакмус, хлорид бария, нитрат серебра
    Отчет о проделанной работе по плану:
    1. II. Выполнение работы.
    Задача 1. Провести реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Написать уравнения реакции.
    Задача 4. Даны три пробирки с растворами. Определить в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
    Задача 3.Определите ,содержит ли поваренная соль примесь сульфатов.
    2.Заполнить таблицу.
    Цель опыта
    Формула и название вещества
    Что делали, наблюдали, уравнения реакций
    Выводы
    
    3.Вывод: (формулируют самостоятельно)
    
    Приложение 4
    Правила техники безопасности
    1. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
    2. Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус. Твёрдые вещества берите только ложкой.
    3. Без указания учителя не смешивайте неизвестные вам вещества.
    4. Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы отверстие было направлено в сторону и от вас и от соседей.
    5. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.
    6. При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ.
    7. Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами. Если случайно кислота попадёт на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.
    8. Остатки веществ не высыпайте и не вливайте обратно в сосуд с чистыми веществами.
    9. Проводите опыты только над столом и, закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
    
     

    Автор(ы): Столбоушкина О. А.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx