Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок № 62 Химия и пища. Жиры. Углеводы. (калорийность жиров и углеводов)

Текст урока

  • Конспект

     Логинова Юлия Рафиковна
    учитель химии 
    МОБУ «Саракташская средняя
    общеобразовательная школа №1 имени 70-летия Победы в Великой Отечественной войне»
    Саракташский район
    
    Конспект урока
    I Орг. момент
    II Мотивация
    Учитель: В одной притче рассказывается о том, как боги, создав мир, задумались: а где бы понадежней спрятать от человека его самую главную тайну? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут ее. На дне океана? Но в морскую пучину они когда-нибудь спустятся. Может быть на небе, среди звезд? Но даже туда они со временем доберутся.  И решили боги спрятать тайну внутри самих людей. Уж в себя – то человек никогда не догадается заглянуть. И надо сказать во многом боги оказались правы. Мы знаем о себе самих гораздо меньше, чем о Земле, океане и далеких звездах. И вместе с тем боги ошиблись. Что бы ни изучал человек, какие бы объекты не выбирал для исследования, за этим всегда стоит его жгучее любопытство  по отношению  к самому себе. 
    Считаете ли вы себя любопытными, ребята? (ответы учащихся)
    Тогда я думаю, что этот урок не пройдет для вас бесследно. Сегодня мы будем говорить о веществах, без которых невозможно представить себе человеческий организм, ведь они являются поставщиками энергии. О каких органических веществах я веду сейчас речь? 
    Ученики: Жиры, углеводы.
    Записывают тему урока в тетрадь.
    III Актуализация знаний и умений
    Учитель: Что вы уже знаете из кура биологии о жирах и углеводах (ответы учащихся). А что хотите узнать? (ответы учащихся)
    Учитель, обобщая ответы учащихся, вместе формулирует план и цели урока.
    IV Постановка учебной задачи
    Учитель: Соотнесите общие формулы веществ и названия классов (спирт, простой эфир, карбоновая кислота, сложный эфир). Что вызывает затруднение? Что общего между сложным и простым эфиром; спиртом, карбоновой кислотой и сложным эфиром? 
    Запишите реакцию получения сложного эфира из спирта и карбоновой кислоты. Как она называется? (Учащиеся записывают реакцию на доске, называют эту реакцию "этерификация")
    V Освоение нового учебного материала
    Учитель: Что общего у жиров со сложными эфирами?
    Ученики: Жиры - это сложные эфиры
    Записывают определение в тетрадь: Жиры - это сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и высших карбоновых кислот.
    Записывают уравнение реакции в тетради.
    Учитель: В зависимости от состава кислот различают твердые и жидкие жиры. В твердых жирах преобладают остатки предельных кислот: C17H35COOH - стеариновой, C15H31COOH - пальмитиновой, а в жидких - непредельных, например олеиновой C17H33COOH. 
    А какие жиры бывают по происхождению?
    Ученики: Растительные и животные
    Учитель: Приведите примеры  (учащиеся приводит примеры)
    Учитель: Но главным поставщиком энергии в организме человека являются углеводы. Как вы думаете, почему они так называются, из чего они состоят? 
    Ученики: Из воды и углерода
    Записывают определение в тетрадь: Углеводы - природные оргнаические соединения, состав которых в большинстве случаев отвечает формуле Cn(H2O)m
    Учитель: Что служит источником углеводов? С каким процессом это связано?
    Ученики: Растения. Фотосинтез.
    CO2+ H2O → углеводы + О2
    Уточнение УХР фотосинтеза: 6CO2+ 6H2O → С6Н12О6 + 6О2
    Учитель: В зависимости от строения углеводы подразделяются на моносахариды, дисахариды и полисахариды.
    А сейчас я предлагаю вам поработать в группах (класс разбивается на группы). Используя текст учебника, а также необходимые материалы, которые лежат у вас на столах (лист А3, карандаши цветные, фломастеры), составьте кластер на тему "Углеводы". По окончании времени желающие группы могут представить результаты совместной работы.
    VI Закрепление учебного материала
    ТЕСТ
    вопрос
    Варианты ответа
    
    
    
