Ишкуватова Мавлида Рифовна
учитель химии
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
"Воздвиженская средняя общеобразовательная школа"
Саракташского района Оренбургской области
Название предмета Химия
Класс 9 Класс 9
УМК Химия. Базовый уровень: учебник для 9 класса / И.И.Новошинский – 7-е изд. – М. : ООО «Русское слово-учебник», 2012. – 256 с.: ил.
Уровень обучения базовый
Тема урока Контрольная работа по теме « ОВР. Водород. Вода»
Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1 час
Место урока в системе уроков по теме 6 урок
Цели урока: - проверить формирование ключевых компетенций (обобщать, систематизировать, анализировать результаты лабораторных исследований критически оценивать информацию);
- развитие коммуникативных качеств личности, дисциплины учебного труда, ответственность за результаты своего труда.
Задачи:
Общеобразовательные:
- Знать общие физические и химические свойства водорода, воды;
- уметь записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства водорода и воды в ионном и окислительно-восстановительном виде.
Развивающие:
-ставить цели самообразовательной деятельности;
-создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты своей деятельности;
-умение решать расчетные задачи и пользоваться справочной литературой.
Воспитательные:
-создать условия для формирования культуры умственного труда, интереса к знаниям;
-воспитание воли и настойчивости для достижения конкретных результатов.
Планируемые результаты:
Каждый ученик должен знать и обобщать общие физические и химические свойства водорода и воды , уметь писать уравнения химических реакций, находить причинно-следственные связи, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность.
Тип урока: контроль знаний
Техническое обеспечение урока: ПСХЭ Д.И.Менделеева и таблица растворимости солей .
I вариант
I уровень
1. Закончите уравнения следующих реакций:
а) K + H2SO4 →
б) Al + HCl →
в) Ba + H2O →
2. Осуществите следующие превращения: Н2О → Н2 → Н2О.
Сu
Для первой реакции составьте электронный баланс.
3. Определите степень окисления атомов в следующих соединениях, назовите их: NaH, CH4, NH3 ,HCl
4. Вычислите массу водорода, выделившегося в результате разложения 27 г воды.
5. Допишите уравнение химической реакции: H2SO4 + Ca → ? + H2. Формулы сложных веществ подчеркните. Где используется эта реакция ?
II уровень
1. Закончите уравнения, назовите полученные вещества. В какой реакции водород выступает в роли восстановителя?
а) Li + H2 =
б) C + H2 =
2. Составьте уравнения реакции взаимодействия водорода с: а) оксидом меди (II); б) оксидом свинца (II). 3. Определите степень окисления каждого элемента, расставьте коэффициенты методом электронного баланса: Р2О5 + С → Р + СО 4. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: Н2 → Н2О → Н2 → НСl → хлорид железа (II)
5. Для чистки алюминиевой посуды надо использовать нейтральные моющие смеси. Алюминий – активный металл, он легко реагирует с кислотами и щелочами с выделением водорода. Например, гидроксид натрия в водном растворе взаимодействует с алюминием с образованием комплексного соединения: 2Аl + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + 3H2↑. Рассчитайте объем (при н.у.) водорода, который выделиться при взаимодействии 10 г алюминия с гидроксидом натрия.
II вариант
I уровень
1. Закончите уравнения следующих реакций:
а) Zn + H2SO4 →
б) Ca + HCl →
в) K + H2O →
2. Осуществите следующие превращения: НСl → Н2 → Н2О.
3. Определите степень окисления атомов в следующих соединениях, назовите их: LiH, C2H2, PH3.
4. Рассчитайте объём водорода, образующийся при взаимодействии 13 г цинка с соляной кислотой.
5. Допишите уравнение химической реакции: H2SO4 + Zn → ? + H2. Формулы сложных веществ подчеркните.
II уровень
1. Закончите уравнения, назовите полученные вещества. В какой реакции водород выступает в роли восстановителя?
а) H2 + Cl2 =
б) H2 + PbO2 =
2. Составьте уравнения реакции взаимодействия водорода с: а) оксидом вольфрама (VI); б) оксидом ртути (II). 3. Определите степень окисления каждого элемента, расставьте коэффициенты методом электронного баланса: Н3N + O2 → NO + H2O 4. Осуществите цепочку превращений: Н2 → Н2О → Н2 → НСl → ZnCl2. Определите тип каждой реакции. Укажите, где необходимо, условия протекания данной реакции.
5. Природный газ (метан СН4) не имеет никакого запаха. Чтобы легче обнаружить его утечку из бытовых нагревательных приборов и газопроводов, к нему добавляют немного фосфина РН3, запах которого («запах газа») ощущается, если в 10 м3 природного газа находится всего 0,01 мл фосфина. Рассчитайте число молекул фосфина в 0,01 мл (н.у.) этого газа.
Ответы к контрольной работе по теме «Водород. Окислительно-восстановительные реакции».
I вариант
I уровень
1. а) 2K+ H2SO4 → K 2SO4 + H2
б) 2Al + 6HCl → 2AlCl3 + 3H2
в) Ba + 2H2O → Ba(OH)2 + H2
2. 1) 2Н2О → 2Н2 + О2
2) 2Н2 + О2 → 2Н2О
3)СuO+H2→Cu+ Н2О
3. +LiH- - гидрид лития
-4СН4+ - метан
-3NH3+ - аммиак
4. m(H2) = 3 г
5. Н2SO4 + Са → СаSO4 + H2
II уровень
1. а) 2К0 + Н20 → 2+КН-
гидрид калия
2К0 -2е 2К+ - восстановитель, процесс окисления
Н20 +2е 2Н- - окислитель, процесс восстановления
б) С0 + 2Н20 → -4СН4+
метан
С0 +4е С-4 – окислитель, процесс восстановления
2Н20 -4е 4С-4 – восстановитель, процесс окисления
2. а) Н2 + CuO → Cu + H2O
б) Н2 + PbO → Pb + H2O
3. +5Р2О5-2 + 5С0 → 2Р0 + 5+2СО-2
2Р+5 +5е Р0 2
С0 -2е С+2 5
4. 1) 2Н2 + О2 → 2Н2О
2) 2Н2О → 2Н2 + О2
3) Н2 + Сl2 → 2HCl
4) 2HCl + Fe → FeCl2 + H2
5. V(H2) = 12,432 л
II вариант
I уровень
1. а) Zn + H2SO4 → ZnSO4 + H2
б) Ca + 2HCl → CaCl2 + H2
в) 2K + 2H2O → 2KOH + H2
2. 1) 2НСl + 2Na → 2NaCl + H2
2) 2H2 + O2 → 2H2O
3. +LiH- - гидрид лития
-С2Н2+ - ацетилен
-3РН3+ - фосфин
4. V(H2) = 44,8 л
5. Н2SO4 + Zn → ZnSO4 + H2
II уровень
1. а) Н20 + Cl20 → 2+HCl-
cоляная кислота
Н20 -2е 2Н+ - восстановитель, процесс окисления
Cl20 +2e 2Cl- - окислитель, процесс восстановления
б) 2Н20 + PbO2-2 → Pb0 + 2+H2O-2
свинец вода
2Н20 -2е 2Н2+ - восстановитель, процесс окисления
Pb+4 +4e Pb0 – окислитель, процесс восстановления
2. а) 2Н2 + WO2 → W + 2H2O
б) Н2 + HgO → Hg + H2O
3. 4+Н3N-3 + 5O20 → 4+2NO-2 + 6+H2O-2
N-3 -5e N+2 2
O20 +2e O-2 5
4. 1) 2H2 + O2 → 2H2O – реакция соединения
2) 2Н2О → 2Н2 + О2 – реакция разложения
3) Н2 + Cl2 → 2HCl – реакция соединения
4) 2НСl + Zn → ZnCl2 + H2 – реакция замещения
5. N(PH3) = 24,092 · 1016
Автор(ы): Ишкуватова М. Р.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx