Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Избирательные системы и их виды

Текст урока

  • Конспект

     Обществознание (Право. Основы правовой культуры) 10 класс.
    УМК: Певцова Е.А.. Право. Основы правовой культуры, 2008г.
    Базовый уровень.
    Место урока в системе уроков по теме: 10 урок по главе 3 «Государство и право»
    Тема: Избирательные системы и их виды».
    
    Количество часов на изучение темы: 1
    Цель:
    Создать условия для усвоения учащимися основных форм участия граждан в политической жизни;
    Способствовать формированию элементарных умений грамотного поведения в политической сфере обществ
    Содействовать воспитанию ответственности, законопослушания и патриотического отношения к судьбе своей страны. 
    Задачи урока:
    1. предметная - добиться усвоения учащимися понятий темы урока; выяснить, что такое избирательная система , избирательное право, избирательный процесс; отличие референдума от выборов , голосования от выборов.
    2. метапредметная - развивать навыки коммуникативной речи, умение работать с документами, поддерживать эвристическую беседу;
    3.личностная - воспитывать активную гражданскую позицию.
    
    План урока:
    1. Избирательная система
    2. Избирательное право;
    3. Избирательный процесс;
    4. Референдум, выборы, голосование
    
    Оборудование: проектор, Конституция, учебник А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание 9 класс» М. «Русское слово» 2008 г.; презентация по теме урока; папка с дидактическими материалами к уроку. 
    
    Тип урока : изучение нового материала.
    
    Ход урока
    
    1.Вызов
    Время летит быстро, иногда слишком быстро. новости тебя совсем не интересовали. Проходит время, и ты начинаешь с интересом следить за выпусками новостей и хорошо ориентироваться в политических процессах, происходящих в России. Ты начинаешь понимать, что нельзя оставаться равнодушным к этому, что можно предложить свой сценарий развития страны и знаешь, как можно решить какую-то конкретную проблему общества. 
    
    Современная история знает немало примеров, когда от результатов политических выборов зависели не только дальнейшая жизнь избирателя, но и судьбы людей целого государства( какие примеры политической жизни страны РФ подтверждают мои слова? 
    
    Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Хилера Бэллока, к\й сказал: “У каждого народа те правители, каких он заслуживает”. 
    
    Но когда и в каком государстве может гражданин может предложить решение проблемы, выбрать достойного руководителя и главу государства , региона, предложить свой сценарий развития страны? 
    
    Ответ обучающихся . В государстве  -демократическом, правовом , с республиканской формой правления.
    А каким государством является РФ по Конституции? 
    2.Осмысление
    Таким образом, определим юридическую форму государства нашей страны. «Российская Федерация – Россия есть демократическое ,федеративное ,правовое государство с республиканской формой правления» . (Конституция РФ, ст.1)
    
    Какие по Конституции РФ вы знаете группы прав?(политические , к\е дают право участвовать в политической жизни .)
    
    Каким образом любой гражданин России может принять участие в политической жизни страны?
    
    Ответы учащихся:
    1. Граждане могут участвовать в собраниях, митингах. 
    2. Агитация за ту или иную политическую партию. 
    3. Обращение в парламент, местные законодательные органы с предложениями, проектами. 
    4. Участие в выборах. 
    5. Организация и участие в политических и общественных движениях. 
    6. Работа в качестве партийного деятеля. 
    7. Членство в политическом клубе или организации. 
    8. Денежные пожертвования в пользу партии. 
    
    Становление российской государственности - крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов, отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядку формирования государственных органов. В РФ как высшее непосредственное выражение принадлежащей народу власти конституционно закреплены референдум и свободные демократические выборы. 
    
    Ещё в Древнем Риме все жители делились на граждан и не граждан. Вспомните, какие права были у граждан? (право голосовать). Многие стремились стать гражданами, потому что это была почётная обязанность: избирать и быть избранным, т. е. можно было влиять на власть. А в каком документе закреплены основные права и обязанности граждан РФ? (в Конституции РФ). Прочитайте отрывок из Конституции РФ и ответьте на вопросы? 
    
    Статья 32
    Конституция РФ 
    
    Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. 
    Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. 
    Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 
    
    Вопросы к документу: 
    1. О каком праве граждан РФ идет речь в статьях Конституции РФ? 
    2. Что означает избирать и быть избранным?
    
    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – ОСОБЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СВЯЗАННЫЙ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ВЫБОРОВ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ СПОСОБАМИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ А ТАКЖЕ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ МАНДАТОВ МЕЖДУ ПАВРТИЯМИ
    
    КОМПОНЕНТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
       
    1.Избирательное право.
    
    Словарная работа: учебник стр. 145:
     избирательное право – совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов главы государства, представительных органов и т. д. 
    
    Избирательное право
    
           Активное                              Пассивное 
     «право выбирать»          «право быть избранным»
    В демократическом государстве избирательное право включает в себя четыре принципа: 
    
    1. всеобщее избирательное право (право на участие в выборах граждан, достигших определенного возраста, независимо от пола, возраста, национальности и др.);
    
    2.равное избирательное право (один избиратель – один голос);
    
    3.прямое избирательное право (каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата);
    
    4. тайное голосование (порядок отсутствия контроля за волеизъявлением избирателей).
    
    Вывод: политическими правами обладают все граждане государства, которые не признаны судом недееспособными, независимо от национальности, вероисповедания, социального и материального положения в обществе.
    
    2. Избирательный процесс.        
    
    Избирательное право непосредственно реализуется в избирательном процессе – выборы, референдум. 
    
    Словарная работа:  избирательный процесс -  это порядок и основные стадии  в организации выборов. Основные положения избирательного процесса зафиксированы в документе Федеральный закон «О выборах». 
    1)Работа с понятием. 
    Выборы являются центральным институтом демократического правового государства. В Конституции РФ записано, что Россия — это демократическое правовое государство, поэтому выборы здесь обязательны. Обратимся к словарю. «Выборы» (чтение вслух, запись в тетр )
    
    Учитель: Кто в России имеет право участвовать в выборах? 
    
    Своим правом избирать вы сможете воспользоваться уже через 1-2 года. От того, как вы поступите, будет выражаться ваша гражданская позиция. А чтобы выборы не проходили стихийно, существуют определённые правила их проведения, закреплённые законодательством. Таков Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". Ознакомьтесь с отрывками из него и ответьте на вопросы. (Приложение 1.) 
    
    Статья 3
    Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"
    
    Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 
    
    Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах… 
    
    Статья 4
    Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" 
    
    Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации …и иными правовыми актами…, быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
    
    Вопросы к документу: 
    1. С какого возраста граждане РФ имеют право принимать участия в выборах?
    2. Кто не имеет права принимать участия в выборах?
    Существуют избирательные цензы: 
    1. возрастной;
    2. имущественный;
    3. половой;
    4. социальный;
    5. религиозный;
    6. расовый;
    7. ценз оседлости;
    8. образовательный
    
    Любые ли выборы являются демократическими? Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (Ответы учащихся).
    
    Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо разобрать принципы демократических выборов. 
     Каждой команде выдаются конверты с различными ситуациями. Команда должна определить, какие принципы избирательного права нарушены в этих ситуациях. 
                                
    Ситуации: 1).Молодой человек-избиратель в помещении для голосования получил избирательный бюллетень и начал заполнять его в зале в присуствии других лиц.(нарушен принцип тайного голосования, заполнять необходимо в кабине для голосования)                               
    
     2). Во время голосования рядом с голосующим стоит представитель какой-то политической партии и советует избирателю за кого отдать голос( принцип тайного голосования)                                                                                                                                                    
    3). В избирательном законе 1905 года в Российской империи говорилось: «Один голос помещика приравнивается к 4 голосам буржуазии, 250-и голосам крестьян, 543-м голосам рабочих» (равное избирательное право:один человек-один голос)                                                           
    
     4). Избирательный закон разрешает одному человеку голосовать за другого, т.е. сосед может голосовать за соседа, родственник за родственника(прямое-голосует личноинепосредственно).                                                                                                                                           
    
    5) Лекция учителя. Беседа с учащимися. Как проводятся выборы?
    
    Учитель рассказывает:
    о назначении выборов (кто назначает, в какие сроки);
    о создании избирательных округов и участков;
    о системе избирательных комиссий (используя схему на слайдах)
    
    Далее учащиеся работают индивидуально и в группах  по учебнику, отвечая на вопросы. 
    Как вы думаете, зачем нужно заранее составлять списки избирателей?
    Кто выдвигает кандидатов на выборные должности?
    Объясните необходимость предвыборной агитации.
    В чем заключается голосование?
    Когда выборы считаются состоявшимися?
    Закрепление изученного.
    
    I. Как вы сегодня смогли убедиться, выборы – это процесс длительный, сложный, требующий больших моральных и финансовых затрат. Почему же государство идёт на это? (с целью сохранения свободы выбора, свободы слова и т. д. то есть основных прав граждан страны). 
    Ведь не даром Хилер Бэллок сказал: “У каждого народа те правители, каких он заслуживает”.
    
    Вы согласны с этим высказыванием? Объясните своё мнение. 
     Можно ли назвать выборы элементом демократии? Почему? 
    Каковы принципы избирательного права в РФ? 
    Почему нужно участвовать в выборах? 
    
    Итог урока:
    Домашнее задание: п. 29-30, задание №1
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Несмиянова Н. А.

    Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx