Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок №44 Систематизация и обобщение знаний по темам: Подгруппа азота. Подгруппа углерода

Текст урока

  • Конспект

     Панова Людмила Александровна
    учитель биологии и химии
    МОБУ  "Новочеркасская средняя общеобразовательная школа" Саракташского района
    Оренбургской области
    Название предмета: химия
    Класс: 9
    УМК: химия, И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская, 2010 год издания
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа азота », «Подгруппа углерода». (1 час)
    Место урока в системе уроков по теме: 5 урок 
    Цель урока:
    -уметь составлять уравнения химических реакций и производить вычисления и сравнивать свойства соединений подгрупп азота и углерода
    Задачи урока:
    Образовательные: 
    повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о строении атомов неметаллов, свойствах неметаллов и их соединений, формировать умения систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках химии; рассмотреть значение неметаллов в жизни человека. 
    Развивающие: 
    развивать логическое мышление, способность обобщать, речь, коммуникативные способности, самостоятельность, познавательный интерес;
    Воспитательные: 
    воспитывать культуру умственного труда, ответственность за результаты своей работы.
    Тип урока: обобщение и систематизация знаний
    Планируемые результаты:
    - знать аллотропные модификации атомов азота и углерода
    -химические свойства и применение азота, углерода и их соединений
    -создание основы для формирования интереса к изучению химии
    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблица для заполнения, карточки для учащихся четырех групп, периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости
    
    Содержание урока
    I. Организационная часть урока
    Учитель подчеркивает значение неметаллов для современных отраслей промышленности, повседневной жизни людей и вместе с учащимися определяет тему и цели урока.
    II. Повторение и обобщение пройденного материала.
    «Ребята! На сегодняшнем уроке у нас есть две команды ребят 9-х классов, которые очень хотят сразиться друг с другом и продемонстрировать свои знания по химии
    Учащиеся класса разбиваются на группы для работы над учебным материалом.
    Задание 1 «Разминка».
    «Сейчас я поочередно каждой команде буду задавать вопросы. За каждый правильный ответ каждая команда получит »балл».  В конце урока, учащиеся набравшие 15-20 баллов получают «5», 10-15 баллов – 4.
    Вопросы:
    1) Опишите физические свойства оксида кремния
    2) Опишите физические свойства оксида углерода (IV).
    3) В чем заключается столь резкое отличие в физических
    свойствах оксидов кремния и углерода?
    
    4) Опишите явления адсорбции. Где оно применяется?
    5) Перечислите аллотропные модификации фосфора?
    6) Перечислите аллотропные модификации углерода?
    
    7) Опишите физические свойства графита?
    8) Опишите физические свойства красного фосфора?
    9) Опишите физические свойства алмаза?
    10) Как изменяются металлические свойства в подгруппе
    углерода и почему?
    11) Какой из элементов углерод или азот проявляет в
    большей степени неметаллические свойства и почему?
    12) Где применяют аммиак и его соли?
    
    Задание 2 «Крестики-нолики».
    Химические свойства неметаллов и их соединений повторяем, играя в «крестики-нолики». Уравнения реакций представители команд записывают на доске. Правильное выполнение задания оценивается в 5 баллов.
    Задание для группы №1
    Покажите выигрышный путь, состоящий из формул веществ, взаимодействующих с аммиаком. Составьте уравнения реакций взаимодействия аммиака с веществами, формулы которых составляют выигрышный путь.
    
    Задание для группы №2
    Покажите выигрышный путь, состоящий из формул веществ, взаимодействующих с карбонатом калия. Составьте уравнения реакций взаимодействия карбоната калия с веществами, формулы которых составляют выигрышный путь.
    
    Задание 3 «Химия в литературе»
    
    1. 1) В сказке Владимира Федоровича Одоевского «Мороз Иванович» есть отрывок: «между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да еще какая затейница: коли вода не чиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин, да нальет в нее воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная…»
    Вопрос: Какие методы очистки воды использует рукодельница?
    
    Ответ: фильтрование, адсорбция (поглощение газообразных или растворенных веществ поверхностью угля).
    
    2.  «…Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто не видывал. Из ее пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть не могло возникнуть виденее более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана…. Его  огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами.
    Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.
    - Фосфор, -  сказал я»
    
    Вопрос: В этом отрывке из «Собаки Баскервилей» А. Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Назовите ее.
    
    3) В произведении В. Короткевича «Черный  замок Ольшанский. Дикая охота короля Стаха » мы читаем: «…- Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры» в Италии?.. Есть там  такая пещера – яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут.
    - Почему?
    - Из вулканической трещины выделяется углекислый  газ… А поскольку он…»
    Задание: Закончите фразу. Объясните «загадочную гибель животных».
    
    Ответ: «А поскольку углекислый газ тяжелее воздуха, то он остается внизу. Человеческая голова выше этой зоны. Собачья – нет…»
    
    4)  В произведении В.Д. Одоевского «Мороз Иванович» пишется: «… а я затем в окошки стучусь, - отвечал Мороз Иванович, - а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено, даже и совсем от угара умереть можно»
    
    Вопрос: Угарный газ – сильный яд! Чем это объясняется? Какова первая помощь при отравлении угарным газом?
    
    2) В романе Г.Р. Хаггарда «Клеопатра» читаем: « … она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин… и… опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли»
    Вопрос: объясните растворение жемчужины, запишите уравнение реакции, если формула уксусной кислоты СН3СООН
    
    Ответ: CaCO3 + 2CH3COOH = (CH3COO)2Ca + CO2 + H2O
    Учитель загадывает загадки, а команды отвечают. Право отвечать первым дается тому, кто быстрее поднимет руку. За каждый правильный ответ – 1 балл.
    1) Из меня состоит все живое,
    Графит, антрацит и алмаз.
    Я на улице, в школе и в поле,
    Я в деревьях и в каждом из вас. (Углерод)
    
    2) Я светоносный элемент.
    Я спичку вам зажгу в момент.
    Сожгут меня, и под водой
    Оксид мой станет кислотой. (Фосфор)
    
    3) Предупреждаю вас заранее:
    Я не пригоден для дыхания!
    Но все как будто бы не слышат
    И постоянно мною дышат. (Азот)
    Задание 4
    Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения.
    CO2 → Na2CO3 → CaCO3 → Ca(NO3)2
    SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3 → K2SiO3
    Na2SiO3 → H2SiO3→SiO2→Si
    CaCO3 → CO2 → NaHCO3 → Na2CO3
    Посмотрим на результаты. Представитель команды записывает на доске уравнения и все проверяют (за каждое уравнение – 1 балл).
    Задание 6  «Реши задачу»
    Учитель выдаёт командам карточки с условием задачи. Группа решает задачу. Решения записывают в свою рабочую тетрадь. Через 5 минут работы учитель собирает решения.
    Какой объем (н.у.) оксида углерода(IV) можно получить при взаимодействии 60 г. мрамора, содержащего 8% примесей, с избытком азотной кислоты ?
    III. Подведение итогов.
    Учитель оценивает работу групп и выставляет оценки.
    IV. Домашнее задание:
    1) повторить главы 7-8
    2) подготовиться к контрольной работе.
    Рефлексия:
    Методика незаконченного предложения (устная)
    - Сегодня на уроке я …….
    - Самым полезным интересным для меня было ……
    - Я встретился с трудностями при …….
    - Мне это необходимо для ……..
    - У меня хорошо получилось …..
    - Строки самому себе ……
    - Скажи комплемент новой теме ……
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Панова Л. А.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx

Задания к уроку