Шукшина Светлана Петровна
учитель химии
МОБУ “Саракташская средняя
общеобразовательная школа №2”
Саракташский район
Название предмета: Химии
Класс: 9
УМК (Химия 9 класс, И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская,2012год):
Уровень обучения (базовый):
Тема урока: Азотсодержащие органические соединения
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
Место урока в системе уроков по теме: 7
Цель урока: Актуализировать знания учащихся об аминокислотах как органических амфотерных соединениях и о белках - природных полимерах.
Задачи урока:
Образовательные :
- дать понятие об аминокислотах как органических амфотерных соединениях и о белках - природных полимерах;
- рассмотреть строение аминокислот, пептидной группы, способность образовывать полимеры;
- изучить практическую значимость аминокислот и белков для человека.
Развивающие:
- формировать и совершенствовать умения практической работы с химическими реактивами в ходе учебного эксперимента;
-продолжить формирование навыков работы в группе;
-развивать общеучебные и метапредметные умения и навыки, прививая интерес к химии, как учебному предмету.
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения через работу в коллективе;
- формировать навыки исследовательской работы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать, видеть и понимать окружающий мир с позиции химии, выбирать полезные и смысловые установки для своих действии и поступков, вести здоровый образ жизни, самостоятельно ставить цели, добывать знания на основе наблюдений, обобщение результатов эксперимента.
Уметь работать в группе, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу.
Личностные: самостоятельно ставить цели, добывать знание на основе наблюдений, анализа, обобщение результатов эксперимента, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу;
Метапредметные: искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовать ее в домашнее задание.
Техническое обеспечение урока:
Реактивы: раствор белка, хлорид натрия, раствор сульфата меди, 10% раствор гидроксида натрия, концентрированный раствор азотной кислоты.
Оборудование: пробирки, держатели, спиртовки, спички, предметные стекла, пипетки, кусочки мяса, полоски тканей, воронка,марля
Дидактический материал с компетентностно-ориентированными заданиями (КОЗ).
Содержание урока.
Содержание урока
№
Этапы урока
Дидактическая задача
Содержание
Деятельность учителя
(с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)
Деятельность учащихся
(с указанием форм работы)
1
Организационный момент
Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Взаимное приветствие учителя и учащихся
2
Мотивация учебной деятельности
Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности
Мы состоим из них, они для нас необходимы! Они участвуют в синтезе мышечного белка, а также оказывают воздействие на различные процессы. Они представляет особенную ценность для активно тренирующихся спортсменов, но также могут быть полезны и всем, кто ведёт активный образ жизни и постоянно выдерживает интенсивные силовые нагрузки. Они очень полезны во время диет с ограничениями в питании. О чём мы с вами сейчас будем говорить?
Об аминокислотах, записывают общую формулу аминокислот.
NH2—R—COOH
3
Актуализация знаний и умений
(Проверка знаний учащихся)
выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи.
Организует фронтальный опрос:
- Какие функциональные группы входят в состав аминокислот?
- Какими свойствами обладает аминогруппа?
- Какими свойствами обладает карбоксильная группа?
- Какими свойствами будет обладать вещество, сочетающее в себе эти противоположные по свойствам функциональные группы?
- Какие амфотерные неорганические соединения вы знаете?
- Тогда аминокислоты мы назовём …
(органические амфотерные соединения).
Отвечают на поставленные вопросы
4
Первичное усвоение новых знаний
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний о химических свойствах аминокислот.
Изучают свойства аминокислот.
Физические свойства: бесцветные кристаллические вещества с температурами плавления 150 - 250oС, хорошо растворимы в воде (лучше, чем в органических растворителях), многие сладкие .
Химические свойства аминокислот рассмотрим, работая в группах.
Работа в парах:
Необходимо провести опыты и объяснить их протекание всему классу. Записать химические уравнения на доске и в тетрадях
Работают в парах.
(Инструкция №1)
Экспериментально изучают химические свойства аминокислот
5
Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.
Вопросы для класса:
- Как называются вещества, которые взаимодействуют и с кислотами и со щелочами?
- Запишите уравнения взаимодействия глицина с соляной кислотой и гидроксидом натрия.
Запишите самостоятельно реакцию горения аминоуксусной кислоты, уравняйте, проверьте в парах (взаимопроверка).
Реакцию поликонденсации аминокислот рассмотрим по учебнику.( стр.235).
(два ученика делают запись у доски)
Реакции с растворами кислот:
NH2CH2COOH + HCl =(NH3CH2COOH)Cl
Реакции с растворами щелочей:
NH2CH2COOH + NaOH =NH2CH2COONa + H2O
(аминоацетат натрия)
Аминокислоты - амфотерные органические вещества. В водных растворах большинства аминокислот среда слабокислотная.
4NH2CH2COOH + 13O2=8CO2 + 10H2O +2N2
Группа —CO—NH— называется амидной группой, а образующиеся полимеры - полиамидами. Полиамиды -аминокислот называются пептидами. В зависимости от числа остатков аминокислот различают дипептиды, трипептиды, полипептиды. В таких соединениях группы —CO—NH— называют пептидными группами, а связь C—N - пептидной связью
6
Первичное закрепление
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации
Организует работу в группах:
1-я группа: «Качественные (цветные) реакции на белок»
2-я группа: «Обнаружение белков в мясном бульоне».
Организует выполнение тестового задания и взаимопроверку учащихся. Письменный контроль
(тестирование)
Работают в группах.
Экспериментально проводят качественные реакции на белки. (Л.о.№18)
Выполняет предложенные задания. Проводят взаимопроверку. Сравнивают результаты с образцом.
7
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Укажите, чем отличаются белки по химическому составу от жиров и углеводов.
Объясните, почему белковую пищу нельзя заменить на продолжительное время пищей, содержащей только жиры и углеводы.
Воспринимают полученное задания. Слушают и задают вопросы по домашнему заданию.
8
Рефлексия
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.
Подведение итогов, рефлексия и выставление отметок
1. Главным носителем жизни являются … .
2. … - это сложные высокомолекулярные соединения, построенные из … .
3. Элементный состав белков: … .
4. Молекулярная масса белков изменяется от … до … .
5. Многие белки растворимы в …, почти все растворяются в … .
6. Нерастворимы белки, из которых построены … .
7. Функции белков в организме … .
Ответы:
1. Белки.
2. Белки;
остатков α – аминокислот.
3. С, Н, О, N, S.
4. Десяти тысяч, миллионов.
5. Воде, растворах солей, кислот; щелочах.
6. Ткани живых организмов: кожа, сухожилия, мышцы, ногти, волосы.
7. Строительная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая.
Автор(ы): Шукшина С. П.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Шукшина С. П.
Скачать: Химия 9кл - Приложение.docx