Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок №16 Водород и его важнейшие соединения

Текст урока

  • Конспект

     Ишкуватова Мавлида Рифовна 
    учитель химии 
    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение 
    "Воздвиженская средняя общеобразовательная школа"  
    Саракташского района Оренбургской области
    
    Название предмета Химия
    Класс 9 
    УМК Химия. Базовый уровень: учебник для 9 класса / И.И.Новошинский – 7-е изд. – М. : ООО «Русское слово-учебник», 2012. – 256 с.: ил.
    Уровень обучения базовый
    Тема урока Систематизация и обобщение по теме «Водород и его важнейшие соединения»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1 час
    Место урока в системе уроков по теме 5 урок
    Цели урока:
     - формирование ключевых компетенций (обобщать, систематизировать, думать, анализировать  и  критически оценивать информацию, адаптироваться);
    - развитие коммуникативных качеств личности, дисциплины учебного труда, ответственность за результаты своего  труда.
    Задачи:
    Общеобразовательные: 
    - Знать общие физические и химические свойства водорода и его соединений;
    - уметь записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства водорода и его соединений в ионном и окислительно-восстановительном виде. 
    Развивающие: 
    -развивать умение работать в атмосфере поиска, творчества, дать каждому учащемуся возможность достичь успеха;
    -умение давать самооценку деятельности на уроке; 
    -ставить цели самообразовательной деятельности; 
    -создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты своей деятельности ; 
    -умение пользоваться справочной литературой. 
    Воспитательные: 
    -создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям;  
    -воспитание воли и настойчивости для достижения конкретных результатов. 
    Планируемые  результаты:
    Каждый ученик должен знать общие физические и химические свойства    водорода и его соединений, уметь писать уравнения химических  реакций, находить причинно-следственные связи, формулировать выводы на  основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексировать свою деятельность.
    Тип урока: обобщение и систематизация знаний (комбинированный)
    Техническое обеспечение урока: учебники, ПСХЭ Д.И.Менделеева, карточки 
    Содержание урока систематизации и обобщения знаний и умений:
    №
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    1
    Организационный момент 
    
    Приветствие учащихся .
    Приветствие учителя .
    2
    Мотивация учебной деятельности 
    выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности
     Цель урока и тема урока формируется вместе с учащимися . 
    Эпиграф «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их.
     ( Сенека младший )
    Учащиеся воспринимают информацию, планируют свою деятельность.
    3
    Актуализация знаний и умений
    выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи.
    1.Работа по карточке. (4 человека) у доски. На местах учащиеся выполняют данные задания по группам
     ( класс делится на 4 группы) .
     Из класса два ученика решают расчетные задачи на закон Авогадро и относительную плотность газов.
    Задача1.  Цинк  массой 6,5 грамм растворили в соляной кислоте. Вычислите объем (н.у.) выделившегося газа. 
    Задача 2. Рассчитайте плотность по водороду следующих газов : а) азота , б) хлороводорода, в) водяных паров  
    
    1.Работают с текстом карточки.  Проверяют вместе с учащимися класса .
    2.Ответ у доски 
    2.1 Нахождение в природе и получение водорода 
    2.2 Химические свойства водорода . Водород – окислитель и восстановитель  
    2.3 Химические свойства воды . 
    2.4 Характеристика водорода по положению в ПСХЭ и водорода как простое вещество. 
    Два ученика  выходят к доске и решают задачу 
    
    
    4
    Обобщение и систематизация знаний
    
    Подготовка к написанию химического диктанта 
    Химический диктант: 
    
    1) Самый распространенный элемент в космосе…….
    2) Хорошо или плохо  растворим в воде.
    3) Газ легче или тяжелее  воздуха
    4) Водород собирают методом вытеснения ……; пробирка расположена …….
    5) Водород с кислородом воздуха образует ……...
    6) С активными металлами образует ……..
    7) Водород является ……… при взаимодействии с оксидами металлов.
    8) Водород может проявлять степень окисления……..
    9) В химической промышленности водород используют для синтеза …….
    10) водород используют как …….   
    
    
    Пишут ответы вместо пробелов и взаимопроверка. (Эталон ответа приводится на доске или на слайде )
    Химический диктант ответы 
    
    1) Самый распространенный элемент в космосе.
    2) Хорошо растворим в воде.
    3) Газ легче воздуха.
    4) Водород собирают методом вытеснения воздуха; пробирка расположена вниз дном.
    5) Водород с кислородом воздуха образует взрывчатую смесь.
    6) С активными металлами образует гидриды.
    7) Водород является окислителем при взаимодействии с оксидами металлов.
    8) Водород может проявлять степень окисления +1, -1 .
    9) В химической промышленности водород используют для синтеза аммиака (NH3).
    10) водород используют как топливо.   
    
    5
    Применение знаний и умений в новой ситуации
    
    Заполните правую часть уравнений реакций, определите, где водород восстановитель, где – окислитель
     ( у доски три ученика  данные задания выполняют на обратной стороне доски) 
    H2 + O2 =                                          
    H2 + S =
    H2 + Cl2 =
    H2  + К =                                                                     
    H2  + Ca  =   
    H2 + WO3+ =
    2.Осуществить превращения, указав условия   
    Fe Н2 H2O NaOH  Cu(OH)2  
             
               NH3
    Заполняют правую часть уравнений реакций. Проверяют 
      2H20 + O2 0= 2H2+O-2    
      в- ль                                            
        H20 + S0 = H2+ S-2                       
       в- ль                                            
        H20 + Cl20 =2H+Cl-
       в- ль
        H20 + 2K0 = 2K+H-                                                                    
       ок- ль
        H20 + Ca 0=Ca+2H2-   
       ок- ль
      3H20 + W+6O3 -2=3H2+O-2 + W0
        в- ль
     2.    за каждое правильно написанное уравнение 1 балл             
    6
    Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
    
    Тест  Вариант 1
    1. Водород получается при взаимодействии:
    1) Cu + HCL→                                    
      2)    Cu + H2O→
    3) Mg + H2SO4 →                                  
    4) S + NaOH→
    2. Укажите валентность фосфора в водородном соединении:
    1) I                 2) II                     3) III                   4) IV
    	3. Простым веществом является:
    1)вода            2) водород          3) соляная кислота    4) воздух
    	4. Водород не реагирует с :
    1) N2               2) S                     3) O2                     4)HCL
    	5. Химические свойства водорода используются при:
    1) получение сверхнизких температур;
    2) наполнение шаров – зондов;
    3) получения металлов из их оксидов;
    4) отводе теплоты в электрических машинах.
    Тест. Вариант -2
    	1. Водород в лаборатории получают взаимодействием:
    1) Fe + H2O→                                       
      2) CO + H2O→
    3) SO2 +H2O→                                      
     4) Zn + HCL →
    	2. Водород реагирует:
    1) только с простыми веществами;
    2) с простыми и сложными веществами;
    3) только со сложными веществами;
    4) только с неметаллами.
    3.Водород проявляет окислительные свойства с:
    1) активными металлами;
    2) оксидами металлов;
    3) кислородом;
    4) хлором.
    4. В промышленности водород получают при взаимодействии:
    1)Na+H2O→                                              2) CH4+H2O→
    3)Zn+H2SO4→                                           4) Ca+H2O→
    5.Гремучий газ это:
    1) V(H2) и 2V(O2)                                   
     2) 2V(H2) и 2V(O2)     
    3)2V(H2) 1V(O2)                                     
    4) 1V(H2) и  1V(O2)
    
     Учащиеся выполняют тесты и самопроверка ответов по таблице   
    
    1
    2
    3
    4
    5
    В-1
    3
    3
    2
    4
    3
    В-2
    4
    2
    1
    2
    3
    
    7
    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
    
    Подготовиться к контрольной работе по теме ОВР Водород .Вода 
     Выполнить задания: №2 стр. 44, №3 стр. 50 №4 стр. 41
    8
    Рефлексия
    
    
    Самоанализ полученных знаний 
    
    Приложение. Самоанализ полученных знаний по теме: «Водород».
    Что о водороде не знаю или забыл(а).
    Поставь знак – или галочку
    Что нового узнал(а) о водороде  и воде 
    Я это уже узнал (а) на прошлом уроке !
    Строение атома водорода.
    Содержание водорода в природе.
    Физические свойства водорода.
    Химические свойства водорода и воды 
    Получение водорода: а)в лаборатории, 
    б)в промышленности
    Проверка водорода на чистоту
    Применение водорода и воды 
    Водород как топливо
    Вода как растворитель 
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Ишкуватова М. Р.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx