Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок №7 Периодический закон Д. И. Менделеева

Текст урока

  • Конспект

     Самарцев Василий Александрович
    учитель химии 
    МОБУ «Черноотрожская СОШ» 
    имени Черномырдина В. С.
    
    Название предмета: Химия
    Класс: 9
    УМК: Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, Новошинский И.И., Новошинская Н.С., 2012 г.
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Периодический закон Д.И. Менделеева.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1.
    Место урока в системе уроков по теме: первый урок усвоения новых знаний в теме «Периодический закон».
    Цель урока: Дать учащимся представление о законе Д.И.Менделеева и о структуре его периодической системы, выявить значение этого закона для развития химии и понимания научной картины мира в целом.
    Задачи урока:
    Образовательные.
    • Сформировать знания о периодическом законе и периодической системе Д.И.Менделеева.
    • Научить учащихся работать с периодической системой (уметь определять положение элемента в периодической системе, свойства элемента в зависимости от положения его в периодической системе).
    • Продолжить формирование умений работать с учебником, тетрадью.
    Развивающие.
    • Развивать наблюдательность, память (при изучении физического смысла периодического закона и графического его отображения).
    • Развивать умение сравнивать (например, сравнение свойств элементов в зависимости от их положения в периодической системе).
    • Научить учащихся обобщать и делать выводы.
    Воспитательные.
    • Продолжить формирование мировоззрения учащихся на основе представлений о значении закона Д.И.Менделеева.
    Тип урока: урок изучения нового материала.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    №
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность 
    Деятельность учащихся                   
    1
    Организационный момент 
    Подготовить учащихся к работе на уроке
    Приветствует учащихся, настраивает на работу учащихся
    Приветствуют учителя, настраиваются на работу
    2
    Мотивация учебной деятельности
    Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности
    Стихотворение  М.Глазкова
    «Таблица Менделеева»:
    «Пусть в зимний день
    с метелями
    Не навещает грусть,
    Таблицу Менделеева
    Я знаю наизусть.
       Зачем ее я выучил?
       Могу сказать зачем,
       В ней стройность и величие
       Любимейших поэм.
    Без многословья книжного
    В ней смысла торжество,
    И элемента лишнего
    В ней нет ни одного.
       В ней пробужденье дерева
       И вешних льдинок хруст,
       Таблицу Менделеева
       Я знаю наизусть».
    - Как вы думаете, ребята, для чего на  необходима таблица Менделеева, какую роль она сыграла в дальнейшем развитии химии как науки?
    Учащийся читает стихотворение
    
    
    
    
    \
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ответы учащихся
    3
    Актуализация знаний
    Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи.
    - Сколько химических элементов было известно в начале XIX  века?
    - На какие элементы были разделены химические элементы?
    Ответы учащихся:
    Было известно 63 химических элемента.
    Сначала было деление на металлы и неметаллы
    4
    Постановка учебной задачи
    Постановка целей учебной деятельности.
    Что известно вам о Периодическом законе и периодической системе химических элементов?
    Периодический закон и периодическая система химических элементов являются основой современной химии. Они относятся к таким научным законам, которые реально существуют в природе и никогда не потеряют своего значения. Эти закономерности были открыты не на пустом месте, они были подготовлены ходом истории развития химии, но потребовалась гениальность научного предвидения Менделеева, чтобы эти закономерности были озвучены. Еще алхимики пытались найти закон природы, на основе которого можно было бы систематизировать химические элементы. Но им недоставало надежных и подробных сведений об элементах.
    К середине XIX в. знаний о химических элементах стало достаточно, а число элементов возросло настолько, что в науке возникла естественная потребность в их классификации. Первые попытки классификации элементов на металлы и неметаллы оказались несостоятельными.
    Предшественники Д.И. Менделеева (И.В. Деберейнер, Дж.А. Ньюлендс, Л.Ю. Мейер) многое сделали для подготовки открытия периодического закона, но не смогли постичь истину.
    Сегодня вы узнаете: как был открыт периодический закон; с какими трудностями столкнулся Дмитрий Иванович после своего открытия; как он их преодолел и кто, сам того не желая, помог ему в этом; чем является периодическая система химических элементов для периодического закона; как открытие строения атома повлияло на периодический закон; как формулируется он в наше время; как правильно пользоваться периодической системой и периодическим законом Д. И. Менделеева?
    Совместно с учащимися определяем тему и задачи урока., учитель записывает ее на доске, учащиеся в тетради.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Учащиеся выступают с сообщениями:
    1. Триады Доберейнера
    2. Классификация Ньюлендса
    3. Классификация Шанкуртуа
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Учащиеся называют тему
    5
    Освоение нового учебного материала
    Освоение новых знаний и умений
    Как же Менделеев пришел к своему открытию? Он выписал на карточки все известные сведения об открытых и изученных в то время химических элементах и их соединениях. Расположил их в порядке возрастания их относительных атомных масс и всесторонне проанализировал всю эту совокупность, пытаясь найти в ней определенные закономерности. В результате напряженного творческого труда он обнаружил в этой цепочке отрезки, в которых свойства химических элементов и образованных ими веществ изменялись сходным образом – периодически – периоды (проделываем на доске тоже самое, что сделал Менделеев).
    Фронтальная беседа:
    1. Как изменяются металлические и неметаллические свойства в определенных промежутках?
    2. Как изменяется степень окисления в высших оксидах и гидроксидах?
    3. Как изменяются свойства оксидов и гидроксидов?
    Заметив, что свойства элементов повторяются через определенный промежуток – период, Дмитрий Иванович расположил их друг под другом. На основании своих наблюдений 1 марта 1869 года Менделеев сделал вывод – сформулировал Периодический закон.
    - Какую же формулировку Периодического закона он предложил? От чего зависят свойства химических элементов и их соединений? 
    Периодическая система – графическое изображение Периодического закона, каждое обозначение отражает какую либо особенность в строении атома
    Закончите предложения:
    1) порядковый номер элемента указывает на…
    2) число других ядерных частиц – нейтронов находят по формуле…
    3) номер периода указывает на …
    4) номер группы показывает на …
    Строение атома объясняет причину изменения свойств элементов.
    Закончите предложения, сверху вниз:
    В группах:
    В пределах одной и той же группы (в главной подгруппе):
    Металлические свойства … Почему?
    Неметаллические свойства … Почему?
    Заряд ядра …
    Число электронов на внешнем уровне …
    Число энергетических уровней…
    В периодах:
    В периодах слева направо:
    Радиус атома…
    Металлические свойства … Почему?
    Неметаллические свойства … Почему?
    Заряд ядра …
    Число электронов на внешнем уровне …
    Число энергетических уровней…
    Радиус атома…
    Следовательно, можно сделать вывод – дать еще одну причинно-следственную формулировку Периодического закона. От чего зависят свойства химических элементов и их соединений?
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Учащиеся отвечают на вопросы беседы
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Формулируют определение ПЗ
    
    
    
    
    
    
    Выполняют задание 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Свойства химических элементов и образованных ими веществ находятся в периодической зависимости от строения внешних электронных слоев атомов химических элементов
    6
    Закрепление учебного материала
    Закрепить у учащихся те знания и умения, которые
    необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
    Предлагает выполнить лабораторный опыт 2 "Сущность явления периодичности"
    Выполняют лабораторную работу, объясняют явление периодичности
    7
    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
    Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока
    Сообщает домашнее задание, комментирует методику его выполнения
    Написать «Письмо от благодарных потомков к Д.И.Менделееву». 
    Записывают домашнее задание в тетрадь
    8
    Рефлексия
    Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности
    Просит поделиться своими впечатлениями об уроке. Закончите предложения, посвящённые сегодняшнему дню.
    1) Сегодня я узнал ………
    2) Я удивился ………
    3) Я хотел бы ………
    4) Сегодня у меня получилось.........
    Делятся впечатлениями об уроке, делают выводы
    
     

    Автор(ы): Самарцев В. А.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx