Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок №9 Значение Периодического закона

Текст урока

  • Конспект

     Самарцев Василий Александрович
    учитель химии 
    МОБУ «Черноотрожская СОШ» 
    имени Черномырдина В. С.
    Название предмета: Химия
    Класс: 9
    УМК: Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, Новошинский И.И., Новошинская Н.С., М.: Русское слово, 2012 г.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Значение периодического закона
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: заключительный урок в теме «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — основа изучения и предсказания свойств элементов и их соединений».
    Цель урока: выявить значение этого закона для развития химии и понимания научной картины мира в целом.
    Задачи урока: 
    Образовательные: 
    • Сформировать знания о периодическом законе и периодической системе Д.И.Менделеева.
    • Научить учащихся работать с периодической системой (уметь определять положение элемента в периодической системе, свойства элемента в зависимости от положения его в периодической системе).
    • Продолжить формирование умений работать с учебником, тетрадью.
    Развивающие.
    • Развивать наблюдательность, память (при изучении физического смысла периодического закона и графического его отображения).
    • Развивать умение сравнивать (например, сравнение свойств элементов в зависимости от их положения в периодической системе).
    • Научить учащихся обобщать и делать выводы.
    Воспитательные.
    • Продолжить формирование мировоззрения учащихся на основе представлений о значении закона Д.И.Менделеева.
    Тип урока: комбинированный урок.
    Планируемые результаты: 
    Предметные:
    выявить функции периодического закона;
    познакомиться с биографией Д.И. Менделеева
    Метапредметные:
    Познавательные УУД: умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования.
    Личностные УУД: умения соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять самоконтроль познавательной деятельности в процессе достижения результата.
    Регулятивные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.
    Коммуникативные УУД: умение общаться с использованием монологической и диалогической речи.
    Личностные:
    творческое отношение к учебному труду.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: ПСХЭ Д.И. Менделеева, тестовые задания (Приложение1),
    
    Содержание урока
    №
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя                      (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)
    Деятельность учащихся (с указанием форм работы)
    1
    Организационный момент 
    Подготовить учащихся к работе на уроке
    Приветствует учащихся, настраивает на работу учащихся
    Приветствуют учителя, настраиваются на работу
    2
    Мотивация учебной деятельности
    Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности
    Периодический закон сыграл огромную роль в развитии химии и других естественных наук. Была открыта взаимная связь между всеми элементами, их физическими и химическими свойствами. После открытия Периодического закона стало ясно, что атомы всех элементов должны быть построены по единому принципу, а их строение должно отображать периодичность свойств элементов. Таким образом, периодический закон стал важным звеном в эволюции атомно-молекулярного учения, оказав значительное влияние на разработку теории строения атома. Он также способствовал формулировке современного понятия "химический элемент" и уточнению представлений о простых и сложных веществах. Используя Периодический закон, Д. И. Менделеев стал первым исследователем, сумевшим решить проблемы прогнозирования в химии. Это проявилось уже через несколько лет после создания Периодической системы элементов, когда были открыты предсказанные Менделеевым новые химические элементы.
    Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.
    
    
    
    
    
    
    Учащиеся формулируют тему урока
    
    3
    Проверка домашнего задания
    Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи.
    Предлагает проверить домашнее задание
    Выполняют домашнее задание.
    Выступает с сообщением «Д. И. Менделеев – ученый и гражданин»
    
    4
    Постановка учебной задачи
    Постановка целей учебной деятельности.
    Когда Д. И. Менделеев работал над обоснованием периодического закона, было известно лишь 63 элемента и атомные массы многих из них были определены неправильно. Так, атомная масса металла бериллия принималась равной 13,5 вместо 9, и бериллий считали трехвалентным металлом. Тогда бериллий пришлось бы поместить между углеродом (ат. масса 12) и азотом (ат. масса 14).
    
    Как Вы думаете нарушалась ли при этом периодичность? Свой ответ поясните.
    
    Отсюда Д. И. Менделеев заключил, что бериллий должен иметь атомный вес (масса), промежуточный между атомными весами лития (7) и бора (11), т. е. примерно 9, а валентность должна быть равна 2, а не 3. Последующие исследования показали, что истинный атомный вес (масса) бериллия 9 и он действительно двухвалентный элемент.
    Подобным же образом Д. И. Менделеев исправил атомные веса целого ряда других элементов, не находивших себе подходящего места в периодической таблице.
    При построении периодической таблицы элементов Д. И. Менделеев оставил незаполненными значительное число клеток, так как не были известны элементы, которые по атомной массе и свойствам можно было бы поместить в них. Д. И. Менделеев пришел к выводу, что эти элементы существуют, но пока еще не открыты. Основываясь на этом, Д. И. Менделеев особенно подробно описал свойства трех из числа еще не открытых элементов. Он назвал их экабором, экаалюминием и экасилицием. В течение последующих 15-лет эти три элемента были открыты.
    Чтобы показать, насколько точными были предсказания Д. И. Менделеева, ниже перечисляются свойства экасилиция, предсказанные Д. И. Менделеевым, и для сравнения – свойства германия, найденные опытным путем после его открытия. (Таблица 3)
    