    
    А
    Б
    В
    Г
    1. Формула глюкозы
    С12Н22О11
    С6Н12О6
    С6Н10О5
    (С6Н10О5)n
    2.  Формула целлюлозы
    С12Н22О11
    С6Н12О6
    С6Н10О5
    (С6Н10О5)n
    3. Изомером глюкозы является
    крахмал
    целлюлоза
    сахароза
    фруктоза
    4.Наиболее простой по строению углевод
    сахароза
    крахмал
    глюкоза
    целлюлоза
    5. К природным полимерам относится
    сахароза
    целлюлоза
    глюкоза
    фруктоза
    6. Основной компонент зерен пшеницы и риса
    глюкоза
    целлюлоза
    сахароза
    крахмал
    7. Хлопок это почти чистая
    целлюлоза
    сахароза
    глюкоза
    фруктоза
    8. Моносахариды это
    Сахароза и глюкоза
    Крахмал и
    целлюлоза
    Глюкоза и
     фруктоза
    Сахароза и
    крахмал
    
    Самопроверка учащихся теста.
    Учитель оценивает работу учащихся на уроке, выставляет отметки
    VII Домашнее задание
    п.54, 55 упр №3 с 234
    сообщение "Применение жиров и углеводов"
    VIII Рефлексия
    Прием «Что я за птица?»
    
    Критерии
    3 балла
    2 балла
    1 балл
    Активность
    высокая
    средняя
    низкая
    Материал урока
    усвоил хорошо
    усвоил частично
    усвоил слабо
    Объяснить тему товарищу
    могу сам
    могу с подсказкой
    затрудняюсь
    Вы должны проставить по каждому критерию баллы, затем их прибавить.
    - А теперь узнаем, что же вы за птицы. Если вы набрали: 
    3-5 баллов - вы воробей, собирайте знания по зернышку; 
    6-7 баллов - вы соловей, поведайте о своих знаниях другим; 
    8-9 баллов - вы орел, для вас открылись тайны знаний . 
    Затем учитель просит поднять руки всех «птиц» и поаплодировать друг другу.
    Учитель: Благодарю всех за урок. До свидания!
    
    
     

    Автор(ы): Логинова Ю. Р.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.doc
  • Технологическая карта

     Логинова Юлия Рафиковна
    учитель химии 
    МОБУ «Саракташская средняя
    общеобразовательная школа №1 имени 70-летия Победы в Великой Отечественной войне»
    Саракташский район
    Название предмета: Химия
    Класс: 9
    УМК: Новошинский, И. И., Новошинская, Н. С. Химия. 9 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений, М.: Русское слово, 2012
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Химия и пища. Жиры. Углеводы. (калорийность жиров и углеводов)
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: Данная тема является шестой в изучении раздела "Органические вещества" после изучения спиртов и уксусной кислоты.
    Цель урока: формирование знаний о жирах и углеводах, их классификации; изучить свойства, применение и биологическую жиров и углеводов.
    
    Задачи. 
    образовательные 
    знакомство с общим представлением о жирах и углеводах и их классификации;
    выполнение лабораторных опытов по качественному распознаванию углеводов с повторением правил техники безопасности;
    определение биологической роли жиров и углеводов;
    применение в жизни и на практике знаний, полученных на уроке.
    развивающие 
    формирование умения самостоятельно находить дополнительную информацию и публично выступать;
    совершенствование умения проводить химические реакции;
    формирование умения анализировать и делать выводы при закреплении материала;
    воспитательные 
    развитие трудолюбия, аккуратности;
    воспитание взаимоуважения, этики общения.
    Тип урока: комбинированный
    Планируемые результаты: 
    Предметные: знать состав жиров, их способы получения, уметь соотносить состав и свойства жиров.
    Метапредметные :
    регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки;
    коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, владение письменной речью;
    познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические   рассуждения и делать выводы,  производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
    Личностные:   принятие социальной роли обучающегося,  развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения,  социальных и межличностных отношений.
    №
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя                      (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)
    Деятельность учащихся                   (с указанием форм работы)
    1
    Организационный момент 
    Подготовить учащихся к работе на уроке
    Приветствует учащихся, настраивает на работу учащихся
    Приветствуют учителя, настраиваются на работу
    2
    Мотивация учебной деятельности
    Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности
    В одной притче рассказывается о том, как боги, создав мир, задумались: а где бы понадежней спрятать от человека его самую главную тайну? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут ее. На дне океана? Но в морскую пучину они когда-нибудь спустятся. Может быть на небе, среди звезд? Но даже туда они со временем доберутся.  И решили боги спрятать тайну внутри самих людей. Уж в себя – то человек никогда не догадается заглянуть. И надо сказать во многом боги оказались правы. Мы знаем о себе самих гораздо меньше, чем о Земле, океане и далеких звездах. И вместе с тем боги ошиблись. Что бы ни изучал человек, какие бы объекты не выбирал для исследования, за этим всегда стоит его жгучее любопытство  по отношению  к самому себе. 
    Считаете ли вы себя любопытными, ребята? 
    Тогда я думаю, что этот урок не пройдет для вас бесследно. Сегодня мы будем говорить о веществах, без которых невозможно представить себе человеческий организм, ведь они являются поставщиками энергии. О каких органических веществах я веду сейчас речь? 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Отвечают на вопросы беседы
    
    
    
    Предполагают, что речь идет о жирах и углеводах
    Записывают тему урока в тетрадь
    3
    Актуализация знаний и умений
    (Проверка знаний учащихся)
    Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи.
    Что вы уже знаете из кура биологии о жирах и углеводах 
    А что хотите узнать? 
    Учитель, обобщая ответы учащихся, вместе формулирует план и цели урока.
    Отвечают на вопросы
    4
    Постановка учебной задачи
    Постановка целей учебной деятельности
    Соотнесите общие формулы веществ и названия классов (спирт, простой эфир, карбоновая кислота, сложный эфир). Что вызывает затруднение? Что общего между сложным и простым эфиром; спиртом, карбоновой кислотой и сложным эфиром? 
    Как она называется? 
    Отвечают на вопросы 
    Записывают реакцию получения сложного эфира из спирта и карбоновой кислоты.
    
    
    5
    Освоение нового учебного материала
    Освоение новых знаний и умений
    Беседа по вопросам:
    Что общего у жиров со сложными эфирами?
    
    
    Классификация жиров в зависимости от состава.
    В твердых жирах преобладают остатки предельных кислот: C17H35COOH - стеариновой, C15H31COOH - пальмитиновой, а в жидких - непредельных, например олеиновой C17H33COOH. 
    А какие жиры бывают по происхождению?
    
    Но главным поставщиком энергии в организме человека являются углеводы. Как вы думаете, почему они так называются, из чего они состоят? 
    Что служит источником углеводов? С каким процессом это связано?
    
    
    Дает классификацию углеводов
    Организует работу в группах
    Контролирует работу в группах, направляет, помогает
    Отвечают на вопросы беседы 
    Жиры - это сложные эфиры
    Записывают определение в тетрадь Записывают уравнение реакции образования жира в тетради.
    
    Делают записи в тетрадях
    
    
    
    
    
    
    
    Отвечают на вопросы: растительные и животные. Приводят примеры
    
    
    
    Из воды и углерода 
    Записывают определение "Углеводы"в тетрадь 
    Растения. Фотосинтез.
    CO2+ H2O → углеводы + О2
    Уточнение УХР фотосинтеза: 6CO2+ 6H2O → С6Н12О6 + 6О2
    
    Используют текст учебника и необходимые материалы на столах (лист А3, карандаши цветные, фломастеры) составляют кластер на тему "Углеводы". 
    По окончании времени желающие группы представляют результаты совместной работы.
    6
    Закрепление учебного материала
    Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
    Предлагает выполнить тест 
    Учитель оценивает работу учащихся на уроке, выставляет отметки
    
    Самопроверка учащихся теста.
    
    7
    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
    Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока
    Сообщает домашнее задание, разъясняет его выполнение
    Записывают домашнее задание в тетради
    8
    Рефлексия
    Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности
    Просит сделать выводы, подвести итог уроку
    Осуществляет прием "Что я за птица?"
    Делают выводы
    
     

    Автор(ы): Логинова Ю. Р.

    Скачать: Химия 9кл - Технологическая карта.docx