Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок №53 Соединения и сплавы железа

Текст урока

  • Конспект

     Сулейманов Артур Фаильевич
    учитель химии и биологии
    МОБУНикитинская средняя общеобразовательная школа"
    Саракташского района Оренбургской области
    Название предмета: Класс: «9»
    УМК (название, автор, год издания): Химия 9 класс, И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская; 2012 г.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый
    Тема урока: «Соединения и сплавы железа»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 11
    Место урока в системе уроков по теме: 8
    Цель урока: обеспечить усвоение знаний о важнейших соединениях железа +2 и +3, качественных реакциях на ионы железа +2 и +3, биологической роли железа.
    Задачи урока:
    Образовательные. 
    - Продолжить систематизировать знания о характере оксидов и гидроксидов со степенями окисления +2 и +3 на примере оксидов и гидроксидов железа +2 и +3.
    - Закрепить умение составлять уравнения химических реакций.
    - Совершенствовать навыки работы с реактивами при выполнении опытов, соблюдать правила по ТБ.
    - Раскрыть значение железа в природе и жизни человека.
    
    Воспитательные. 
    - Проиллюстрировать принцип познаваемости мира.
    - Вырабатывать познавательную активность и интерес к предмету.
    Развивающие.
    - Развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, прогнозировать, находить и объяснять причинно-следственные связи. 
    - Учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы.
    - Учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность.
    Тип урока: Комбинированный урок.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: ПСХЭ Д.И.Менделеева.
    Используемое оборудование: Cпиртовка, пробирки, пробиркодержатель, Fe, HCl, NaOH, FeSO4, FeCl3, K3[Fe(CN)6], K4[Fe(CN)6], KCNS.
    
    Содержание
    №
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)
    Деятельность учащихся (с указанием форм работы)
    1
    Организационный момент
    Подготовка учащихся к работе на уроке.
    - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
    Осознанное самоопределения в учебной деятельности.
    2
    Мотивация учебной деятельности
    Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности.
    Герою знаменитого романа Даниеля Дефо Робинзону повезло в жизни трижды. Первый раз – когда он спасся после кораблекрушения. Второй раз – когда он благополучно добрался до острова. Но, ему повезло еще раз. После долгих поисков он нашел ящик, за который, по его словам, не отдал бы и целый корабль с золотом.
    Что было в этом ящике?
    Обыкновенные железные инструменты: топор, пила, молоток, гвозди.
    Через два столетия на другой необитаемый остров попадают герои другого известного романа – пятеро американцев. Они сумели не только выжить, но и создать более или менее нормальные условия жизни, благодаря тому, что на этом острове была найдена железная руда, из которой были сделаны железные инструменты. Иначе героям Жюля Верна пришлось бы нелегко.
    Как видим без, железа не может обойтись даже приключенческая литература.
    Чрезвычайно важное место этот металл и его соединения занимает в жизни человека.
    И наш сегодняшний урок будет посвящен соединениям, которые образует элемент «железо».
    
    Внимательно слушают учителя, определяют цель урока.
    3
    Актуализация знаний и умений
    
    Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной деятельности.
    Фронтальный опрос:
    1. Какие соединения образуют металлы со степенью окисления +2?
    2. Какие соединения образуют металлы со степенью окисления +3?
    3. Сделайте вывод о характере оксида и гидроксида железа со степенью окисления +2.
    4. Сделайте вывод о характере оксида и гидроксида железа со степенью окисления +3.
    5. Какие химические свойства следует ожидать от этих соединений?
    Ответы учащихся:
    1. основные оксиды, основания, соли.
    2. амфотерные оксиды, амфотерные гидроксиды, соли.
    3. FeO – oсновный оксид, Fe(OH)2 – основание.
    4. Fe2O3 – амфотерный оксид, Fe(OH)3 – амфотерный гидроксид.
    5. взаимодействуют с кислотами, амфотерные оксиды и гидроксиды еще взаимодействуют и со щелочами, нерастворимые основания разлагаются при нагревании.
    4
    Постановка учебной задачи
    Формирование целостной системы ведущих знаний по теме
    Учитель организует диалог с обучающимися, в ходе которого формируются задачи урока. Составляют совместно с обучающимися план работы. Словесный метод (диалог), исследовательский метод.
    Формулируют тему и задачи урока. Составляют план работы изучаемой темы
    5
    Освоение нового учебного материала
    Выявление качества знаний, установление причин недостатков.
    Соединения железа (II):
    Получение: 
    Оксид железа (II) Fe O (порошок черного цвета) получают восстановлением оксида железа (III):
    Fe2O3 + CO = 2Fe O+CO2
    Гидроксид железа (II) получают действием щелочей на соли железа (II):
    FeSO4 +2NaOH = Fe(OH)2 + Na2 SO4
                                белый, зеленеет
    Химические свойства:
    -гидроксид и оксид железа(II) проявляют основные свойства: 
    Fe(OH)2 + 2HC1 = FeCl2 + 2H2O
    Fe O + H2SO4 = FeSO4 + H2O
    -гидроксид железа(ІІ) разлагается при нагревании:
    Fe(OH)2 = FeO+H2O
    Катионы железа(II) легко окисляются кислородом воздуха или другими окислителями до катионов железа(III). Поэтому белый осадок гидроксида железа(II) на воздухе сначала приобретает зеленую окраску, а затем становится бурым, превращаясь в гидроксид железа(III):
    4Fe(OH)2 +2H2O + O2 = 4Fe(OH)3
    Соединения железа (III):
    Получение:
    Оксид железа (III) Fe2O3 (порошок бурого цвета) можно получить разложением гидроксида железа (II):
    2Fe(OH)3 = Fe2O3+3H2O
    Гидроксид железа (III) получают при взаимодействии растворимых солей железа (III) со щелочами:
    FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 + 3NaCL
                                   бурый
    Качественные реакции на ионы железа:
    Лабораторный опыт 16 (Приложение 1.)
    
    
    
    
    Сплавы железа:
    Чистое железо непрочно, мягко и не находит применения.
    Чугун содержит более 2% углерода. Особенность чугуна в том, что при затвердевании не сжимается, а расширяется.
    Сталь содержит менее 2% углерода. Её можно ковать, штамповать, прокатывать.
    Сталь выплавляют из чугуна, при этом из него частично удаляется углерод.
    Биологическая роль железа:
    Железо – составная часть гемоглобина, благодаря которому осуществляется дыхание. Железо необходимо для растений. При его недостатке растения не образуют  хлорофилл.
    Ученики записывают в тетрадь.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    - ученики делятся на две группы и совместно выполняют опыт. Результаты записываются в таблицу. (Приложение 1)
    6
    Закрепление учебного материала
    Организовать первичное закрепление знаний.
    Укажите реактив, используя который можно распознать растворы хлоридов магния, железа (II) и железа (III). Напишите сокращённые ионно-молекулярные уравнения реакций.
    Ученики указывают реактив (гидроксид натрия). И записывают сокращённо-молекулярные уравнения.
    7
    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
    Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения.
    §45, задания   1
    Учащиеся записывают домашнее задание.
    8
    Рефлексия
    Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности
    Прием «Незаконченное предложение»: ребятам нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
    1. сегодня я узнал…
    2. было интересно…
    3. было трудно…
    4. я выполнял задания…
    5. я понял, что…
    6. теперь я могу…
    7. я почувствовал, что…
    8. я приобрел…
    9. я научился…
    10. у меня получилось …
    11. я смог…
    
    Учащиеся высказывают своё отношение к уроку используя начала фраз, предложенных учителем.
    
     

    Автор(ы): Сулейманов А. Ф.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx

Задания к уроку