    На основании полученных сведений скажите, какую роль Периодический закон сыграл в развитии химии? Какие задачи помог решить?
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Учащиеся отвечают на вопрос.
    (Периодичность изменении свойств элементов нарушилась бы, так как металл бериллий оказался бы между двумя неметаллами – углеродом и азотом, а за одновалентным элементом литием вместо двухвалентного следовал бы трехвалентный элемент – бор).
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Учащиеся отвечают на вопрос
    
    
    
    
    5
    Освоение нового учебного материала
    Освоение новых знаний и умений
    Периодический закон и Периодическая система обобщают и систематизируют сведения о химических элементах и образуемых ими соединениях. Зная положение элемента в Периодической системе, вы можете охарактеризовать как сам элемент, так и образованные им вещества.
    Как любой закон природы, периодический закон и Периодическую систему используют для объяснения фактов и явлений.
    На основе строения атома вы можете объяснить взаимосвязь строения и свойств атомов химических элементов, закономерности изменения их свойств, причину периодичности изменения свойств элементов и их соединений.
    Благодаря периодическому закону стало возможным не только классифицировать уже известные элементы, но и исправлять неточно определённые характеристики атомов некоторых из них (относительная атомная масса, валентность), предсказывать (прогнозировать) свойства элементов, которые ещё не открыты.
    Учащиеся записывают функции Периодического закона:
    1. Интегративная (Периодический закон позволил привести в систему и обобщить огромный объем научной информации в химии)
    2. Прогностическая (возможность предсказывать свойства элементов, которые еще не открыты)
    6
    Закрепление учебного материала
    Закрепить у учащихся те знания и умения, которые
    необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
    Предлагает выполнить тестовое задание Выясняет число учащихся, правильно ответивших на вопросы. (Приложение 1)
    Выставляет отметки в журнал
    Учащиеся выполняют тестовые задания.
    Осуществляют взаимопроверку
    7
    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
    Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока
    Сообщает домашнее задание, комментирует методику его выполнения
    Записывают домашнее задание в тетрадь
    8
    Рефлексия
    Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности
    Просит поделиться своими впечатлениями об уроке. Закончите предложения, посвящённые сегодняшнему дню.
    1) Сегодня я узнал ………
    2) Я удивился ………
    3) Я хотел бы ………
    4) Сегодня у меня получилось.........
    Делятся впечатлениями об уроке, делают выводы
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Самарцев В. А.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx
  • Приложение 1

     Приложение 1.
    
    1 вариант.
    А1. У атома серы число электронов на внешнем уровне и заряд ядра равны соответственно
      1) 4 и +16         2) 6 и +32           3) 6 и +16             4) 4 и +32
    А2. Сходное строение внешнего электронного слоя имеют атомы мышьяка и
      1) фосфора         2) селена            3) германия         4) ванадия
    А3. В ряду химических элементов:
                               алюминий→кремний→фосфор→сера
       высшая степень окисления
        1) увеличивается                                          3) не изменяется
        2) уменьшается                                            4) сначала увеличивается, а потом уменьшается
    А4. Притяжение электронов внешнего слоя к ядру увеличивается в ряду
        1) Si-P-N            2) S-P-As             3) Na-K-Rb            4) Si-Ca-K
    А5. В ряду   Ве-В-С-N происходит
       1) увеличение радиуса атомов          
       2) увеличение силы притяжения валентных электронов к ядру
       3) уменьшение электроотрицательности
       4) уменьшение числа валентных электронов
    А6. В порядке усиления неметаллических свойств расположены
       1) S-Se          2) Se-Br           3) Br-I             4) I-Te
    А7. Наибольший радиус у атома
       1) брома             2) цинка             3) кальция               4) германия
    А8. Наибольшей восстановительной активностью обладает
       1) Si              2) Р            3) S             4) С1
    А9. Высший оксид состава ЭО образуют все элементы
       1) IV А группы        2) IIА группы        3) IV периода        4) II периода
    А10. По номеру периода можно определить
       1) количество электронов на внешнем уровне атома      3) заряд ядра атома
       2) количество всех электронов в атоме                             4) число энергетических уровней в атоме
    А11. Сколько энергетических уровней в атоме скандия?
       1) 1          2) 2          3) 3           4) 4
    А12. Оцените правильность суждений
       А. Металлические и восстановительные свойства элементов в главных подгруппах с ростом заряда ядра увеличиваются.
       Б. В периоде с ростом заряда ядра основные свойства оксидов и гидроксидов увеличиваются.
      1) верно только А             2) верно только Б        3) верны оба суждения       4) оба суждения неверны
    А13. Наиболее сильными основными свойствами обладает гидроксид
        1) КОН           2) NaOH             3) RbOH           4) CsOH
    А14. Кислотные свойства наиболее выражены у
        1) Br2O7           2) SeO3            3) As2O5            4) GeO2
    В1. В ряду химических элементов Na ─ Mg─ А1:
       1) уменьшаются заряды ядер атомов
       2) увеличивается число электронов во внешнем электронном слое
       3) уменьшается электроотрицательность
       4) уменьшается радиус атомов
       5) усиливаются металлические свойства
    В2. В ряду химических элементов F─ Br ─ I:
       1) все элементы имеют высшую степень окисления, равную номеру группы
       2) ослабевают неметаллические свойства
       3) увеличивается высшая степень окисления
       4) увеличивается радиус атомов
       5) образуют летучие водородные соединения с общей формулой НЭ
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    2 вариант
    А1. Число электронов в атоме аргона равно числу электронов в ионе
       1) Са 2+              2) Al 3+             3)Na +             4) F ─
    А2. Сходное строение внешнего электронного слоя имеют атомы кремния и
    1) фосфора         2) селена            3) германия            4) ванадия
    А3. В ряду химических элементов:
                               алюминий→кремний→фосфор→сера    радиус атома
        1) увеличивается                                          3) не изменяется
        2) уменьшается                                            4) сначала увеличивается, а потом уменьшается
    А4. Способность отдавать электроны  увеличивается в ряду
        1) Si-P-S            2) S-P-Cl             3) Na-K-Rb            4) Ca-K-Na
    А5. В ряду   Ве-В-С-N происходит
       1) увеличение радиуса атомов          
       2) уменьшение силы притяжения валентных электронов к ядру
       3) увеличение электроотрицательности
       4) уменьшение числа валентных электронов
    А6. Металлические свойства усиливаются в ряду
       1) Mg-Ca-Ba          2) Na-Mg-Al           3) K-Ca-Fe            4) Se-Ca-Mg
    А7. Наибольшую энергию надо затратить на отрыв электрона от атома
       1) серы             2) кремния             3) кальция               4) мышьяка
    А8. Оцените правильность суждений
       А. В главной подгруппе с ростом заряда ядра происходит ослабление кислотных свойств гидроксидов.
       Б. В периоде с ростом заряда ядра происходит усиление неметаллических свойств элементов.
      1) верно только А             2) верно только Б        3) верны оба суждения       4) оба суждения неверны
    А9. Наиболее сильными основными свойствами обладает гидроксид
        1) фосфора           2) кальция             3) магния           4) бария
    А10. Элемент, проявляющий наиболее ярко выраженные металлические свойства
       1) А1            2) Мg            3) Na           4) Si
    А11. В ряду В→С→N→О окислительные свойства
       1) ослабевают           2) усиливаются          3) не изменяются           4) изменяются периодически
    А12. В главных подгруппах с повышением порядкового номера металлические свойства элемента
        1) усиливаются          2) ослабевают          3) не изменяются           4) изменяются периодически
    А13. В ряду Na→К→Rb→Cs способность металлов отдавать электроны
      1) ослабевает           2) усиливается          3) не изменяется           4) изменяется периодически
    А14. Элемент, в атоме которого на внешнем уровне находится четыре электрона
       1) бериллий        2) титан          3) германий        4) фосфор
    В1. В ряду химических элементов Li ─ Ве ─ В:
       1) уменьшаются заряды ядер атомов
       2) увеличивается число электронов во внешнем электронном слое
       3) уменьшается электроотрицательность
       4) уменьшается радиус атомов
       5) усиливаются металлические свойства
    В2. Для элементов 3-го периода характерны  
       1) уменьшение радиуса атома при увеличении заряда ядра
       2) одинаковое число валентных электронов
       3) одинаковое число электронных уровней у атомов
       4) увеличение кислотного характера высших гидроксидов, образованными этими элементами
       5) одинаковое агрегатное состояние при обычных условиях
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Самарцев В. А.

    Скачать: Химия 9кл - Приложение 1.docx