Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок № 51 Щелочные металлы

Текст урока

  • Конспект

     Сулейманов Артур Фаильевич
    учитель химии и биологии
    МОБУ "Никитинская средняя общеобразовательная школа"
    Саракташского района Оренбургской области
    Название предмета: химия
    Класс: 9
    УМК (название, автор, год издания): Химия 9 класс, И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская; 2012 г.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый
    Тема урока: «Щелочные металлы»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 11
    Место урока в системе уроков по теме: 6
    Цель урока: Формирование знаний обучающихся о щелочных металлах как  о представителях типичных металлов.
    Задачи урока:
    Образовательные. 
    - Дать понятие о свойствах соединений щелочных металлов. 
    Воспитательные. 
    - Проиллюстрировать принцип познаваемости мира, возможность использования информационных технологий для описания и понимания свойств химических веществ и применении данных веществ в жизни человека.
    - Вырабатывать познавательную активность и интерес к предмету.
    Развивающие. 
    - Развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, прогнозировать, находить и объяснять причинно-следственные связи. 
    - Учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы.
    - Учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность.
    Тип урока: Урок изучения нового материала.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: ПСХЭ Д.И.Менделеева.
    Техническое обеспечение урока:
    Оборудование:  штатив с пробирками, стакан, стеклянные палочки.
    Реактивы: соляная кислота, натрий, литий, фенолфталеин
    
    Содержание:
    №
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)
    Деятельность учащихся (с указанием форм работы)
    1
    Организационный момент
    Подготовка учащихся к работе на уроке.
    
    Все сумели мы собраться,
    За работу дружно взяться.
    Будем думать, рассуждать,
    Можем мы урок начать.
    
    - приветствие учащихся, проверка отсутствующих;
    - проверка подготовленности учащихся к учебному занятию;
    - организация внимания школьников.
    - Учащиеся настраиваются на работу.
    2
    Мотивация учебной деятельности
    Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности.
    - Сегодня, ребята мы начнем урока необычно. С отгадыванием ребусов.
    Отгадай ребусы, какие металлы зашифрованы в данных ребусах.
    
    
    
    
    
    - Литий, натрий, калий.
    3
    Актуализация знаний и умений
    (Проверка знаний учащихся)
    Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной деятельности.
    - К какой группе относятся эти элементы?
    - Металлы, входящие в эту группу называют щелочными.
    - 1А.
    
    4
    Первичное усвоение новых знаний
    Формирование целостной системы ведущих знаний по теме
    Учитель:
    - Исходя из положения элементов в ПС, скажите, что общего в строении их атомов?
    - На внешнем энергетическом уровне – 1электрон
    5
    Первичная проверка понимания
    Выявление качества знаний, установление причин недостатков.
    Учитель:
    Составить схемы строения, электронные формулы для Li, Na, K.
    Что же собой представляют щелочные металлы по физическим свойствам? (демонстрация)
    (Li, Na, К - металлы серебристо-белого цвета). Литий, натрий, калий, рубидий в свободном состоянии серебристо-белые металлы, цезий имеет золотисто-желтый цвет. Все металлы очень мягкие и пластичные,   легко режутся ножом .
    В кристаллическом состоянии все они имеют  кристаллическую решетку с металлическим типом химической связи, что обуславливает их высокую тепло- и электропроводность.
    Все щелочные металлы имеют небольшую плотность, самый легкий металл – литий, его плотность составляет всего 0,53 г/см3.
    Металлы имеют достаточно низкие температуры плавления и кипения, причем с увеличением порядкового номера элемента температура плавления металла понижается.
    Все металлы очень активны, поэтому их хранят в запаянных ампулах, под слоем вазелинового масла или керосина.
    Характерной для щелочных металлов является окраска, придаваемая каждым из них бесцветному пламени. 
    Na+ - желтый
    K+ - фиолетовый
    Li+ -малиновый
    Rb + - красный
    Cs+ - фиолетово-синий
    1) На воздухе они окислятся.
    4Li + O2 = 2 Li 2O
    2 Na + O2 = Na 2 О2
    2) с галогенами: при соприкосновение щелочных металлов с Вг2 они взаимодействуют 
    В атмосфере F2 и С12 при наличии влаги щелочные металлы воспламеняются; с I2 реагируют только при t. 
    2 Na + C12 = 2Na C1
    3)с водой
    2Na + 2Н 2О = 2NaOH+ Н2
    2Li + 2Н 2О = 2 Li ОН + Н2
    
    К образовавшимся растворам прилить 2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете?
    Что же там образовалось? (Щелочь).
    Почему же металлы 1 группы главной подгруппы называются щелочными?
    4) с кислотами
    Что собой представляют кислоты? 
    А что в них является растворителем?
    Так с чем же будут, прежде всего, вступать в реакцию щелочные металлы с Н 2О или с кислотой? 
    Посмотрим опыт.
    В колбу с НС1 прибавляем несколько капель фенолфталеина и добавляем небольшой кусочек Na. Что наблюдаете?
    2 Na + 2Н 2О = 2NaOH +Н2 
    NaОН + HC1 = NaCl+ Н 2О
    2Na + 2HC1 = 2NaCl+ Н2
    5) c водородом при t, образуя гидриды.
    2Na+ Н2 = 2NaН
    
    
    Ученики записывают в тетради.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    - Растворы окрашиваются в малиновый цвет.
    
    
    - Т.к. при взаимодействии с водой образуются щелочи.
    
    
    - Это растворы.
    - Вода.
    
    - С водой
    
    
    
    
    6
    Первичное закрепление
    Организовать первичное закрепление знаний.
    Вариант 1.
    Na -> NaОН -> NaС1 --> Na
    Вариант 2.
    К -> КОН -> КС1 --> К.
    Загадки:
    1. Хранят обычно в керосине, и бегает он по воде,
     В природе, помните, отныне,
     Свободным нет его нигде,
     В солях открыть его возможно
     Желтеет пламя от него
     И получить из соли можно
     Как Дэви получил его.
     О каком элементе идет речь? (Na)
    2. Он энергично вытесняет 
     Из влаги - чистый водород,
     Его при этом заменяет 
     И вяжет прочно кислород. 
     Тот элемент в растеньях скрыт 
     По фиолетовому цвету 
     Он может быть в солях открыт.
     О каком элементе идет речь? (К).
    
    Ученики работают в карточках.
    7
    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
    Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения.
    §44, задания   2-3
    Записывают домашнее задание.
    8
    Рефлексия
    Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности
    Мне было понятно (не понятно) …
    Мне было интересно (не интересно), потому что…
    Сегодня на уроке я узнал (а)…
    Я хотел (а) бы продолжить изучение вопроса …
    Ученики отвечают на листочках.
    
     

    Автор(ы): Сулейманов А. Ф.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx